Предлагаем проанализировать




Чтобы соответствовать федеральным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

 

1) воспринимать и осмысливать знания (самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения);

2) закреплять и применять знания (умения творчески разрабатывать и использовать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях). Умения самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т. п.);

3) организационные умения (умения самостоятельно ставить перед собой общие цели и задачи учебной деятельности, расчленять их на частные, разрабатывать оригинальные планы и реализовывать их с достижением высоких результатов, корректировать ход своей деятельности).

Таблицу переработать. «По мнению учителей, мы должны…»

Я считаю, что выпускнику школы необходимы данные знания и умения. На мой взгляд, самым главным качеством является коммуникабельность, так как умение проявлять себя в обществе является главной основой успешности личности. Благодаря правильному общению человек может добиться карьерного роста.

Что помогает мне раскрыться как личности кроме наставлений учителей учителей? (Школа, окружение, фильмы, книги).

Я провела анкетирование среди своих сверстников.

1. Что Вам может помочь развить в себе эти качества?

Выберите

· Чтение книг - 66

· Чтение периодической литературы - 10

· Занятие спортом - 37

· Хобби - 52

· Просмотр фильмов - 39

· Беседы с учителями, родителями – 52

2. Есть ли какой-нибудь человек, который может Вам послужить примером для подражания? Если да, то кто?

нет – 28

 

да – 70:

· родственники – 32

· друзья – 17

· актёры – 8

· блогеры – 3

· учителя – 3

· модели – 3

· учёный – 1

· исторический деятель – 2

· муз. деятель – 1

3. Какое качество этого человека самое главное?

коммуникабельность – 11

мудрость – 8

самостоятельность – 9

целеустремлённость – 21

трудолюбие – 5

отзывчивость – 16

творчество – 6

честность – 5

смелость – 4

красота – 1

Нет – 3

1. Есть ли какой-нибудь литературный герой, который Вам близок по духу?

да – 21

нет – 70

2. Какое самое главное качество этого героя?

фантазия – 1

отзывчивость – 5

смелость – 3

верность – 2

оптимизм – 1

целеустремлённость – 4

честность – 2

честь – 1

мудрость – 2

простота - 1

3. Стремитесь ли Вы подражать ему? Если да, то в чём?

нет – 8

да – 13

4. Можно ли в реальной жизни увидеть подобных героев?

нет – 4

да – 17

Надо объединить эти анкеты, может быть сократить.

Выводы: Подростки считают, что чтение книг и общение с родственниками позволит сформировать необходимые качества личности. Однако на практике они не находят? литературных героев для подражания.

Гипотеза:

На уроке литературы мы преимущественно разбираем классическую литературу, написанную 100-200 лет назад. Именно поэтому я думаю, что мои сверстники не могут понять значимость произведений, объясняя это тем, что описанные события происходили много лет назад. Герои данных произведений жили в другие эпохи, и, соответственно, для самореализации им могли требоваться качества, отличающиеся от тех, которые нужны современной молодежи. Я считаю, что есть такая современная литература, которая поможет формировать личность.

Школьники не способны к анализу содержания. Одна из причин этого во временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

 

Цель: найти современные книги, которые помогут сформировать качества личности.

Задачи:

Предмет исследования:

Объект исследования: допишем попозже

 

 

Анализ произведений из школьной программы.

Скромность

«...Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок...» «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.

«...Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей...» «Евгений Онегин»

 

Доброта, отзывчивость, самоотверженность (думаю, надо обединить)

Николай Алмазов- молодой офицер, собирается поступать в Академию Генерального штаба. Во всех его начинаниях поддерживает жена Верочка.

Все предыдущие экзамены сданы, остался один заключительный- план местности.. С последнего экзамена Алмазов вернулся расстроенным. Оказывается, всё дело в том, что Николай чертил план вечером и от усталости посадил пятно на карту. Чтоб его замаскировать он нарисовал поверх пятна кусты. Профессор оказался очень привередливым и сказал, что очень хорошо знает эту местность и кустов сирени там никогда не было, а позже выгнал с экзамена.

Проникнувшись словами мужа, Верочка тут же нашла решение. Поздним вечером она незамедлительно поехала в ломбард и сдала все свои драгоценности. Позже приезжает к садовнику и уговаривает на том же месте посадить кусты. Садовник предлагает посадить куст сирени.

На следующий день Алмазов показывает профессору растущий куст сирени. Удивлённый профессор извиняется перед Алмазовым, которому становится стыдно за свой обман. «Куст Сирени»

 

Через несколько недель после того, как Мария познакомилась с родителями Гринёва, пришло письмо от князя Б**. В этом письме князь излагал, что Пётр участвовал в замыслах бунтовщиков и его должна постигнуть смертная казнь, но государыня из уважения к заслугам отца, решилась помиловать сына и повелела сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение.

Отец буйствовал, матушка старалась успокаивать мужа, говоря о неверности молвы. Более всех мучилась Марья Ивановна, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею несчастия.

Однажды вечером, Марья Ивановна объявила родителям Петра, что необходимость заставляет ехать в Петербург и просит дать ей способ отправиться. На что отец Гринёва противиться не стал.

На следующий день Мария прибыла в Царское Село, где познакомилась с одной интеллигентной дамой, позже оказавшейся государыней, и рассказала всю правду о Гринёве. Разобравшись в этом деле, императрица объявила о своем решении: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности ваше о жениха.» «Капитанская дочка».

 

 

Верность

«...Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце...» «Капитанская дочка»

 

Губернатор, встретивший княгиню в городе, всеми силами пытался ее остановить. Он говорил женщине о том, как хороша ее нынешняя жизнь, что ей не нужно никуда уезжать. Но Трубецкая не хотела оставить намеченной цели. Княгиня очень сильно хотела увидеться с мужем, и она сделала все ради него. Не убедили ее и слова губернатора: "Но вы не будете там жить! Тот климат вас убьет! Я вас обязан убедить, не ездите вперед!" Княгиня же была непреклонна в своем решении. Объясняя свое стремление, она говорила: "Ужасна будет, знаю я, жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя не радостней его!" После их длительной "беседы", губернатор понял, что ничего сильнее любви быть не может и с Богом отпустил княгиню. «Русские женщины». (княгиня Трубецкая)

 

Мария Николаевна Волконская – жена декабриста Волконского, которая, несмотря на все уговоры близких, последовала за мужем в далекую Сибирь.

Судьба этой женщины складывалась следующим образом: в январе 1825 года она вышла замуж, ожидая ребенка, жила в имении родителей. О событиях в стране и о судьбе своего мужа ничего не знала. Родив сына и оправившись немного, она поехала в Петербург и добилась свидания с мужем, попросив об этом самого императора. Услышав страшный приговор, приняла решение – следовать за мужем повсюду, куда бы его ни отправили. Маленького сына ей пришлось оставить. Но она была готова даже на эту жертву. «Русские женщины». (княгиня Волконская)

 

Татьяна вышла замуж. Будучи женой генерала, Татьяна встретила свою первую любовь-Евгения Онегина. Увидев богатую молодую красавицу, в герое вспыхнули чувства. Но Татьяна оказалась порядочной женщиной, продолжая любить Онегина, она осталась верной своему мужу. «Евгений Онегин»

«Но я другому отдана и буду век ему верна». «Евгений Онегин».

Честь

Главного персонажа не интересует служба как способ возвысить себя и получить достойное место в обществе. Он рассуждает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкому не понятен образ жизни Молчалина, который готов льстить и притворяться, чтобы выбиться в люди. Несмотря на то что Молчалин неприятен Чацкому, главный герой понимает, что именно такие люди «блаженствуют на свете». «Горе от ума»

Благоразумие, смирение, отсутствие эгоизма

«Нет, Пётр Андреич, - отвечала Маша, - я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся волей божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Пётр Андреич, а я за вас обоих…» «Капитанская дочка»

 

Искренность

Влюбившись в Онегина, Татьяна пишет письмо на французском и искренно сообщает Евгению о своих чувствах.

«Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.»

«Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!» «Евгений Онегин»

 

 

 

 

В анкетировании приняло участие 98 подростков в возрасте 15-16 лет.

Анкета

4. Как Вы думаете, какими качествами должен обладать выпускник? Выберете

· коммуникабельность - 38

· целеустремлённость - 79

· стремление к образованию - 53

· быть творческим - 26

· быть самостоятельным - 75

· обладать организаторскими способностями – 22

 

5. Как Вы считаете, обладаете ли Вы каким-нибудь из этих качеств?

Если да, то напишите какими.

· коммуникабельность – 19

· целеустремлённость – 41

· стремление к образованию – 19

· быть творческим – 23

· быть самостоятельным – 48

· обладать организаторскими способностями – 10

 

 

Проанализировав ответы на первые 2 пункта анкеты, я сделала следующие выводы:

· Наиболее важными качествами, которыми должен обладать выпускник, мои сверстники считают – целеустремлённость и самостоятельность.

· Учащиеся 9-ых классов понимают, что эти качества необходимы, но, к сожалению, большинство опрошенных ими не обладают.

Современные книги.

Предлагаем проанализировать

1. Е Кузнецова «Первая работа». «Курсы и море» – эти слова, произнесённые однажды на уроке испанского языка, очаровали десятиклассницу Машу Молочникову. Три недели жить на берегу Средиземного моря и изучать любимый язык – что может быть лучше? Лучше, пожалуй, ничего не может быть, но полезнее- многое: например, как считают родители, поменять за те же деньги окна в квартире. Маша рассталась было с мечтой о Барселоне, о море, о тёплых солнечных деньках, как взрослые нашли выход: почему бы не заработать на поездку самостоятельно? Есть и вариант – стать репетитором для шестилетней Даны. Ей, избалованной и непослушной девочке, нужны азы испанского – так решила ёё состоятельная мама, то и дело летающая с дочкой каждое лето за границу. Маша соглашается – и в свои пятнадцать становится настоящей учительницей. Повесть «Первая работа» не о работе, а об умении понимать других людей, учиться на своих ошибках, меняться в лучшую сторону.

2. Е. Кузнецова «Первая работа. Испания» Есть в самом уже слове «Барселона» какая-то лёгкость, есть в нём и что-то воодушевляющее. Три недели языковых курсов в столице испанской Каталонии обещают Маше Молочниковой многое, но прежде всего — новый, интересный опыт. Девочка оказывается в необычных обстоятельствах. Машу ждут занятия испанским языком, очень разные сокурсники, казалось, они здесь собрались со всего мира, и совсем не похожие на её обычных учителей преподаватели. Пятнадцатилетняя героиня ко всему готова: правила повторила, в рюкзаке — книга про Гауди. Но как её примет Испания? Какой будет хозяйка квартиры? Как будет справляться с проблемами самостоятельно, ведь раньше ей помогали родители и близкие. Барселона подготовила для Маши немало сюрпризов испытаний. Неуверенность в себе, страх забыть нужные фразы, если ситуация выйдет из под контроля, своенравная спутница Марина, знакомства с местными людьми, предложения удивительнее некуда — не путешествие, а проверка на прочность!

3. Е. Ярцева «Принцесса льда». Считается, что фигурное катание – один из самых красивых видов спорта. Но только самим спортсменам известно, чего стоят эффектные прыжки, молниеносные вращения и прочие сложнейшие элементы. Маша начала кататься по своему хотению, «как сердце велело», за недолгое время превратившись из неуверенной девочки, не умеющей толком стоять на коньках, в лучшую ученицу знаменитого тренера и надежду фигурного катания. Выходя на каток, девушка совершала немыслимые по сложности элементы, отработанные на многочасовых тренировках. Она не обращала внимания на боль, выговоры от учителей за неуспеваемость, скандалы с мамой. Ведь Маша готова была на все, чтобы стать настоящей чемпионкой…

4. «Правило 69 для толстой чайки» Якоб – необычный подросток, застенчивый, мальчик с лишним весом, который еще и заикается в придачу так, что носит с собой блокнот для того, чтобы высказаться. Дома у него тоже есть проблемы – уставшая мама, старающаяся вырастить мальчика в одиночку, дедушка с непростым характером, не желающий лечиться. В яхт-клубе, куда он пришел, чтобы научиться преодолевать свои страхи и стремиться к осуществлению своей мечты – совершить кругосветное путешествие. Новый тренер решает принять участие в соревнованиях, и ребята приступают к тренировкам. За эти коротенькие несколько недель Якоб узнает, что у каждого есть свои проблемы и трудности, с которыми приходится жить и бороться каждый день. У красивой девушки Тохи – пьющая мать, у нового тренера – давняя ссора с дочерью, даже у самоуверенных и богатых, Тимура и Митрофана, свои проблемы. Эта странная компания удивительно дополняет друг друга, помогая каждому справиться со своей болью. Как стать настоящим человеком – вот главная наука, которой ребята учатся помимо тонкостей парусного дела. И независимо от того, выиграют эти ребята гонку или нет – каждый из них уже победитель. Победитель своих слабостей и ограничений.

5. «Как нарисовать мечту». Алена была художницей по призванию, а вот ее мама, наоборот, всевозможными способами уговаривала дочь не тратить своё драгоценное время на глупые и пустые занятия. Кроме того, девушка должна была сидеть со своим младшим братом, Егором. Так что времени на рисование практически не было. Но отказываться от мечты нельзя, и Алене пришлось в это поверить, так же как и в собственные силы. Только благодаря своей преподавательнице по изобразительному искусству, Алёна смогла не только улучшить свои навыки в области рисования, но и расправить крылья, посмотреть на мир под другим углом, любить себя такой, какая она есть на самом деле, а главное, почувствовать уверенность в себе.

6. «Девочки». В повести рассказывается о ревности и конкуренции, о вредности даже по отношению к лучшей подруге, о подростковых комплексах. А также - о первом вечере старшеклассников, о расставании с детством, о поэзии и любви, и, конечно же, о счастье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: