целостность,
открытость,
внутренняя неоднородность
структурированность.
Элементы медиаобразования (как института):
- основополагающие документы, официально подтверждающие деятельность института медиаобразования, но так же и неофициальные документы, которые приняли в медиаобразовательном сообществе
-сеть организаций – образовательных и медийных (государственных, коммерческих и некоммерческих), общественных, научно-исследовательских, экспертных и др.
-социальные общности – педагоги, учащиеся, студенты, журналисты, библиотекари, операторы, режиссеры, сценаристы, фотографы, дизайнеры и т.д., а также некоторые личности – руководители организаций, ученые, эксперты, лидеры мнений, исследователи, организаторы процессов
-материальные и нематериальные ресурсы, медиа- и информационные системы, институты памяти и другие источники информации
-совокупность внутренних связей, строение
Основными свойствами медиасистемы являются:
· статические – особенности конкретного состояния системы (то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы; то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени):
-целостность системы обусловлена ее внешней различимостью в окружающей среде;
-связи системы со средой имеют взаимно направленный характер: с одной стороны, среда влияет на систему медиа, делая ее более социально адаптированной, с другой, сама система воздействует на среду и меняет тип отношений, принципиальные установки в обществе;
-это поведение системы может быть реактивным, когда среда оказывает на систему сильное воздействие;
- поведение системы медиа может быть и активным, когда, наряду с воздействием среды, система руководствуется собственными целями;
- система медиаобразования отрыта изначально: она черпает информацию из открытой среды, причем эти процессы идут в обе стороны (и по отношению к конкретной среде, когда все участники этого процесса выходят в информационное пространство и там работают, и в другую сторону, когда информация черпается и используется в системе, процессе медиаобразования).
· динамические – особенности изменений со временем внутри системы и вне ее (то, что обнаружится при просмотре фильма про систему):
-любые изменения в системе характеризуются динамическими свойствами;
-функции системы – это ее роль, поведение во внешней среде;
-медиа как система может выступать в роли пропагандиста, воспитателя, просветителя и партнера;
-в разные периоды времени в зависимости от различных факторов экономического, политического, идеологического характера под воздействием социальных стимулов эта система может либо ослабевать, либо активизироваться;
- медиаобразование может меняться из-за появления каких-то технических новинок или изменения государственной политики.
· синтетические – обобщающие, собирательные, интегральные свойства, делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании:
-система выступает как единое целое потому, что она является носителем эмерджентного свойства: не будет система цельной – эмерджентное свойство исчезнет, проявляется это свойство, значит, система цела. новое качество, по мнению А.А.Богданова, возникает благодаря суммации основного эффекта элементов, который им присущ как «синергистам» и одновременно подавлению побочных эффектов, в которых элементы являются «антогонистами»;
возникновение на уровне целого в результате взаимодействия частей новых качеств и свойств, не присущих отдельным частям и их сумме;
средства массовой информации, объединенные с аудиторией в системе медиаобразовательной деятельности, приобретают качества своеобразного общественно активного центра медиаобразования и гражданского просвещения, где формируется личность. это не общеобразовательная школа, не факультет журналистики, не кружок по интересам или клуб, и в то же время не сама журналистика и не редакция средства массовой информации в традиционном понимании этого слова;
у медиаобразования появляется новое качество – качество своеобразной школы гражданских коммуникаций;
факт открытости систем еще не означает, что все они в одинаковой степени хорошо согласованы с окружающей средой. чем лучше система согласована, приспособлена к окружающей среде, совместима с ней, тем выше ее ингерентность. проблема ингерентности важна во всех случаях системной деятельности: к примеру, продукт, предлагаемый медиаиндустрией, должен соответствовать потребностям целевой аудитории;
рассогласованность интересов и снижение уровня интенсивности ведут к разрушению системы;
система есть средство достижения цели. в зависимости от цели будут меняться состав, структура системы, все другие ее свойства;
если целью медиа становится формирование и развитие общества свободных думающих граждан, то структура системы будет включать в себя весь спектр демократических социальных активов, а эмерджентное интегративное свойство проявится как интерактив, общественный договор;
медиа могут оказаться на службе других целей, в частности, создания человека послушного, управляемого, ограниченного стереотипами. в таком случае медиатехнологии превращаются в технологии влияния, воздействия, манипулирования;
если при использовании медиатехнологий начинает доминировать бизнес, то и медиа будут рассматриваться как источник прибыли.