с письменными источниками на уроках истории.




Эффективные способы работы

Методическое объединение учителей:

Шадрина Светлана Владимировна

Куданкина Мария Ивановна

Хакимова Анастасия Анатольевна

учителя истории, обществознания

МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска»

В настоящее время согласно ФГОС основного общего образования по предметной линии «История», работа с историческими текстами, является приоритетной задачей.

Формирование у школьников культуры исторического познания, невозможно без организации работы с текстами источников, которые являются важнейшим средством обучения, развития познавательных способностей и воспитания учащихся. Это обуславливает необходимость активного использования различных исторических тестов в процессе преподавания истории.

Письменные исторические источники делятся на два типа:

Первоисточники: повествовательно-описательные документы, мемуары и эпистолярные источники, государственные документы, материалы периодической печати, материалы делопроизводства, документы общественно-политических течений и партий, публицистика, художественная литература изучаемой эпохи.

Вторичные источники: художественная литература исторического жанра, справочная литература, научные и научно-популярные публикации.

УМК История России под редакцией Торкунова А. В. издательства «Просвещение» предлагает учителям широкие возможности для системной работы с историческими материалами. В учебниках по истории России для средней школы каждый параграф включает раздел с первичными и вторичными источниками, отобранных с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. В каждом разделе изучаемой эпохи есть основополагающие документы и другие материалы, которые нужно обязательно изучить: например, отрывок из «Манифеста Е.И. Пугачева» или мнения историков о правлении Екатерины II, отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище», отрывок - из «Жития Сергия Радонежского».

Традиционными приемами работы с историческими источниками являются:

• Цитирование, декламация (используются небольшие документы, которые ученики могут воспринять на слух).

• Комментированное чтение (позволяет сделать акценты на важных фактах).

• Выборочное чтение (поиск в тексте ответа на поставленный вопрос).

• Анализ (направлен на освоение учениками способов внешней и внутренней критики источника, включает структурный и смысловой анализ).

•Сопоставительный анализ текстов.

При анализе исторических источников традиционно выделяется несколько этапов. На первом этапе необходимо определить, что это за источник, кто его автор, когда и где был создан источник. На втором этапе важно понять, какие исторические факты получили отражение в источнике. На третьем этапе следует определить какую цель ставил автор, создавая изображение. На четвертом этапе оценивается достоверность и полезность источника. Следует отметить, что на практике такая схема часто видоизменяется или упрощается, что связано с конкретными целями использования источника на уроке.

Рассмотрим некоторые примеры работы с письменными историческими источниками на уроках истории.

1. Расставьте отрывки из «Повести временных лет» в хронологической последовательности.

1. После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда он пришел, повелел перевернуть кумиров…

2. И повелел крестить себя... И многие из его дружинников, увидев это, крестились

3. В год 6495 (987).Созвал Владимир бояр собственных и старейшин градских и произнес им: Вот прибывали ко мне болгары, говоря: Прими закон наш.

4. Вот брал теснее город ваш замечательный; слышал же, что имеете сестру девушку; если не отдадите ее за меня, то сделаю столицей вашей то же, что и этому городку. И, услышав это, опечалились и отправили ему весь такую: Не пристало христианам выдавать жен за язычников.

5. Они же сказали: Прогуливались в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; Не добр закон их. И пришли мы к немцам и лицезрели в храмах их разную службу, но красы не лицезрели не какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они господу своему, и не знали на небе либо на земле мы

6. И произнесли дворяне и старцы: Знай, князь что собственного никто не бранит, но выхваляет. Если хочешь на самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: отправив их разузнай, какая у них служба и кто как служит Всевышнему.

7. И поставил церковь во имя святого Василия на холмике, где стоял идол Перуна и иные и где создавал им требы князь и люди. И по иным городам стали ставить церкви и определять в их священников и приводить людей на крещение по всем городкам и селам

8. И спросил Владимир: Где примем крещение? Они же произнесли: Где тебе любо. И когда пошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войсками на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе.

 

2. Выявление ошибок в историческом источнике.

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. Найдите фактические ошибки и исправьте их.

Павел Первый принял за свое правление несколько важнейших нормативных актов. Один из них — «Манифест о трехдневной барщине». Согласно нему помещикам рекомендовалось ограничить барщину тремя днями в неделю. Кроме того, при Павле I Россия вела участие в войне в составе Второй антифранцузской коалиции против Наполеона. Во главе русской армии находился М.И. Кутузов. Он провел два успешных похода — Итальянский и Шведский. Однако в результате противоречий между австрийским и русским командованием Вторая коалиция распалась и Павел I начал сближаться с Наполеоном.

 

3. Анализ исторической ситуации.

Молодой человек обучался в привилегированном учебном заведении, созданном по указу императора для своих младших братьев. После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное

гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?

3) Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.

 

4. Соотнесите события и соответствующие им отрывки из «Повести временных лет» на тему «Княжеские усобицы».

1) Смерть князя Владимира А) Пришёл Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту.
2) Присвоение Святополком киевского престола Б) Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?» И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен», Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу…
3) Убийство Святополком Бориса и Глеба В) Сев на коня, въехал он (Болеслав) в реку, а за ним воины его, Ярослав же не успел исполчиться, и победил Борислав Ярослава. И убежал Ярослав с четырьмя мужами в Новгород. Болеслав же вступил в Киев со Святополком. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам на покорм»; и было так…
4) Разгром Ярославом войск Святополка Г) …Приезжали Святополк с дружиною к озеру, и вступили на лёд, и подломился под ними лёд, и стал одолевать Ярослава, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу…
5) Приход Ярослава в Киев Д) Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковёр, и спустили верёвками на землю; затем, возложив его сани, отвезли и поставили в церкви Святой Богородицы, которую он сам когда – то построил….
6) Разгром Ярослава совместными войсками Святополка и польского короля Бореслава
7) Изгнание поляков из Киева
8) Разгром Ярославом войск Святополка, который привел печенегов на Русь
9) Окончательное закрепление Ярославом за собой киевского престола

 

5. Используя карту «Монгольское нашествие», расположите в правильной последовательности отрывки из русских летописей.

1. … С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых (темник – начальник над «тьмою» - десятичного войска). Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов ….

2. … Потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел Всеволод, сын Юрьев, внук Всеволода, против татар, и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве..

3. … Той же осенью пришли из восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский, и перебили оружием (всех жителей) от старца и до юного и до сосущего младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили …

4. …Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли, и князя убили…

5. … И пошли безбожные татары на (реку) Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом, и Владимиром, и с мужами своими пошел против поганых и встретились оба (войска), и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками …

6. … В субботу Мясопустую начали … татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки (стенобитные орудия), а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю Мясопустую рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день … и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот …

6. Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет».

1. «И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «… Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».

3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хороса, Даждьбога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «будто молнию небесную, - говорили они, - имели у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…»

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, ли зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл на Оку и на Волгу, и встретил вятичей…»

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом – новгородцев; и стал пред гадом печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

Номер отрывка Место и время события Действующие лица Последствия
       

 

Следует отметить, что работа с историческим источником является обязательным элементом при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Правильно организованная работа с письменными историческими источниками позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.

Обучение школьников работе с историческими источниками развивает их способности к критическому мышлению, формирует исследовательскую позицию, значимую для успешной социализации в современном информационном и поликультурном мире, для выстраивания своей идентичности в историческом пространстве и выработки собственной позиции по отношению к событиям прошлого и сегодняшнего дня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: