Величина данного индекса небольшая, что говорит о весьма сниженном уровне концентрации производства.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

 

на тему «Оценка уровня концентрации отраслевого рынка»

(вариант 19)

Работу выполнил: Кузьмичёва Л., студентка 3-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Эб01/1301

 

 

Проверила: Гоголина Л.В., к.э.н, профессор

 

 

Люберцы

Цель работы: по исходным данным (табл. 1) рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры.

Таблица 1

Исходные данные

Предприятие Объем реализованной продукции
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Концентрация продавцов характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм.

Рыночные доли предприятий находятся по формуле:

где – объём реализованной продукции -го предприятия на рынке;

– общий размер рынка.

Рыночные доли реализованной продукции каждого предприятия отражены в таблице 2.

Таблица 2

Рыночные доли реализованной продукции предприятий

Предприятие Объем реализованной продукции Рыночная доля
    0,053
    0,008
    0,070
    0,016
    0,075
    0,031
    0,052
    0,073
    0,077
    0,038
    0,077
    0,054
    0,046
    0,072
    0,062
    0,005
    0,037
    0,037
    0,066
    0,051

 

Для расчёта индекса концентрации необходимо взять доли 3-х крупнейших предприятий в отрасли и потом сложить их. В нашем случае доли отражены в таблице 3:

Таблица 3

Рыночные доли объёма реализованной продукции 3-х крупнейший предприятий отрасли

№ п/п Объём реализованной продукции Рыночная доля
    0,075
    0,077
    0,077

 

Соответственно, индекс равен:

Для более полного определения концентрации рынка необходимо рассчитать также индекс Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей объёма реализованной продукции предприятий:

Исходя из значений индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана можно сделать вывод, что данный рынок является низкоконцентрированным (CR3< 0,45; HHI< 0,1).

Значение прямо связано с показателем дисперсий долей фирм на рынке:

Показатель дисперсии логарифмов рыночных долей равен:

Данные показатели являются низкими, что свидетельствует о наличии монополистической конкуренции на рынке.

Об уровне концентрации рынка также можно судить и по коэффициенту относительной концентрации:

где – доля числа крупнейших предприятий в общем числе предприятий, функционирующих на рынке, %;

– доля продаж крупнейших предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %

В нашем случае коэффициент концентрации равен:

что говорит о том, что концентрация отсутствует и что рынок является конкурентным.

Индекс Холла-Тайдмена рассчитывается на основе сопоставления рангов объёма реализованной продукции на рынке и их рыночных долей:

Они представлены в таблице 4:

Таблица 4

Рыночные доли и ранги объёмов реализованной продукции

Предприятие Объем реализованной продукции Рыночная доля Ранг
    0,053  
    0,008  
    0,070  
    0,016  
    0,075  
    0,031  
    0,052  
    0,073  
    0,077  
    0,038  
    0,077  
    0,054  
    0,046  
    0,072  
    0,062  
    0,005  
    0,037  
    0,037  
    0,066  
    0,051  

 

Соответственно, индекс Холла-Тайдмена равен:

Величина данного индекса небольшая, что говорит о весьма сниженном уровне концентрации производства.

Коэффициент энтропии на основании проделанных расчётов равен:

Величина относительновысокая, что свидетельствует о наличии монополистической конкуренции на рынке.

Для расчёта коэффициента Джини необходимо построить два графика – равенство долей на рынке (это будет прямая линия) и кривую Лоренца, которая отражает фактическое распределение объёма произведенной продукции на рынке. По сути это площадь, ограниченная прямой ABи кривой ATB (рис. 1):

C
T
B
A

Рисунок 1. Прямая нормального распределения долей и кривая Лоренца

 

Для расчёта коэффициента Джини необходимо составить таблицу, содержащую показатели (равномерное распределение рыночных долей), (накопленная рыночная доля объёма производителей), а также их произведения – и (таблица 5):

Таблица 5

Расчёт коэффициента Джини

Накопленная рыночная доля () Накопленное равномерное распределение () Расчёт коэффициента Джини
0,053 0,05 0,003 -
0,060 0,10 0,013 0,005
0,130 0,15 0,022 0,009
0,147 0,20 0,044 0,026
0,222 0,25 0,063 0,037
0,253 0,30 0,091 0,066
0,304 0,35 0,132 0,088
0,377 0,40 0,182 0,122
0,455 0,45 0,222 0,170
0,493 0,50 0,285 0,227
0,569 0,55 0,343 0,271
0,623 0,60 0,402 0,342
0,670 0,65 0,482 0,405
0,742 0,70 0,563 0,469
0,804 0,75 0,606 0,556
0,809 0,80 0,676 0,643
0,845 0,85 0,750 0,687
0,883 0,90 0,854 0,761
0,949 0,95 0,950 0,838
1,000 1,00 - 0,949
  Всего: 6,683 6,672

 

Коэффициент Джини равен:

В нашем случае коэффициент Джини являетсянизким, что говорит о монополистической конкуренции. Возможно, на рынке присутствует совершенная конкуренция.

В целом можно сделать вывод, что анализируемый рынок является низкоконцентрируемым и конкурентным. Рассчитанные показатели – индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент относительной концентрации, индекс Холла-Тайдмена, дисперсии (рыночных долей и их логарифмов), коэффициент энтропии и коэффициент Джини – подтверждают сделанный вывод.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: