Калибратор - калибрующее и опорно-центрирующее устройство, предназначенное для калибрования ствола скважины, центрирования и улучшения условий работы долота и забойного двигателя. Он устанавливается над долотом.
Применение калибраторов:
Для бурения мягких, твердых и крепких пород
Для бурения Средних и мягких абразивных пород
Для бурения Твердых и средних абразивных пород
Центратор - опорно-центрирующее устройство, предназначенное для центрирования нижней части бурильной колонны и забойного двигателя, стабилизации или изменения направления ствола скважины. Устройство устанавливается на корпусе забойного двигателя или в колонне бурильных труб.
Стабилизатор - опорно-центрирующее устройство, предназначенное для стабилизации направления ствола скважины и устанавливается над калибратором или в колонне бурильных труб.
Переводник служит для соединения различных частей бурильной колонны имеющих разную присоединительную резьбу или резьбу и тип присоединительных наконечников.
Переводники бурильные переходные (тип П) представляют собой металлический цилиндр, с одной стороны которого выполнена муфта, а с другой стороны ниппель ("девочка-мальчик").
Тип присоединительных наконечников может быть: резьбовой, шестигранный, трехгранный, шпонка.
Переводник с направляющей трубы на шарошечное долото (тип ПК) представляет собой металлический цилиндр, с одной стороны которого выполнена муфта, а с другой стороны ниппель. Этот тип переводника буровики называют " нижний " или " наддолотный ".
Переводник муфтовый (тип М) представляет собой металлический цилиндр, с обеих сторон которого изготовлена резьба в виде муфты ("девочка-девочка").
Тип присоединительных наконечников может быть: резьбовой, шестигранный, трехгранный, шпонка.
Переводник безопасный включается в состав бурильной колонны при проведении буровых работ и предназначен для разъединения бурильной колонны в месте его установки при аварийных работах.
Переводник безопасный состоит из двух частей, соединённых между собой резьбой с крупным шагом.
Переводник безопасный разъединяется левым вращением бурильной колонны при приложении момента, составляющего не более 40% от исходного момента затяжки.
УБТ
Утяжеленные бурильные трубы (УБТ) предназначены для повышения жесткости и увеличения массы нижней части бурильной колонны, посредством которой создается нагрузка на долото.
Утяжеленные бурильные трубы (УБТ) являются важнейшей составной частью бурильной колонны. Он предназначены для увеличения жесткости, продольной устойчивости и веса нижней части бурильной колонны, работающей на сжатие и создающей необходимую нагрузку на долото.
Виды:
1) Гладкие
2) Спиральные (уменьш. Площадь контакта)
3) Не магнитные (не копит статич. заряд)
Вес УБТ должен на 25% превышать нагрузку на долото
ТБТ, СБТ, ЛБТ
Труба бурильная толстостенная (ТБТ) предназначена для создания осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент и передачи момента вращения от ротора при бурении сложных горизонтальных скважин. Трубы изготавливаются из легированных сталей с термообработкой по всей длине.
Исполнения: с одним центральным утолщением-(I); с двумя центральными утолщениями-(II); с центральным утолщением и со спиральными канавками-(III)
Легкосплавные бурильные трубы – это тип бурильных труб, изготовленных в облегченном весовом исполнении для снижения нагрузок на буровую установку и прочее буровое оборудование.
Типы сплавов: - Д16Т - АК4-1Т1 (термостойкий) - 1953Т1 (высокопрочный коррозионно-стойкий)
Стальные бурильные трубы. Самый распространённый вид. Труба СБТ может обладать диаметром от 34 до 168 мм. Чаще всего в бурильных работах используются детали с диаметром 60 мм. С помощью их осуществляется так называемое колонковое бурение, при котором долото вращается очень быстро, и разрушение породы происходит по кольцу, а не по всей площади забоя. Трубы стальные бурильные (СБТ) отличаются повышенной надёжностью.
Наддолотный амортизатор
Амортизатор наддолотный предназначен для гашения вибраций, возникающих в бурильной колонне, и поглощения толчков и ударов, действующих на колонну в процессе бурения нефтяных и газовых скважин.
При бурении скважины с использованием забойного двигателя амортизатор устанавливается в КНБК непосредственно над забойным двигателем, при бурении роторным способом — над долотом.
Конструкция амортизаторов обеспечивает эффективную работу при различных сочетаниях осевых нагрузок на долото и перепадов давления промывочной жидкости. Вибрации гасятся пакетом тарельчатых пружин, обеспечивающих оптимальную жёсткость амортизатора и позволяющих приложить к нему высокую осевую нагрузку.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
· Сокращает аварии, связанные с поломкой бурильной колонны
· Повышает ресурс работы долота и элементов компоновки низа бурильной колонны
· Защищает системы верхнего привода от пульсаций бурильной колонны
· Позволяет увеличить механическую скорость бурения, то есть сокращаются сроки строительства скважин
Ясы буровые
Бурильный яс представляет собой ударный инструмент, установленный в бурильной колонне, служащий для её освобождения в случае прихвата. Использование яса является одной из наиболее непопулярных, хотя во многих случаях необходимой. Операции по высвобождению застрявшей бурильной колонны могут быть очень дорогими и вносить существенный вклад в общие затраты на бурение.
Рис. 1. Схематическое изображение конструкции яса
Внутри яса содержится скользящая оправка, позволяющая резко и кратно увеличить продольное ускорение колонны над ясом. Движение этой оправки ограничено стопором (молотом), который бьет по стопору на внешней гильзе (наковальне). Яс может быть запущен растяжением или сжатием в определенных пределах без какого-либо движения оправки. То есть динамическая энергия деформации в бурильной колонне преобразуется в кинетическую энергию «выстрела» яса.
Различают механические, гидравлические и гидромеханические ясы; одностороннего (только вверх или только вниз) и двустороннего действия
Работу выполнил: студент 3-8 Черномазов Н.С. | Работу принял: Третьяк А.А. | Дата/Подпись |