7 Вариант
1. Бюджетная классификация доходов.
2. Сущность и содержание бюджетного планирования, его цели и задачи.
1. Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.
Доходы бюджетов подразделяются на три вида:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозвратные и безвозмездные перечисления.
1) Налоговые доходы - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.
2) Неналоговыми доходами являются:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
г) иные неналоговые доходы.
3) Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:
- финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;
|
- выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;
- иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные. Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ, являются их собственными доходами.
Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.
2. Бюджетное планирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса. С его помощью осуществляется распределение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития страны и соответствующих территорий.
|
Бюджетное планирование — составляющая часть финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления — федеральном, региональном, местном.
В настоящее время бюджетный процесс в России достаточно четко регламентирован БК РФ и НК РФ, а также другими законодательными актами, имеющими непосредственное отношение к бюджетной сфере. Это позволяет законодательным и представительным органам власти вовремя, до начала нового финансового года, утверждать бюджет.
Главной целью бюджетного планирования является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами единой государственной политики.
Основные задачи бюджетного планирования:
— определение объема доходов бюджета по каждому источнику поступлений и общему объему доходов бюджета;
— определение расходов бюджета в разрезе кодов классификации доходов и общего объема расходов, установление приоритетных расходов;
- обеспечение сбалансированности бюджета на основе разграничения доходов и расходных обязательств и использования различных форм межбюджетных трансфертов;
— управление бюджетным дефицитом, обеспечение устойчивости бюджета путем создания бюджетных резервов.
Значение бюджетного планирования состоит в том, что оно является важнейшей функцией и составной частью государственного и муниципального управления, обеспечивает правовую и финансовую основу для реализации органами власти полномочий, закрепленных за ними действующими нормативными правовыми актами. Всё это определяет в комплексе государственную (муниципальную) финансовую политику на всех уровнях управления.
|
С недавнего времени самой распространенной моделью управления общественными финансами являлась модель постатейного бюджетирования, цель которого состоит в обеспечении целевого использования средств. Однако многолетний опыт использования данной модели в разных странах мира продемонстрировал низкую степень ее эффективности. Ее основной недостаток связан с низким уровнем ответственности и инициативности нижнего звена государственного и муниципального управления, отсутствием заинтересованности в экономии средств.