главная мысль Тургенева: «Кто те люди, кому можно будет доверить пути обновления России?»




Кто нужен России?

Сегодня нам предстоит ответить на два главных вопроса:

– Почему Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя?

– Кто нужен России?

главная мысль Тургенева: «Кто те люди, кому можно будет доверить пути обновления России?»

. Визитная карточка Евгения Базарова. 1) Отношение к старшему поколению: «Архаическое явление!» (IV гл.) «Твой отец добрый малый… но он человек отставной, его песенка спета» (гл. IX). Про деда Кирсановых Базаров говорит отцу, который служил у него в бригаде: «Сознайся, дубина была порядочная» (XX гл). 2) Своими учителями считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.). 3) Об отношении к поэзии: «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду» (X гл.). «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (VI гл.). 4) Об отношении к любви, к женщине: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII гл.). 5) Отношение к браку: Базаров говорит Аркадию, который находит, что отец должен жениться на Фенечке: «Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал» (IX гл.) 6) Отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX гл.). 7) Отношение к музыке: «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в…м уезде – играет на виолончели! » Базаров продолжал хохотать…(IX гл.). 8) О живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит…» (X гл.). 9) Отношение к родителям, к матери: «Я слышу. Как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего» (XXI гл.). 10) О своём жизненном предназначении: Идеи Базарова – уничтожение, разрушение. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила…» «Это уже не наше дело (строить)… Сперва нужно место расчистить», (X гл.). «Плётка – дело доброе» (XIII гл.), «…мы драться хотим…» (XXVI гл.) Материал для беседы: Писатель присматривался и к молодому поколению. Представитель его – Евгений Базаров. Кто он? Врач, учёный, естествоиспытатель, сын полкового лекаря, закончил Медико-хирургическую академию. Тургенев отмечает его несомненные достоинства. Какие? Ум, трудолюбие, знания, чувство юмора, благородство. Как это сказывается в его поступках? Он находит общий язык с Фенечкой, любит и умеет общаться с детишками, остался другом Аркадию Кирсанову, оказалось, любит родителей, полюбил Одинцову. Глядя на то, как он разговаривает с Фенечкой, как общается с детишками, мы можем предположить, что он мог бы стать хорошим, заботливым отцом. Но Тургенева настораживают взгляды Базарова. Как известно, он нигилист. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, отрицает веру, духовную сторону человеческой жизни, признаёт только «материю и силу». Что же конкретно он отрицает? Чем это опасно? Выдерживают ли его взгляды проверку временем? Многие убеждения автор развенчивает образом самого героя в сцене «Прощание Базарова с Одинцовой». Поэтому в данный момент остановимся лишь на некоторых идейных позициях нигилиста. – Своими учителями Базаров считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов, отрицавших Бога. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.). Базаров говорит это в то время, когда в России были такие русские учёные с мировым именем как Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев... В это время жили русские философы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин… Перед смертью Базаров, хоть и в свойственной ему манере, всё же просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу» (XXVII гл.). Многие современники называли Тургенева западником. Фигура Базарова настолько его увлекла, что он даже вел дневник от лица героя, учился видеть мир глазами Базарова. Но писатель русский в полном его развитии, потому что в изображении, в оценке своих главных героев он использует христианскую систему ценностей. Поколение «детей» «напялило» на себя новомодные одежды, которые оказались обветшалыми лохмотьями. Западная система ценностей в столкновении с жизнью давала сбой. Но чтобы понять это, русскому человеку, надо было потерять жизнь. – Базаров не придает значение браку, не признаёт любви. «Этакое богатое тело!.. хоть сейчас в анатомический театр», – говорит он об Одинцовой. От цинизма Базарова коробит даже Аркадия: «Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже». Тургенев, размышляя над романом и, несомненно, и над своей бобыльей жизнью, отдаёт Базарову слова, которые тот скажет при прощании Аркадию: «А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то, что мы с тобой» (XXVI гл.). – Природа в понятии Базарова оказывается лишь мастерской, бессмысленной и мёртвой без человека-мастера. Но что будет с природой, когда этот работник (вульгарный материалист) придёт? Что сотворит он с природой? Преследуя цели ближайшей выгоды, он будет поворачивать реки вспять, разрушать озонный слой, губить ценные породы леса и популяции животных. Мы видим тургеневские пейзажи в романе, приметы которых утверждают существование вечной красоты. – Базаров равнодушен к музыке и живописи. – Идеи Базарова – уничтожение, разрушение. И.С. Тургенев «умертвил» своего героя. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с точки зрения автора, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обречённую на гибель». Работа с текстом романа. Анализ сцены «Прощание Базарова с Одинцовой» (XXVII гл.). План анализа эпизода: 1) Вступление (главная идея произведения, частью воплощения которой является эпизод). 2) Анализ (как самостоятельного произведения, конфликт, герои, характеристика героев, сюжетные образы и мотивы, художественные эффекты, помогающие понять идею произведения). 3) Вывод (роль данного эпизода в произведении). 1. Чтение отрывка романа от слов «Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет» до слов: «Базарову уже не суждено было просыпаться»). 2. Аналитическая беседа по содержанию эпизода романа. Вопрос: Назовите главную идею произведения. Ответ: В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Вопрос: Назовите героев данного эпизода. Ответ: Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Вопрос: Найдите строки, где скрыт внутренний конфликт эпизода. Ответ: Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Взгляды героя, его принципы вступают в непримиримое противоречие с жизнью. Вопрос: Каким видим мы Базаров перед лицом смерти? С какой стороны он открывается нам? Почему он становится ближе нам перед смертью? Ответ: Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения. Базаров становится человечнее и возвращается к абсолютным ценностям человеческого бытия. Вопрос: Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. Какие именно? Ответ: Почти все основные принципы. Истинными ценностями для Базарова теперь предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» (XXVII гл.). Ценностью жизни становится для него его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!» (XXVII гл.) Сколько поэзии звучит в его последнем напутствии любимой женщине: «Ну, прощайте! Живите долго…». Так и хочется продолжить: «Я вас любил так трепетно, так нежно, / Как дай вам бог…». Какая вы славная!.. такая красивая…» – признаётся он Одинцовой. (XXVII гл.) Вопрос: Как меняется речь героя романа? В жизни своей он не употреблял слов, близких к церковной лексике. И вдруг в его речи появляется образ лампады: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» (XXVII гл.) Вопрос: Есть ли в эпизоде подтверждение, что рушатся материалистические взгляды Базарова? Ответ: Перед лицом смерти он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой начинает задумываться о настоящем Боге, о Его помощи ему. Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу». Вопрос: Какую роль играет данный эпизод в раскрытии главной идеи произведения? Ответ: Этот эпизод играет в романе очень важную роль и в раскрытии образа главного героя, и в раскрытии центральной идеи произведения. Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма». Евгений Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный человек. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле и созидать. Проблемный вопрос урока: Почему И.С. Тургенев заканчивает роман смертью героя? («И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!» (XXVII гл.). Ответ мы находим в строках текста, который только что прочитали. Это размышления героя, нужен ли он России: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продаёт…мясник…постойте, я путаюсь… Тут есть лес» (XXVII гл.) Слова «Тут есть лес» не случайны. Перед смертью в душе героя происходит глубокая внутренняя работа. Базарову открывается: разрушители не нужны России. Нужны созидатели: сапожник, портной, мясник… этот ряд он мог бы продолжить: врач нужен, учёный… Именно в этом качестве он был нужен России. Разве этого мало, чтобы приносить пользу ближним, служить Отечеству? Он мог создать семью, растить детишек, лечить людей, стать той «лампадой», о которой он упомянул в речи с Одинцовой, тем светочем, которым должен быть каждый человек в своей жизни. Вот Лукерья из рассказа «Живые мощи» была такой лампадой, Яшка Турок из рассказа «Певцы» был! Какова самая последняя сцена, каков финал романа? Сельское кладбище. Дряхлые старички, муж с женою на могиле сына. Читая последние строки романа, невольно задумываешься над жизнью Евгения Базарова, и рождается мысль о Божьей милости и Божьей благодати в отношении героя романа. Слава Богу, не успел «дров наломать». Старики-родители вымолят сына для вечности. Творческая самостоятельная (письменная) работа обучающихся. Цели работы:способствовать развитию письменной монологической речи обучающихся; предоставить возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках письменной работы. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы, какие вы? Писатель настойчиво пытается понять: какое оно, молодое поколение России? Этот вопрос писателя обращён сегодня и к вам, потомкам, молодым людям XXI века. Так и хочется сегодня, глядя на вас, сказать словами Тургенева (в романе это слова Василия Ивановича, отца Базарова): «Смотрю я на вас, мои юные собеседники, … смотрю и не могу не любоваться. Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов!» (XX гл.) Оправдаем ли мы надежды писателя? Задание: составить системный образ героя нашего времени на основе собственного опыта и знаний (эссе). Темы эссе: I вариант: Система ценностей современного русского человека. II вариант: Кто нужен России сегодня? Эссе -это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Слово "эссе" пришло в русский язык из французского языка (еззаi). Его можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Объём работы: 0,5 - 1 стр.  




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: