Как возник вопрос «када и кадар »




 

Если исключить вопрос: «Совершитель большого греха», которым обособился Василь ибн Ата, глава мутазилитов в группе Хасана аль-Басри, то мы найдем, что почти все вопросы науки «Калам» возникли из вопросов, которые ранее были рассмотрены греческими философами. Вопрос «када и кадар» с таким названием и тем значением, которое они рассматривали, был рассмотрен ранее греческими философами, которые разошлись в своих взглядах по нему. Данный вопрос носит такие названия, как «када и кадар», «принуждение и выбор», «свобода воли». Но при этом все они указывают на одно и то же значение, а именно: волен ли человек в совершении и не совершении происходящих от него поступков или он принуждаем в этом? Мусульмане, до перевода греческой философии, и не думали о том, чтобы рассматривать это значение. Данное значение было рассмотрено греческими философами, и относительно него они разошлись в своих взглядах. Так, эпикурейцы (последователи эпикуреизма) считали, что воля свободна в выборе, и что человек совершает все свои поступки по своей воле и своему выбору, без какого-либо принуждения. Что же касается, например, стоиков (последователи стоицизма), то они считали, что воля принуждается к следованию пути, за пределы которого она не может выйти, и что человек ничего не делает по своей воле, и принуждается к совершению любой вещи, не обладая волей делать или не делать что-либо. С приходом Ислама на территории распространения греческой философии, мысли этой философии проникли в среду мусульман. Наиважнейшим из этих вопросов стал вопрос «качества справедливости» в отношении Аллаха. Так, Аллах является справедливым и из этой справедливости исходит вопрос «вознаграждения и наказания», следствием которого в свою очередь, явился вопрос «совершения человеком своих поступков». Это происходило из-за метода рассмотрения, по которому пошли мутакаллимы, а именно когда рассматривали вопрос и то, что ответвляется от него, и подвергались воздействию рассмотрений философов, т.е. воздействию изученных ими философских мыслей, касающихся их тем, на которые они отвечали. Самым ярким рассмотрением в этой теме представляется рассмотрение мутазилитов. Оно и является основой в этом вопросе, а рассмотрения остальных мутакаллимов появились в качестве опровержения мутазилитов. Поэтому именно мутазилиты считаются первыми, кто рассмотрел вопрос «када и кадар», и даже все вопросы науки «Калам». Взгляд мутазилитов на справедливость Аллаха был взглядом удаления от Него несправедливости. В отношении вопроса «вознаграждения и наказания» они заняли позицию, которая согласовывалась с танзих Аллаха (взгляд на то, что Аллах чист от всякого недостатка) и Его справедливостью. Они усмотрели, что справедливость Аллаха может иметь смысл только в том случае, если утверждается свобода воли человека, если человек сам создает свои поступки и обладает возможностью делать или не делать что-либо. Если он совершает какой-то поступок по своей воле или по своей воле воздерживается от его совершения, то вознаграждение человека или наказание его становится понятным и справедливым. Но если Аллах, создав человека, принуждает его к совершению поступка определенным образом, то получается, что Он принуждает покорного к покорности, а грешника к греховности, а затем наказывает одного и вознаграждает другого, что абсолютно не может называться справедливостью. Таким образом, они сравнили скрытого с видимым, т.е. сравнили Аллаха с человеком, подчинив Аллаха Всевышнего законам этого мира точно так, как это сделала группа греческих философов. Они обязали Аллаху справедливость, как ее представляет для себя человек. Основой этого рассмотрения является вознаграждение и наказание со стороны Аллаха за поступок человека. Эта и есть тема рассмотрения, которая названа «када и кадар», «принуждение и выбор», «свобода воли». В своем рассмотрении они взяли направление греческих философов, рассмотрели вопрос воли и создания поступков. Относительно вопроса воли они сказали: «Мы видим, что желающий добра является добрым, желающий зла — злым, желающий справедливости — справедливым, и желающий несправедливости — несправедливым. Если бы воля Аллаха относилась ко всему добру и злу, которое существует в этом мире, то и добро, и зло, были бы желаемы Всевышним Аллахом, и, следовательно, желающий этого характеризовался бы добром и злом, справедливостью и несправедливостью. Но это невозможно в отношении Всевышнего Аллаха». Они также говорят: «Если бы Аллах желал неверие кафира и грехи грешника, то не воспрещал бы им неверие и грехи. Как можно представить, что Аллах желал от Абу Лахаба того, чтобы он был кафиром, а после этого приказывал ему верить и воспрещал ему неверие? Если бы кто-то из людей поступил так, то мы назвали бы его глупцом. Да, Всевышний Аллах превыше всего этого. Если бы неверие кафира и грех грешника были бы желаемы Всевышним Аллахом, то они не заслуживали бы наказания, и их действия совершались бы как подчинение Его воле…».

Так они применяли доказательства в логических вопросах, и затем комментировали сказанное передаваемыми доказательствами из Благородного Корана. В качестве таких доказательств они использовали следующие слова Аллаха:

وَمَا ٱ للَّهُ يُرِيدُ ظُلۡمٗا لِّلۡعِبَادِ

«Аллах не желает несправедливости рабам» (40:31).

سَيَقُولُ ٱ لَّذِينَ أَشۡرَكُواْ لَوۡ شَآءَ ٱ للَّهُ مَآ أَشۡرَكۡنَا وَلَآ ءَابَآؤُنَا وَلَا حَرَّمۡنَا مِن شَيۡءٖۚ كَذَٰلِكَ كَذَّبَ ٱ لَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ

«Многобожники говорят: «Если бы хотел Аллах, мы бы не возносили никого (рядом с Ним), равно как и наши отцы, и не делали бы мы ничего противозаконного». Так же и бывшие прежде них отвергали (истину)» (6:148).

قُلۡ فَلِلَّهِ ٱ لۡحُجَّةُ ٱ لۡبَٰلِغَةُۖ فَلَوۡ شَآءَ لَهَدَىٰكُمۡ أَجۡمَعِينَ ١٤٩

«Скажи: «Аллаху принадлежит убедительный довод; и если бы пожелал Он, наставил бы Он вас всех на путь истины» (6:149).

يُرِيدُ ٱ للَّهُ بِكُمُ ٱ لۡيُسۡرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱ لۡعُسۡرَ

«Аллах желает облегчить для вас, и не желает Он вам тягот» (2:185).

وَلَا يَرۡضَىٰ لِعِبَادِهِ ٱ لۡكُفۡرَۖ

«И не желает Он неверия для рабов Своих» (39:7).

Тем аятам, которые противоречат этому их мнению, они дали искаженное толкование, как, например, следующим словам Всевышнего Аллаха:

إِنَّ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ سَوَآءٌ عَلَيۡهِمۡ ءَأَنذَرۡتَهُمۡ أَمۡ لَمۡ تُنذِرۡهُمۡ لَا يُؤۡمِنُونَ ٦

«Поистине, те, кто неверные, — все равно им, увещеваешь ты их или не увещеваешь, — они не веруют» (2:6).

خَتَمَ ٱ للَّهُ عَلَىٰ قُلُوبِهِمۡ وَعَلَىٰ سَمۡعِهِمۡۖ وَعَلَىٰٓ أَبۡصَٰرِهِمۡ غِشَٰوَةٞۖ

«Запечатал Аллах сердца их и слух; и завеса на их глазах» (2:7).

بَلۡ طَبَعَ ٱ للَّهُ عَلَيۡهَا بِكُفۡرِهِمۡ

«Аллах наложил печать на них (сердца) за их неверие» (4:155).

Из этого они вывели мнение, которому стали следовать и призывать к нему других. Это — их известное мнение, которое гласит о том, что человек имеет свободу воли в том, чтобы совершать какой-либо поступок или воздерживаться от него. Если человек совершает поступок, то это происходит по его воле, и если отказывается, то это тоже происходит по его воле. Что касается вопроса создания поступков, то в этой связи мутазилиты сказали следующее: «Поступки людей создаются самими людьми и относятся к их действию, но не к действию Аллаха. Люди обладают способностью, как совершать эти поступки, так и воздерживаться от них, без вмешательства в это способности Аллаха. Доказательством этому служит ощущаемая человеком разница между свободным и принудительным движением, подобно движению человека, шевелящего рукой и движению дрожащего человека, а также подобно разнице между движением человека, восходящего на минарет и падающего с него. Свободное движение находится в возможностях человека, и он — тот, кто создает его. Но к принудительному движению он не имеет никакого вмешательства. Кроме того, если бы человек не был создателем своих поступков, то не имело бы смысла возложение на него обязанностей (таклиф). Поскольку, если бы он не мог делать что-то, и не мог бы не делать, то было бы неразумно говорить ему: делай, не делай, и это не было бы предметом восхваления и порицания, вознаграждения и наказания». Так в логических вопросах они обосновывают свое мнение, после чего комментируют это передаваемыми доказательствами. На это свое мнение они в качестве доказательства приводят много аятов, как, например, следующие слова Аллаха:

فَوَيۡلٞ لِّلَّذِينَ يَكۡتُبُونَ ٱ لۡكِتَٰبَ بِأَيۡدِيهِمۡ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنۡ عِندِ ٱ للَّهِ

«Горе же тем, кто пишут Книгу своими руками, а потом говорят: «Это — от Аллаха» (2:79).

إِنَّ ٱ للَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ

«Воистину, Аллах не изменяет состояния людей, пока сами они не изменят его» (13:11).

مَن يَعۡمَلۡ سُوٓءٗا يُجۡزَ بِهِ ۦ

«Кто творит зло, будет призван к ответу за это» (4:123).

ٱ لۡيَوۡمَ تُجۡزَىٰ كُلُّ نَفۡسِۢ بِمَا كَسَبَتۡۚ

«В день сей воздастся всякой душе по заслугам» (40:17).

قَالَ رَبِّ ٱ رۡجِعُونِ ٩٩ لَعَلِّيٓ أَعۡمَلُ صَٰلِحٗا

«Скажет он: «Господь мой, пошли меня обратно, дабы мог я творить добро» (23:99,100).

А тем аятам, что противоречат данному их мнению, они дали искаженное толкование. Например, они дали искаженное толкование следующим словам Аллаха:

وَ ٱ للَّهُ خَلَقَكُمۡ وَمَا تَعۡمَلُونَ ٩٦

«Аллах сотворил вас и то, что делаете вы» (37:96).

ٱ للَّهُ خَٰلِقُ كُلِّ شَيۡءٖ

«Аллах — Творец всех вещей» (13:16).

В результате всего этого, они пришли к мнению, которому стали следовать в вопросе создания поступков. Это мнение состоит в том, что человек сам создает свои поступки, и что он способен, как совершать, так и не совершать поступок. Следуя методу мутакаллимов в рассмотрении вопроса и того, что исходит от него, из вопроса создания поступков перед ними возник так называемый вопрос порождения. Дело в том, что когда мутазилиты утвердили, что поступки человека создаются им самим, из этого положения произошел следующий вопрос: каково мнение относительно тех поступков, которые порождаются в результате действия человека? Относятся ли они тоже к созданию человека или к созданию Аллаха? Например, каково мнение относительно боли, ощущаемой человеком, которого ударили; вкуса, который приобретает вещь в результате действия человека; резания, происходящего в результате действия ножа; услады, здоровья, страсти, теплоты, холода, влаги, сухости, трусости, храбрости, голода, сытости и т.д. Они сказали, что все это происходит от действия человека, ибо именно человек образует их, когда совершает действие, и, стало быть, они порождаются действием человека. Следовательно, они создаются человеком.

Таковым является вопрос «када и кадар», и таково мнение мутазилитов относительно данного вопроса. Смысл вопроса состоит в воле человека и тех свойств, которые происходят в вещах в результате действия человека. Суть мнения мутазилитов заключается в том, что человек обладает свободой воли в совершении всех своих поступков. Он сам создает свои поступки и создает свойства, которые происходят в вещах в результате его действий.

Это мнение мутазилитов вызвало гнев мусульман. Оно было новым для них мнением, и к тому же дерзким мнением в первооснове их религии, т.е. в акыде. Поэтому мусульмане принялись опровергать данное мнение. Появилась так называемая группа джабаритов. Наиболее известным представителем данной группы бы Джахм ибн Сафван. Со своей стороны джабариты выдвинули следующее высказывание: «человек является существом принуждаемым, и не имеет свободы воли, как и не обладает способностью создавать свои поступки. Он подобен перу в потоке ветра или доске, плывущей по волнам. Аллах создает поступки его руками». Далее они сказали: «Если мы скажем, что человек — создатель своих поступков, то следствием этого является ограничение силы Аллаха и то, что Его сила не распространилась на всякую вещь. И получается, что человек принимает участие вместе с Всевышнем Аллахом в создании того, что имеется в этом мире. В одной вещи не могут взаимодействовать две силы. Если вещь создана силой Аллаха, то человек не имеет к ней отношения. И если она создана силой человеком, то в таком случае сила Аллаха не имеет к ней отношения. Не может быть так, чтобы часть вещи была создана силой человека, а другая часть — силой Аллаха. Аллах — Он Создатель поступка человека, и только лишь по Его воле человек совершает поступок». Джабариты считают, что поступки людей происходят исключительно благодаря силе Аллаха, и что сила человека не имеет воздействия на них. Они полагают, что человек — это лишь место, в котором Аллах руками человека осуществляет то, что осуществляет. Человек является абсолютно принуждаемым существом. Человек и неорганический мир совершенно одинаковы, и различаются только лишь во внешнем проявлении. В такой форме они обосновывают свое мнение, и в пользу этого мнения они в качестве доказательств приводят аяты из Благородного Корана. Из числа этих аятов являются следующие слова Всевышнего Аллаха:

وَمَا تَشَآءُونَ إِلَّآ أَن يَشَآءَ ٱ للَّهُۚ

«Но не пожелаете вы, если не пожелает Аллах» (76:30).

وَمَا رَمَيۡتَ إِذۡ رَمَيۡتَ وَلَٰكِنَّ ٱ للَّهَ رَمَىٰ

«И не ты бросал, когда бросал, а Аллах бросал» (8:17).

إِنَّكَ لَا تَهۡدِي مَنۡ أَحۡبَبۡتَ وَلَٰكِنَّ ٱ للَّهَ يَهۡدِي مَن يَشَآءُۚ

«Воистину, не можешь ты наставить тех, кого любишь на верный путь, но Аллах наставляет тех, кого пожелает» (28:56).

وَ ٱ للَّهُ خَلَقَكُمۡ وَمَا تَعۡمَلُونَ ٩٦

«Аллах сотворил вас и то, что делаете вы» (37:96).

ٱ للَّهُ خَٰلِقُ كُلِّ شَيۡءٖ

«Аллах — Творец всех вещей» (13:16).

Что же касается тех аятов, которые указывают на волю человека и на создание им поступков, то они получают со стороны джабаритов искаженное толкование. В соответствии с этим они говорят, что свойства вещей, порождаемые в результате действия человека, такие, как: услада, голод, храбрость, резание, сжигание и т.п., исходят от Всевышнего Аллаха. Кроме джабаритов появились также ахль ас-сунна ва-ль-джамаа, которые стали опровергать мутазилитов. Они сказали: «все поступки людей происходят по воле и желанию Аллаха. При этом воля и желание имеют одно значение, а именно это извечное качество в Живом, которое требует выполнения одного из двух возможных действий в какое-то одно время, с наличием равной способности совершить оба действия. Поступки, принадлежащие человеку, зависят от Его решения. Когда Он пожелает что-либо, Он говорит: «будь», и оно бывает. Его решение (т.е. када) состоит из действия с законами (хукмами). Аллах говорит:

فَقَضَىٰهُنَّ سَبۡعَ سَمَٰوَاتٖ

«И установил Он семь небес» (41:12).

وَقَضَىٰ رَبُّكَ

«И Господь твой повелел» (17:23).

Смысл слова «када» — решенный, а не один из атрибутов Аллаха. Поступок человека происходит по предопределению Аллаха, и это — ограничение всякого создания его границами, как красота и некрасивость, польза и вред, время и место, которые оно охватывает, а также вознаграждение и наказание, которые являются следствием этого. Это означает, что воля Аллаха и Его сила охватывает все, что происходит по созданию Аллаха, что требует наличие силы и воли для того, чтобы не было принуждения». Далее они говорят: «Если люди скажут, что согласно вашим словам получается, что кафир принуждается в своем неверии и грешник в своем грехе, и, следовательно, не правильным будет возлагать на них веру и подчинение, то мы ответим им: «Всевышний Аллах пожелал то, чтобы они были кафирами и грешниками по их собственному выбору без всякого принуждения. Также Всевышний Аллах знал, что они будут кафирами и грешниками по своему собственному выбору, и не обязал их к тому, чего они не в силах выполнить». Касательно поступков людей они, в качестве опровержения мутазилитов, сказали следующее: «люди совершают поступки по своему выбору и вознаграждаются за них, если они являются подчинением, и наказываются, если являются неповиновением. Они дали объяснение тому, каким образом эти поступки совершаются людьми по их собственному выбору, хотя сами же говорят о том, что лишь Один Аллах создает эти поступки и образовывает их». Далее они сказали: «создателем поступка человека является Всевышний Аллах. Сила и воля человека имеет отношение к некоторым поступкам как, например, движение нападающего человека, и не имеет отношения к некоторым другим как, например, движение дрожащего человека. Аллах — Создатель всякой вещи, а человек — приобретатель». Затем в разъяснение этому они сказали: «направление человеком своей силы и воли к поступку является приобретением, а образование Аллахом поступка вслед за этим, является созданием. Один поступок попадает под воздействие двух сил, но с двух разных сторон. Поступок происходит по силе и воле Всевышнего Аллаха с точки зрения создания, и происходит по силе и воле человека с точки зрения приобретения. Иначе говоря, Всевышний Аллах создает поступок при силе и воле человека, но не по его силе и воле. Это единение и является приобретением. В качестве доказательств своим словам они привели аяты, которые были приведены джабаритами в отношении создания Аллахом поступков и Его воли касательно их. В качестве доказательства на наличие приобретения со стороны человека они привели следующие слова Всевышнего Аллаха:

جَزَآءَۢ بِمَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ

«Награда за то, что делали они» (46:14).

فَمَن شَآءَ فَلۡيُؤۡمِن وَمَن شَآءَ فَلۡيَكۡفُرۡۚ

«Пусть же верует, кто хочет, а кто не хочет — не верует» (18:29).

لَهَا مَا كَسَبَتۡ وَعَلَيۡهَا مَا ٱ كۡتَسَبَتۡۗ

«Ей — то, что она приобрела (из добра), и против нее — то, что она приобрела (из зла)» (2:286).

Так ахль ас-сунна ва-ль-джамаа посчитали, что опровергли мутазилитов и джабаритов. На самом же деле их мнение и мнение джабаритов представляется одним мнением. В вопросе приобретения они оказались совершенно безуспешными. Это их высказывание не может считаться разумным, ибо оно не имеет никакого разумного доказательства, и не может считаться передаваемым, ибо не имеет никакого доказательства из шариатских текстов. Это было лишь неуспешной попыткой согласовать между мнением мутазилитов и мнением джабаритов. Говоря вкратце, вопрос «када и кадар» принял важную роль в рассмотрениях мутакаллимов. Все они определяли объектом рассмотрения поступок человека и те свойства, которые порождаются в результате его действия (т.е. свойства), которые вызывает человек в вещах посредством свои действий. Основой рассмотрения они определяли следующий вопрос: Аллах ли создает поступок человека и те свойства, которые он вызывает в результате своих действий, или же их создает человек? И происходит ли это по воле Аллаха или же по воле человека? Причиной появления этого рассмотрения было то, что мутазилиты переняли этот вопрос у греческих философов таким, каким он есть по своей форме и содержанию, называясь «када и кадар», «свобода воли», «принуждение и выбор». Они рассмотрели данный вопрос с такой точки зрения, которую посчитали соответствующей с тем атрибутом справедливости, который присущ Всевышнему Аллаху. Это привело к появлению джабаритов и ахль ас-сунна, которые стали опровергать мнения мутазилитов в той же плоскости и на той же самой основе. Все они рассмотрели этот вопрос с точки зрения атрибутов Аллаха, но не с точки зрения самой лишь темы. Поступки человека и свойства, которые образовывает человек в вещах, они подчинили воле Аллаха и Его силе, и стали рассматривать следующее: происходят ли они по силе и воле Аллаха или по силе и воле человека? Следовательно, «када и кадар» — это поступки людей и свойства вещей, которые человек вызывает в них в результате своего действия. Точнее говоря, «када» — это поступки людей, а «кадар» — это свойства вещей. То, что «када» является поступками людей, то это явно понимается из рассмотрения «када» со стороны мутазилитов и их расхождения в нем, т.е. это понимается из их слов о том, что человек совершает поступок по своей силе и воле. И понимается из слов тех, кто опроверг их, сказав, что поступок человека образуется по силе и воле Аллаха, а не по силе и воле человека. А также понимается из слов тех, кто опроверг и тех и других, сказав, что поступок человека образуется с созданием Аллаха этого поступка при наличии силы и воли человека, но не по силе и воле человека. Это и указывает на то, что значение «када» — это поступки людей. А что касается того, что «кадар» — это свойства, которые вызывает человек в вещах, то это также ясно понимается из их рассмотрений «кадар» и расхождений и в нем. Когда мутакаллимы рассматривали то, что порождается в результате поступков человека, они рассматривали свойства, которые он вызывает. Они сказали: «Если мы смешаем крахмал с сахаром и сварим их, то получим пастилу. Относится ли вкус пастилы и ее цвет к нашему созданию или к созданию Аллаха? Покидание душой тела при закалывании, полет камня при броске, зрение, когда мы открываем глаза, перелом ноги при падении и заживание ноги при вставлении и т.п., относится ли все это к нашему созданию или к созданию Аллаха?». Это рассмотрение является рассмотрением относительно свойств, и на это указывает расхождение мутакаллимов в решении относительно порождаемых вещей. Башар ибн аль-Мутамар, глава мутазилитов в Багдаде, говорит: «все, что порождено нашим действием — создано нами. Так если я открыл глаз человека, и он увидел какую-то вещь, то его видение этой вещи является моим поступком, ибо это порождено моим поступком. Таким же образом и цвет пищи, которую мы готовим, ее вкус и запах, все это является нашим действием. А также боль, услада, здоровье, страсть и т.п., все это относится к поступкам человека». Абу Хузейл аль-Алляф, один из шейхов мутазилитов говорит: «между порождаемыми вещами имеется разница. Все, что порождается в результате действий человека и имеет известный для человека образ происхождения, относится к поступку человека, а в ином случае не относится к его поступку. Боль, случающаяся от удара, полет камня вверх, если он брошен вверх и его полет вниз, если он брошен вниз, и т.п., относятся к поступку человека. Но цвет, вкус, теплота, холод, влага, сухость, трусость, храбрость, голод, сытость — это все относится к действиям Аллаха». Другой мутазилитский ученый по имени Наззам говорит: «человек делает только лишь движения. Все то, что не является движением, не относится к поступкам человека. При этом человек делает движения только в самом себе, но не в другом. Если человек двигает своей рукой, то это его поступок. Если же он бросает камень, который начинает двигаться вверх или вниз, то это не его действие, а действие Аллаха в том смысле, что Аллах по природе создал камень таким, что если его бросают, то он приходит в движение и т.д. Цвет, вкус, запах, боль, услада не являются поступками человека, ибо они не являются движениями». Это расхождение во взглядах на реальность порождения дает понять, что данное расхождение имеет место в отношении свойств вещей: относятся ли они к действию человека или Аллаха? Значит, рассмотрение, и расхождение в нем имеют место относительно свойств, которые человек образует в вещах. Таким образом, у всех мутакаллимов данное рассмотрение проходило в одной теме и в одной плоскости. Ввиду того, что рассмотрение относительно порождений поступков (т.е. относительно свойств), которые человек вызывает в вещах, было второстепенным, ибо исходило из рассмотрения поступков человека, поэтому в разногласиях между мутазилитами, джабаритами и ахль ас-сунна, оно было вторичным рассмотрением. Основным рассмотрением между мутакаллимами было рассмотрение поступков человека. Споры и диспуты велись больше вокруг этой темы, нежели вокруг темы свойств. Хотя «када и кадар» является названием для какого-то определенного значения, несмотря на то, что это название состоит из двух слов, которые взаимосвязаны друг с другом, где одно включает в себя смысл другого, впоследствии в рассмотрении «када и кадар» стало больше преобладать рассмотрение поступков человека, нежели рассмотрение свойств, которые человек образовывает в вещах. Споры вокруг «када и кадар» продолжались, и каждый стал по-своему понимать «када и кадар». После мутазилитских и ахли суннитских шейхов пришли их ученики и последователи, и споры уже продолжаясь между ними, обновлялись в каждом столетии. Ввиду затихания мутазилитов и подъема ахли суннитов, результаты споров оказывались в пользу мнения ахли суннитов. Спорящие стороны расходились в отношении «када и кадар», и давали этому выражению новые значения, измышляя их от себя, и пытаясь применить к нему лексические слова или шариатские термины. Некоторые из них стали утверждать, что «када и кадар» — это никому неведомый один из секретов Аллаха. Другие утверждали об абсолютной недопустимости обсуждения темы «када и кадар», обосновывая это тем, что Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил это, и использует в качестве доказательства своим словам следующий хадис, в котором Посланник (с.а.с.) говорит: «Когда упоминают о кадар — молчите». Некоторые другие стали различать между «када и кадар», и говорили, что «када» — это всеобъемлющее решение только относительно общих положений, а «кадар» — это частное решение относительно частных положений и его деталей. Иные же говорили, что «кадар» — это проект, а «када» — осуществление. Согласно этому мнению Аллах планирует какое-то действие, и значит, определят его, что и есть «кадар», и Он осуществляет действие, и значит, решил в отношении него, что и есть «када». Из них были те, кто говорил, что под словом «кадар» имеется в виду исчисление, а под «када» — создание. Были такие, кто определял два этих слова тесно связанными друг с другом, и говорили, что «када и кадар» — это две тесно связанные и неразрывные друг от друга вещи, ибо одна из них находится в качестве фундамента, а именно это — «кадар», а другая в качестве строения, а именно это — «када». Те же, кто желают разъединять их друг от друга, желают разрушать все строение. Были также и прочие, кто проводил различие между ними, говоря, что «када» — это одно, а «кадар» — это другое.

Так продолжались споры по теме «када и кадар» как темы, имеющей определенное значение, и это относилось как к тем, кто разъединял эти два слова друг от друга, так и к тем, кто определял их неразрывными друг от друга. Тем не менее, «када и кадар» имело одно и то же значение для всех, и при любом комментарии оно указывает на поступок человека с точки зрения его образования, т.е. образован ли он Аллахом или человеком, или создан Аллахом, когда человек совершил его? Рассмотрение, став ясным, сконцентрировалось на этом значении, и споры продолжали проходить в той же области. После появления этого рассмотрения, вопрос «када и кадар» стал включаться в рассмотрение акыды, и был определен шестым положением акыды, ибо этот вопрос указывал на положение, касающееся Аллаха, т.е. на то, что Он создает поступки и создает свойства вещей, будь то эти поступки и эти свойства — добром или злом.

Из сказанного становится понятным, что «када и кадар» с учетом того, что это является одним названием для одного значения или, согласно выражению мутакаллимов, с учетом их как двух тесно связанных вещей, не имелось в рассмотрения мусульман до появления мутакаллимов. По этому вопросу (т.е. вопросу «када и кадар») существует всего лишь два мнения: первое — это свобода выбора. Оно является мнением мутазилитов. Второе — это принуждение. Это мнение джабаритов и ахль ас-сунна, несмотря на наличие некоторого расхождения между ними в выражениях, и использования хитрости в применении слов. Мусульмане утвердились в этих двух мнениях и, отклонившись от взгляда Корана, хадисов и того, что понимали из этих двух источников сподвижники, направились к обсуждению нового названия: «када и кадар» или «принуждение и выбор», или «свобода воли», и нового значения: происходят ли поступки по созданию человека и его воли, или они происходят по созданию Аллаха и Его воле? Относятся ли свойства, которые человек вызывает в вещах, к поступку человека и к его воле, или они исходят от Всевышнего Аллаха? После появления такого рассмотрения, вопрос «када и кадар» стал включаться в рассмотрение акыды, и был определен ее шестым положением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: