Методическое объединение классных руководителей
ВЫБРАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МО И СЕКРЕТАРЯ, ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ГРАФИКОМ РАБОТЫОБЪЕДИНЕНИЯ.
СДЕЛАТЬ ЧАСТИЧНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Цель методического объединения сегодня – дать установку на использование различных форм и методов при подготовке и проведении классных часов.
2. Задачи МО:
· проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе
· разработать проект организации классного часа
· наметить пути освоения классными руководителями различными методами и формами проведения классных часов
3. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Обычно классный час проводится в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя элементы викторины, игры, конкурса и другие формы воспитательной работы. На этом методическом объединении мы поговорим о структуре и формах проведения классного часа.
4. Классный час выполняет 3 функции:
· Просветительская функция заключается в том, что учащиеся получают определённые знания по эстетике, психологии, литературоведению и т.д. Предметом классного часа могут быть различные сведения о событиях, происходящих в мире, т.е. любое явление социальной жизни.
· Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определённого отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них понимания и принятия настоящих материальных и духовных ценностей.
· Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни учащихся, их поведение, постановку жизненных целей. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Год семьи» может завершиться принятием такого решения, как проведение в классе совместного мероприятия с родителями.
|
5. Тематика классных часов многообразна. Темы классных часов отражены в планах воспитательной работы классных руководителей. При составлении плана важно придерживаться принятой в школе системы классных часов. Работая по системе, можно последовательно развивать у учащихся различные качества, навыки общения и т.д., поскольку тематика классных часов предусматривает ознакомление школьников с различными аспектами жизни в зависимости от их возраста.
6. Итак, часы общения в классом могут быть посвящены:
1) Морально-этическим проблемам. На таких классных часах у школьников формируется определённое отношение к родной стране, труду, общению в кругу сверстников и со взрослыми, к родителям и самим себе.
2) Проблемам науки и познания. В данном случае целью классных часов является выработка у учащихся правильного отношения к учёбе, науке и т.д.
3) Эстетическим проблемам. В процессе проведения таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями в эстетике: учатся видеть прекрасное в природе, искусстве, развивают свой творческий потенциал.
4) Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к различным политическим событиям, происходящим в мире, воспитывать чувство ответственности за действия нашей Родины, учить радоваться её успехам на международной арене. Подобные классные часы должны проводиться в зависимости от насыщенности года различными политическими событиями.
|
5) Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни.
6) Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания учащихся.
7) Проблемам экологии. Необходимо научить школьников ответственному отношению к окружающей природе. В начальной школе на подобных классных часах проводятся беседы о животном и растительном мире.
8) Общешкольным проблемам. На этих классных часах проводятся беседы о значимых событиях школьной жизни, отмечаются календарные праздники и значимые в жизни класса события.
7. Организация классного часа:
· Классный час начинается с психологической подготовки учащихся к разговору.
· Тема классного часа пишется на доске. Также рекомендуется написать или озвучить проблемные вопросы, которые будут обсуждаться на классном часу. Можно использовать цитаты их книг.
· На классном часу ученики могут рассаживаться по своему желанию, поскольку классный час – это неформальное общение преподавателя с учениками.
· Необходимо придерживаться демократического стиля общения
· Создание ситуации успеха для учащихся независимо от их успехов или неудач в учебной деятельности
· Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:
|
ü Определить тему и методы проведения классного часа, место его проведения
ü Составить план классного часа
ü Вовлечь в процесс подготовки и проведения классного часа учащихся, по необходимости распределив задания между ними
ü При проведении классного часа необходимо учитывать возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития
ü Недопустимо превращение классного часа в монолог учителя!
8. Анализ посещённых классных часов
«Анализ планов воспитательной работы и посещённых в сентябре-октябре классных часов показал, что педагоги нашей школы используют разнообразные формы и методы проведения классных часов:
- разнообразна тематика классных часов
- включены в планы воспитательной работы классные часы, направленные на стимулирование процессов самопознания и саморазвития учащихся
- большинством классных руководителей на классных часах создаётся комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, способствующая самовыражению учащихся
Недостатки:
- монологизация классного часа
- частичное несоответствие заявленной темы структуре и содержания классного часа
- неподведение итогов занятия
- недостаточно учитывается и развивается субъективный опыт учащихся»
9. Обмен опытом:
· Аноева Е.А. – о формах воспитательной работы с классным коллективом.
· Соловьёва В.Н. – об использовании компьютерных технологий в процессе подготовки и проведения классных часов
10. Итак, классный час – это спланированная педагогом форма воспитательного взаимодействия, общения с воспитанниками. Наша задача – сделать этот процесс разнообразнее по форме и, соответственно, успешнее.
11. Структура проекта классного часа:
1) Тема
2) Задачи
3) План подготовки
4) Ход классного часа (этапы, форма проведения, приёмы организации совместной деятельности педагога и учащихся)
5) Подведение итогов классного часа
12. Вопрос для обсуждения:
Как сделать классный час успешным?
13. Проектирование личностно-ориентированного классного часа (работа в группах: группы в течение 15 минут готовят свои проекты классного часа и защищают его)
14. Слово ведущего: благодарю педагогов педагогов за понимание обсуждаемой проблемы, умение применять свои знания в проектной деятельности и желаю использовать все возможности такой формы воспитательной деятельности, как классный час в воспитательной работе с классным коллективом.
15. Заключительная часть заседания МО (обсуждение решения МО):
· Одобрить работу классных руководителей по планированию тематики классных часов
· Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации
· Активно овладевать передовыми технологиями при подготовке и проведении классных часов
· Создавать копилку классного руководителя
· Разработать критерии анализа классного часа и воспитательного мероприятия