6. Технологии организации наставничества.
7. Технологии по организации и проведению аттестации персонала.
8. Технологии по проведению и организации процесса деловой оценки персонала.
9. Технологии обучения и развития персонала в организации.
10. Технологии внутрифирменного обучения.
Быстрое изменение условий, в которых происходит деятельность современных компа- ний, вынуждают организации искать способы приспособления к внешней среде. Способность к адаптации является важным условием экономического долголетия компании. В свою оче- редь важным фактором готовности к адаптации в изменяющихся условиях выступает внутри- фирменное обучение, призванное подготовить персонал компании к новым трудовым реали- ям. Обучение персонала организации является одной из ключевых кадровых технологий, которые используются в работе с персоналом современных организаций. Внутрифирменное обучение рассматривается как средство достижения стратегических целей компании, как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации, как средство, облегчаю- щее проведение организационных изменений.
Внутрифирменное обучение является важной составной частью корпоративного обра- зования и может рассматриваться как основная форма его реализации. В документе, регла- ментирующем организацию внутрифирменного обучения сотрудников, «ГОСТ Р ИСО 10015- 2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» обучение сотрудников рассматривается как процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств для удовлетворения требований. Как видим, внутрифирменное обучение характеризуется такими особенностями, как: организация обучения на базе предприятия; организация обучения силами организационных педагогов или приглашенных специалистов; обучение, направленное на решение задач организации. Эти характеристики внутрифирменного обучения указывают на то, что этот процесс должен строиться в русле стратегии компании. Внутрифирменное обучение организуется в соответствии с определенными целями. В ГОСТ Р ИСО 10015-2007 отмечается, что организация должна обучить персонал исполнению обязательств для создания продукции высокого качества. При этом необходимо учитывать требования изменяющейся конъюнктуры рынка и изменение ожиданий потребителя. В ГОСТ Р ИСО 10015-2007 указывается, что хорошо организованный процесс обучения вносит вклад в способность организации совершенствовать свою деятельность и достигать поставленных целей в области качества [3]. Данное утверждение можно трактовать как описание цели внут- рифирменного обучения – создание условий овладения сотрудниками навыками эффективно- го выполнения своих трудовых обязанностей для повышения качества деятельности компании в целом. Цели внутрифирменного обучения определяют его содержание, которое характеризу- ется направлениями обучения. Анализ программ внутрифирменного обучения показывает, что их содержание имеет разную направленность в соответствии с разными критериями ее опре- деления. Так, с точки зрения решения задач обучения, его содержание может иметь следующую структуру: а) вводное обучение новых сотрудников, включающее знакомство с компанией, ее ис- торией, этикой, культурой, традициями и принципами деятельности; б) повышение квалификации всех категорий работников (с разной степенью продол- жительности, периодичности, регулярности и охвата); в) переобучение персонала по новым профессиям и специальностям, потребность в ко- торых возникает в связи с модернизацией производства и реструктуризацией. Кроме этого, содержание внутрифирменного обучения определяется категорией персо- нала, включенного в этот процесс – обучение руководителей (высшего, среднего и низового уровней), обучение специалистов подразделений, обучение особых категорий сотрудников (наставников, внутренних тренеров, кадровый резерв). Исходя из этого, тематика обучения в конкретной организации характеризуется разно- образием. При этом выделяется типовой перечень тем обучения: основные положения страте- гии компании; характеристика продуктов и услуг компании; профессиональное обучение спе- циалистов; основы менеджмента; информационные технологии; экономическая тематика; управленческий учет; управление проектами; управление рисками; правовые вопросы; техно- логии работы с персоналом; программы изучения иностранных языков; основы техники безо- пасности, охраны труда
|
|
11. Технологии борьбы с моббингом и буллингом на предприятии.
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п. Итак, буллинг и моббинг - что это такое? Что их провоцирует? Как выясняется, чаще всего причины возникновения этих явлений оказываются довольно понятными, и одной из них может стать элементарная зависть. Представьте себе на миг – в коллектив, где самому младшему сотруднику давно перевалило за сорок, приходит молодой, полный сил и энергии работник. Вполне объяснимо, что его не примут сразу же с распростертыми объятиями. И его молодость, и здоровье, и возможность легко сделать карьеру будут вызывать у засидевшихся на своих местах «замшелых» коллег зависть. А если среди сотрудников подбирается компания людей, давно мечтавших, но так и не сумевших вскарабкаться по карьерной лестнице, то они могут пойти и более легким путем удовлетворения личных амбиций: предпринять попытку полного подчинения себе кого-либо из коллег. В качестве объекта обычно выбирается самый слабый человек, и процесс его травли позволяет негодяям чувствовать себя значительными персонами.
|
Для того чтобы избежать возможного конфликта на новом месте работы, следует сразу же выполнять набор определенных правил: Не нужно хвастаться. Успехи и явные достоинства одного из сотрудников могут сильно раздражать коллектив. Зависть, как вы знаете, способна толкнуть людей на самые нелицеприятные действия, поэтому не будите ее: не стоит хвалиться богатым поклонником, роскошно проведенным отпуском, автомобилем, полученным в подарок и т. п. Старайтесь быстро перенять законы, по которым живет данный коллектив. В любом сообществе, существующем достаточно долго, неизбежно появление своеобразного корпоративного устава, которому подчиняются все его члены. Человек, игнорирующий его (совместное проведение вечеринок, запрет на макияж на рабочем месте, угощения в честь своего дня рождения или иных семейных торжеств и т. п.), рискует вызвать негативное отношение коллег и даже начальника. Приведенные выше правила можно дополнить и еще несколькими пунктами, которые позволят предупредить моббинг: В организации новичку очень важно сразу же определить ее неформального лидера, чтобы заручиться его поддержкой. Нужно быть сдержанными в высказываниях: не унижать коллег и не сплетничать о них. Не реагировать и не обижаться на колкие замечания. Быть со всеми доброжелательным и приветливым, но не заискивать и не унижаться. Не позволять унижать себя, так как в любом коллективе не любят безответных и слабых. Попытаться поговорить начистоту со своим обидчиком, но важно быть при этом спокойным и не переходить на оскорбления. Заданный в лоб вопрос: «Я чем-то вам не понравился?» даст понять мобберу, что вы разобрались в ситуации и молчать не собираетесь.
12. Технологии работы над сплоченностью коллектива.
В основном руководитель приходит в уже сформированный коллектив и по мере необходимости решает вопросы естественной текучести кадров, что является одним из аспектов управления коллективом. Чтобы успешно сотрудничать с человеком и находить общий язык, руководитель должен иметь определенное представление о каждом работающем сотруднике или вновь привлекаемом для работы в данном коллективе, об идейно-политических качествах личности, его социальной активности. Кроме этого, руководитель должен уметь оценить профессиональную подготовку работника (способность выполнять определенный тип работы); социально-психологические качества (умение взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной работы); деловые качества человека, а также его интеллектуально-психологические возможности (интеллектуальный уровень, силу воли, творческий потенциал, инициативность и др.) Разработан ряд методов изучения деловых и личностных качеств работников. Например, одним из таких методов, который называется “Типология-7”, предназначен для выявления у человека врожденных или приобретенных “управленческих” качеств: способности к прогрессивным образованиям-креативности, исполнительности, консервативности, деловитости, надёжности, созерцательности, авантюрности.
При формировании и сплочённости коллектива руководителю необходимы знания и выполнение организационных и психологических принципов и правил. Например, чтобы не попасть в зависимость от ранее полученных сложившихся оценочных установок, полезно учитывать правило неадекватности отображения человека человеком. На основе эффекта ложного согласия (“Так говорят все”) может сложиться ошибочное представление о сотруднике. Вред для деятельности коллектива наносит и эффект снисхождения. Типичная логическая ошибка может быть построена на неверном предположении тесной связи определенных свойств личности с признаками поведения. К примеру, молчаливость не всегда является признаком ума и т.п. Учёт перечисленных выше оценок сотрудников, составляющих научный или другой тип коллектива, может способствовать повышению его работоспособности.
Основой сплоченности сотрудников и эффективности их работы является здоровый психологический климат в коллективе. Важно удовлетворить не только материальные стимулы, но и основные нравственные потребности личности, которые возникают в её профессиональной деятельности и профессиональном общении в процессе работы. Это и осознание личной сопричастности к делам и планам коллектива, и стремление творчески выразить себя в труде; гордость своим знанием, умением, мастерством; уважение товарищей по работе и многое другое. Сплочению коллектива также способствует экономическая учёба, активное участие в соревнованиях, смотрах, конкурсах.
Эффективный метод сплочения коллектива – широкое привлечение сотрудников к техническому творчеству, изобретательству и к управлению делами производства. Очень сближают людей также занятия спортом, отдых, культурные развлечения и общее хобби. Как бы там ни было, формирование и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива.
Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем. Сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности.
Основная цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей каждого - выполнить работу. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег.
Одним из методов сплочения трудового коллектива являются игры [Приложение 1]. Игры позволяют создать обстановку для сплочения членов коллектива. Особенность игры заключается в том, что ее процессе контакт между людьми глубок и полон, игровое содружество сохраняется даже после ее завершения. Игра придает эффект неопределенности, который оживляет и активизирует умственные способности, а также приводит к поиску оптимальных решений. В игре не важно, кто одержит победу, она дает полное представление о чести и самопожертвовании во благо коллектива.
Ролевые игры можно классифицировать следующим признакам:
1.Территориальный признак:
Настольные ролевые игры. Эти игры можно проводить не выходя из офиса, они не требуют наличия соответствующего антуража, обученного ведущего или особых навыков.
Павильонные ролевые игры. Для их проведения необходимо наличие специального помещения, в котором необходимо создание соответствующего антуража и снаряжения. Желательно присутствие ведущих игры и регулирующих его ход. В зависимости от сложности игры, требуется подготовка участников.
Ролевые игры на местности. Эти игры более сложные, в отличие от предыдущих, так как необходимо наличие специального снаряжения, костюмов, административной группы, которая будет курировать проведение данной игры, а также подготовка местности.
2.По уровню сложности.
Военные игры. В данной игре существует своя легенда, для развития которой необходимо создание особого мира, его условий, правил и законов, при которой поставленные задачи решаются силовым методом.
Сказочные игры – это усложненные военные игры, в которых присутствуют элементы магии. Для игр подобного рода требуется более высокий уровень подготовки игроков и организаторской ответственности.
Историко-этнографические игры проводятся по литературным произведениям и историческим событиям. Подготовка к проведению игр требует более детального подхода, как со стороны организаторов, так и ее участников.
Интеллектуальные игры. В данном случае активные действия минимальные, а участники должны быть всесторонне развиты.
3.По временному признаку.
Целевые игры, основной характеристикой которых является то, что команда, достигшая поставленной цели, признается победителем и игра считается завершенной.
Игры ограниченные по времени. Основной задачей которых является достижение цели каждым игроком за определенное время.
Нон-стоп. Игры, создаваемые по определенному сценарию, в которые можно играть бесконечно, т.к. не имеют логического конца.
Участие сотрудников в ролевых играх может быть как пассивное, ограниченное, так и свободное.
Каждое предприятие выбирает для себя подходящую игру, стремясь сплотить коллектив, где сплоченность рассматривается как важнейшая характеристика трудового коллектива и находится под постоянным контролем руководства организации.
13. Технологии по формированию стиля руководителя организации.
14. Особенности технологий управления коллективом и отдельным работником.
15. Технологии получения и использования информации полученной от работников.
Получение персональных данных работника должно происходить по законным каналам. В ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждому гражданину, в том числе состоящему в трудовых отношениях, гарантируется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В связи с чем получение работодателем сведений, связанных с трудовыми отношениями, из перечисленных источников является нарушением законодательства. Данное нарушение исключает возможность законного использования таких сведений. Соблюдение законодательства при получении персональных данных работника является главным обстоятельством, позволяющим в дальнейшем использовать эти сведения в правовом режиме. Тогда как нарушение правил получения персональных данных работника позволяет признать незаконным любое использование полученной с нарушением закона информации. Полученные с нарушением закона сведения не являются допустимым доказательством при принятии работодателем решений.
Работодатель должен обеспечить соблюдение законодательства при хранении персональных данных работника. Однако подчеркнем еще раз, что хранение персональных данных, полученных с нарушением закона, является неправомерным. Надлежащее хранение персональных данных работника предполагает обеспечение недоступности этих сведений для лиц, которые не имеют допуска к работе с персональными данными работников. Получение этих сведений другими лицами является нарушением законодательства при хранении персональных данных работника. Данное нарушение может стать основанием для привлечения работодателя, его полномочных представителей к установленным законодательством мерам ответственности.
Комбинирование персональных данных работника также должно происходить с соблюдением действующего законодательства. Комбинирование персональных данных работника может быть признано законным, если соблюдены правила получения и хранения сведений о работнике. Комбинирование может быть осуществлено только уполномоченными работодателем лицами и лишь сведений, полученных в установленном законодательством порядке. Комбинирование сведений предполагает ознакомление с ними работника, который вправе внести свои дополнения к подготовленной представителями работодателя информации.
Передача сведений другим лицам также должна происходить с соблюдением требований законодательства. Передача сведений другим лицам может быть признана законной при соблюдении законодательства в ходе их получения, хранения, комбинирования. Передача сведений, полученных с нарушением законодательства лицами, которые не имеют к ним доступа, подготовленных работодателем без ознакомления с ними работников, не может быть признана законной. Передача персональных данных работника другим лицам должна происходить по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Обработка персональных данных работника может быть связана и с иным использованием сведений о нем. Следовательно, в законодательстве не определен исчерпывающим образом перечень возможных способов использования персональных данных работника. Однако способы использования персональных данных работника должны соответствовать законодательству, не нарушать права работника. Применение иных способов обработки персональных данных без учета интересов работника не допускается. Таким образом, применение иных способов использования персональных данных работника возможно только в интересах работника.
Следовательно, обработка представителями работодателя персональных данных работника может быть признана законной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств.
Во-первых, получения представителями работодателя сведений о работнике, не запрещенных федеральным законом. Во-вторых, наличия непосредственной связи полученных сведений с трудовыми обязанностями работника или лица, поступающего на работу.
В-третьих, соблюдения законодательства при получении персональных данных работника. В-четвертых, соблюдения законодательства при использовании способов обработки персональных данных работника. Обязанность по доказыванию перечисленных обстоятельств лежит на работодателе. Недоказанность каждого из них позволяет признать действия работодателя по отношению к информации, касающейся конкретного работника, незаконными, с вытекающими из такого признания обстоятельствами.
16. Технологии формирования корпоративной культуры.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
· принятая система лидерства;
· стили разрешения конфликтов;
· действующая система коммуникации;
· положение индивида в организации;
· особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений;
· принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.
17. Технологии формирования имиджа и репутации организации.
18. Технологии совершенствования социально-психологического климата в организации.
19. Технологии борьбы со стрессом в рамках организации.
20. Технологии борьбы с эмоциональным выгоранием работника.
21. Технологии преодоления сопротивления нововведениям.
22. Технологии борьбы с коррупцией на предприятии.
термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью [прим. 1] в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
23. Технологии работы с персоналом.
24. Технологии по урегулированию коллективных трудовых споров.
25. Технологии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
26. Технологии разрешения конфликтов.
27. Технологии по взаимодействию организации с внешней средой.
28. Технологии организации информационного пространства, предприятия.
29. Технологии формирования коммуникативных связей в организации.
30. Технологии борьбы с девиантным поведением и девиантным лидерством в организации.
31.Технологии построения грамотного делегирования полномочий.
32. Технологии по формированию команды.
33. Технологии работы с неформальными группами.
34. Технологии работы с формальными группами.
35.Технологии планирования и развития карьеры персоналом организации.
36.Технологии по формированию кадрового резерва.
37. Технологии управления талантливыми сотрудниками.
38. Технологии по формированию лидеров в организации.
39. Технологии ведения переговоров.
40. Технологии оценки результатов деятельности коллектива.
41. Технологии по разработке коллективных решений.
42. Технологии цивилизованного высвобождения персонала.
43.Технологии изучения внутренней среды организации.
44. Технологии по формированию компетенций персонала.
45. Технологии управления поведением индивида внутри организации.
46. Технологии формирования системы мотивации.
47. Технологии развития личностной мотивации работника.
48. Технологии по формированию удовлетворенности работой у коллектива.
49. Технологии использования управленческого ресурса.
50. Технологии повышения эффективности деятельности и персональное развитие с помощью коучинга, тайм-менеджмента и самоменеджмента.