Образ российского человека




Сравнение образа российского государства и образа человека в фильмах К-19 (США) и Брат 1,2 части (Россия).

Введение

Актуальность темы моего эссе состоит в том, что в наше время молодёжь и даже взрослые люди предпочитают зарубежную культуру отечественной. Многие хотят покинуть Россию. Всё русское считается плохим, некачественным, бескультурным, что, зачастую, совершенно не соответствует действительности. Целью данного эссе является сравнительный анализ двух фильмов одного и того же периода, конец 90-ых – начало 00-ых, американского и российского производства, К-19 и Брат (1 и 2), так как в них, как мне кажется, лучше всего представлен образ российского государства и человека. Предмет эссе – российское государство и человек.

Образ российского государства.

Для начала попытаемся разобраться, в чём же важность данного анализа. Фильм – продукт массовой культуры, т.е. его смотрит большое количество людей, которые, в большинстве своём, не анализируют увиденное. Этим легко могут пользоваться авторы данных картин, вставляя тот посыл, который им выгодно, что, безусловно, влияет на подсознание зрителя и формирует его мнение. К тому же в то время именно телевидение было главным развлечением общества.

Итак, приступим к анализу. В фильме американского производства 2002 года К-19, режиссёра Кэтрин Бигелоу, мы видим сильное советское государство 1960-ых годов. Оно способно на многое в плане своей военной мощи. Ракеты грозят врагам из-за океана, царит дисциплина и порядок. Но это только с первого взгляда. Даже учения показывают, что присутствует техническое отставание, за которое винят простых моряков, а не конструкторов и высшее начальство. Высшее начальство стремится показать свою мощь любой ценой. Под подводной лодкой в фильме подразумевается всё советское государство, а под выходом в море его существование. Другими словами, с точки зрения Америки, идея СССР с самого начала была провальной. Также примечательным является тот факт, что был отстранён лучший специалист по атомным реакторам за несоответствие дисциплине. Под этим понимаются репрессии. Выдали не те лекарства, это показывает, что под внешней дисциплиной скрывается безответственное отношение к простому народу.

Переходим к выходу в море. Командир лодки старался выполнять сложнейшие задачи, не считаясь с возможностями экипажа и самой лодки, что привело к непоправимому, а именно к катастрофе в реакторе. Единственная надежда на спасение – американцы. Командование долго сопротивляются, постепенно погибает экипаж. В конце концов, приходится обратиться за помощью к Америке, которая и вытаскивает всех из «смертельно опасной лодки». Несмотря на то, что замполиты показывали их, как опасных врагов, именно они и помогли выжить русским.

Советское государство показано в фильме как безмолвная машина, лишённая чувств, гуманности, и отрицающая любую человечность, в противовес Америке, обладающей всеми этими качествами.

В фильмах Брат и Брат 2 (1997, 2000), А. О. Балабанова, Россия показана такой, какая она была на тот момент: бедной, грязной, отчаявшейся. Засилье преступников и иностранцев, которые фактически правят Россией. Народ голодает, не может найти работу, правительство ничем не может помочь, нет чувства безопасности. Общество разделилось на честных и бесчестных, при том, что бесчестные люди богаты, а честные – нет. Россия в этих фильме представлена женскими образами. В первой части это девушка водитель трамвая, которая помогает спастись от бандитов главному герою, о котором мы поговорим позже, становится любовницей героя, всячески его поддерживает, но бросает его, когда тот становится преступником. Также представлена альтернатива – девушка Кэт. Она показывает новую Россию, без идеалов честности и справедливости. Разница между ними очень ярко показана в моменте, когда главный герой предлагает деньги. «Старая Россия» не берёт деньги, заработанные нечестно, а «Новая Россия» - берёт. Во второй части Россия представлена проституткой, работающей в Америке. Она поехала в поисках лучшей жизни, наслушавшись рассказов о «прекрасной Америке», но в итоге ничего не добилась, а только потеряла честь. Но главный герой смог вернуть её в правильное русло. Дал ей силу и смелость. Она смогла бросить своих хозяев и с «русским размахом» вернулась домой. Тем самым российское государство показано нам как обманутое, но всё же не теряющее надежды.

Образ российского человека

Любому обществу хочется видеть «героя», того на кого хочется равняться. Но, в то же время, герой не должен быть недосягаем. Таким простым парнем, на которого многие молодые люди хотели равняться, а также находили в нём себя, был и, пожалуй, есть главный герой фильмов Брат и Брат 2.

В обеих частях российский человек представлен двумя образами. Это Данила и Виктор Багровы. Данила – образ простого народа, честного и правильного. Он возвращается с Чеченской войны, но дома он никому не нужен. У него нет ни денег, ни работы, ни будущего. Такими были многие молодые люди в то время. Его брат Виктор показан совсем другим. Он преступник и готов на всё ради денег. Данила, ради брата, соглашается пойти на преступление. Тем самым он предаёт самого себя и свои принципы. Деньги начинают овладевать им. Его совесть представлена в роли немца Гофмана. Сначала Данила помогает немцу спастись от бандита и преломляет с ним хлеб, но потом и сам становится бандитом. Очень важно понять, почему эту роль играет именно немец. Я считаю, что этот факт показывает нам, что русский – не национальность, а состояние души. Немец – русский, а кавказец в трамвае – нет, но это связано не с их происхождением, а с их поведением. Данила поддаётся на зов денег, но не отдаётся им окончательно. Он не потерял все моральные ценности, как его брат Виктор. Виктор в конце фильма просит Данилу не убивать его, думая, что брат способен на это, то есть на месте Данилы Виктор бы убил брата ради денег. Но получив деньги Данила не находит счастья, он только теряет себя. О чём говорит и немец, то есть его совесть, который не принимает денег. Во второй части фильма Данила уже имеет к деньгам другое отношение. Он не стремится к ним и говорит, что в них нет правды. Он готов на всё ради своих соотечественников и друзей. Его брат Виктор, как новый русский, уже полностью раскрывает себя. Он полностью подстраивается под американские ценности. Улыбается в лицо, но за спиной высказывается о собеседнике не в лучших красках. В конце фильма он решает остаться в Америке, но добивается этого через преступление. Его арестовывают, что помогает ему остаться. Этим показывается то, что он окончательно становится «узником денег». Образ главного героя репрезентирует лучшие качества российского человек: сила духа, скромность, любовь к ближнему и честь. Данный фильм разобран на цитаты во всём русскоязычном пространстве, а фраза «В чём сила?» стала неким заслоном на пути американских ценностей. Ведь особую опасность для формирования молодых поколений россиян представляет стремительно развивающаяся по американским образцам массовая культура.

В фильме К-19 образ российского человека представлен в другом свете. Там образы двух типов людей, имеющих власть, занимают командир экипажа и старком. Первый – делает всё для советской власти, несмотря на то, что его отец попал в лагерь. Он безуспешно пытается защищать разваливавшуюся подводную лодку, не боясь никаких жертв. Он не готов просить о помощи Америку. Старком же, человек умный и опытный. Ему неважны принципы и идеи государства. Он действует согласно идеям гуманности и здравого смысла. Ему важнее спасти людей. Для этого он предлагает попросить о помощи американцев. Простой народ же представлен экипажем. Это безмолвная масса, у которой всё-таки есть свои чувства, мечты и судьбы. И всё, чего они хотят, так это выжить. Изначально они поддерживали систему, то есть работали на подводной лодке, не боясь жертв, так как верили, что это честь для них. Но, когда реактор вышел из строя, их задача была только спастись, чего им не давал сделать командир лодки. Таким образом, российский человек представлен, как страдающий, но в то же время имеющий шанс на спасение, а спастись можно только с помощью Америки. Здесь российский человек обезличен, он представлен, как масса людей, объединённая общим бременем, но, при этом, у каждого из них свои чувства и мысли.

Заключение

Итак, мы видим, что мнение о прошлом и будущем российского человека разнится в российском и американском кинематографе. В отечественных фильмах Брат и Брат 2 государство ухудшило свой положение в связи с перестройкой, а в американском фильме К-19 – улучшило, так как пришло за помощью к Америке. Правильный российский человек представлен, как борющийся с Американскими ценностями и образом жизни в российском кино. А в американском кино российский человек показан, как обретший счастье и шанс на жизнь, придя к Америке, а о прошлом остаётся только плакать на могиле погибших товарищей. Всё это связано с российской и американской мифологией, которая находит своё отражение и в политике. Россия настаивает на своей духовности и высоких моральных ценностях, а Америка – на том, что их страна и армия это рассадник демократии и свободы, который готов помочь всем и каждому.

 

Литература

1) Политическая культура. Авторский учебник / ВШЭ. Ред. Г. Л. Тульчинский. М.: Юрайт,2016.324с.

2) https://cyberleninka.ru/article/n/geroy-v-rossii-kto-on-analiziruya-sovremennyy-kinematograf/viewer (дата обращения 10.12.2020)

3) https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.479



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: