Руководство и лидерство как социальные феномены.




ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы инди­видуального стиля управления, выработки управленчес­кого решения. Формы, методы, принципы решения этих проблем отли­чаются чрезвычайным разнообразием: здесь и голое администрирова­ние, и попытки выступить в роли некоего просителя, и стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.

Опыт показывает, что низкая управленческая культура серьезно ска­зывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач яв­ляется наличие определенных личностных и деловых качеств руково­дителя, а также выбор оптимального стиля управления.

Руководство и лидерство как социальные феномены.

Уже в первых работах по психологии управления в качестве од­ного из ее существенных направлений была выделена психология лич­ности руководителя. Эмпирическое изучение этой проблемы началось с 20-х годов и в настоящее время ведется достаточно интенсивно. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии управления.

Первоначально лидер трактовался как член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он демонстриру­ет более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Другими словами, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие от­ношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Процесс лидерства может быть достаточно противоречивым: мера "притязаний" лидера и мера готовности других членов группы при­нять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит, в том числе выяснить, как воспринима­ют лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при определенных обстоятель­ствах лидерские возможности могут возрастать, а при других обсто­ятельствах, напротив, снижаться.

Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в зарубежной психологии отождествляются понятия "лидер" и "руко­водитель" (хотя в немецком языке, в отличие от английского, су­ществуют оба понятия). Для отечественных исследователей характер­но выделять руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным общностям.

Требует отдельного рассмотрения проблема соотношения двух понятий – “управление” и “руководство”. Управление выступает более широким понятием, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие "уп­равление" относится как к техническим ("машина - машина"), социо­техническим ("человек - машина"), так и к социальным ("человек - человек") системам. Руководство же есть частный случай управле­ния. Его основные отличия в том, что руководство

· ограничивается воздействием на людей и их общность;

· предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

· призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя.

Следовательно, руководство - это произвольное (целенаправ­ленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руко­водство.

Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему:

· содержание понятий: руководство предусматривает организа­цию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения;

· возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно;

· функционирование: руководство выступает как процесс право­вой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство - процесс внутренней социально-психологи­ческой организации и управления общением и деятельностью;

· социальная роль руководителя и лидера: руководитель есть посредник социального контроля и власти; а лидер - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межлич­ностных отношениях;

· регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется соответствующим правовым обеспечением, деятельность лидера обеспечивается морально-психологическими нормами совмест­ной деятельности;

· режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутригруп­повыми отношениями;

· руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации.

Изложенные различия подводят нас к следующим определениям понятий "руководство" и "лидерство". Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается). Руководство в большей степени есть со­циальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики.

В свою очередь лидерство есть процесс психологического влия­ния одного человека на других при их совместной жизнедеятельнос­ти, который осуществляется на основе восприятия, подражания, вну­шения, понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и доб­ровольности подчинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Со­циально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожале­нию, бывает не всегда.

В традициях американского менеджмента предполагается, что ли­дер и руководитель - это, как правило, одно и тоже лицо. При назначении сотрудника руководителем на ка­ком-либо уровне управления, желательно чтобы в течение определенного срока (как правило, нескольких месяцев) он стал лидером. Если это не удалось, то по неписаным правилам руководитель должен освобо­дить занимаемое место для того, кто может стать лидером.

Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организа­ция признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.

Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя-адми­нистратора? Самое главное заключается в том, что лидер не коман­дует, не приказывает и "не давит" на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем. Руково­дителя-лидера характеризует:

· способность воспринимать общие нужды и проблемы управляе­мого коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетво­рению этих нужд и решению проблем, которую остальные члены кол­лектива взять на себя не могут;

· способность быть организатором совместной деятельности: он формули­рует задачу, волнующую большинство членов коллектива, принимает на себя ответственность за создание пусть не всех, но обязательно основных, значимых условий решения этой задачи; умеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; вовлекает людей в выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел; использует для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции; обладает спо­собностями и умениями делать организуемые им дела интересными и привлекательными для других людей; умеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива;

· чуткость и проницательность, доверие к людям: он находит время, чтобы выслушать людей и умеет слушать; с ним легко разговари­вать на любую интимную тему, так как он умеет хранить тайны; ли­дер знает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе и готов их отстаивать; способен понять трудности (пробле­мы) отдельного человека, чувствует, кто в нем нуждается; готов вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо; способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать; спосо­бен к сопереживанию;

· представительские склонности: он - выразитель общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать об­щее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством, не дожида­ясь приказа "сверху"; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; является представителем коллектива во взаи­моотношениях с вышестоящим руководством;

· эмоционально-психологическое воздействие: лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд; он в высокой степени наделен "чувством локтя", умеет убеждать, склонен поощрять; он обладает неформальным авторитетом (ему подчинялись бы, за ним бы шли, даже если бы он не имел ника­кого руководящего поста);

· оптимизм: лидер уверен, что подавляющее число проблем, ко­торые встают перед людьми, разрешимы; своим оптимизмом он вызыва­ет у людей веру в свои силы.

Как добиться соединения двух ролей в одном человеке? Над этой проблемой уже не один год трудятся психологи и руководители. Многое зависит от актуализации тех или иных функций в деятельности конкретного руководителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: