Методы философии и её внутреннее строение.
План темы
- Этапы философии
- Методы философии
- Функции философии
- Основной вопрос философии
Основные понятия (категории) темы
Диалектический метод, метафизический метод, прагматический метод, структурализм, элемент, структура, функция
- 1.Этапы философии Предмет и структура философского знания
![]() | Освальд Шпенглер (1880-1936гг): Теория локальных культур-«Закат Европы»: история-ряд независимых друг от друга культур, проживающих подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания; культура-совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя зрелость и старость» |
Историческая переориентация философии:
- от природы к мифу (этап зарождения философии)
- от мифа к логосу (древняя философия)
- от логоса к Богу (Средневековье)
- от Бога к науке (Возрождение и Новое время)
- от науки к искусству (иррационализм 19 века)
- от искусства к технике (техницизм и технократизм 20 века)
- от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм 21 века).
2.Методы философии:
- Формально-логический (метафизический) и диалектический (теоретические методы: поиск истины в сфере познания).
Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей.
1) Д.- теория развития, а не любых изменений.
2) Признание объективной и субъективной Д.
3) Внутренний каркас Д.- принципы, законы, категории.
4) Д.- роль и теории и методологии.
Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется прежде всего как количественное увеличение объектов без их качественного изменения.
Разновидности: догматизм, релятивизм, софистика, эклектика,
Синергетика – это направление межотраслевых исследований, объект которых – процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и др. природы.
- Прагматический метод (эмпирическое направление, практический смысл)
- Структурализм (выявление структурных аналогий в различных системах мысли)
- Системный подход (элемент, структура, функция)Системный подход – это рассмотрение той или иной совокупности материальных объектов в качестве системы. Система – ограниченное множество элементов, находящихся во взаимосвязях. Элемент – неразложимый деле компонент системы. Структура – взаиморасположение и устойчивые взаимосвязи элементов системы
Новейшее время-язык
Новое время-человек и общество, методы познания
Средние века-Бог
Античность-космос
Логико-гносеологическая: разработка самого философского метода, его нормативных принципов, обоснование понятийных и теоретических структур научного знения
Интегрирующая: -отъединяющая роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, способных образовать целостность
Координирующая: -координация методов в процессе научного исследования
Эвристическая:- содействие прироступолученных знаний, в т.ч. создание предпосылок для научных открытий
Отражительно-информационная
Культурно-воспитательная
Социально аксиологическая
-осмыслить жизнь
-найти ее смысл
-укрепить свой дух
Гуманистическая:
Классическая форма-Древняя Греция
Индия, Китай, Египет
В странах древнего мира
Философия
Ф. возникла ~ 2500л.н.
-любовь к мудрости, любомудрие (Пифагор)
-наука о первоначалах и первопричинах всего сущего (Аристотель)
-эпоха, схваченная в мысли (самосознание эпохи) (Гегель)
-критические размышления об устройстве мира, о нашем месте в нем, о наших познавательных возможностях и способностях
вершить добро и зло (Островский Э.В.)
-обостренно-совестливое отношение человека к окружающему его миру (Канке В.А.)
Предмет Философии (существует объективно)-всеобщее в системе «мир-человек»
Основные аспекты и взаимоотношения
Духовно-практический
Следовательно, философское знание носит комплексный характер и есть интеграция обширных знаний:
Онтология-учение о бытии и его сущности
Гносеология-учение о познании
Антропология-учение о человеке
Логика-учение о мышлении, его законах и формах
Этика-учение о морали
Эстетика-учение о прекрасном в жизни и искусстве
Аксиология-наука о ценностях
Социальная философия-учение о человеческом обществе
История философии-изучает зарождение, становление и развитие философской мысли
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Мировоззренческие функции
-разработка представлений о ценностях (Добро, Справедливость, Правда, Красота, Общественный идеал)
-интерпретация социальной действительности и критика ее структур, состояний, социальных действий
-формирование у человека важных качеств личности-высокого мышления
-разработка МВз, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека
Методологические функции
Содержание философии - проблемы и их исследование (становится предметом исследования истории философии, но не философии как теории)
Изменение проблем (предмета) Философии в ходе истории
5.Основной вопрос философии: отношение сознания к
материи, субъективного к объективному
ЗАДАНИЕ: