ТЕМА
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
Методические указания по изучению темы
При выполнении заданий по данной теме следует начинать с изучения нормативных правовых документов, регламентирующих организацию государственного и муниципального финансового контроля в РФ, а также определяющих основы проведения контрольно-ревизионных мероприятий. Пройденный материал рекомендуется закрепить путем решения задач и выполнения тестирования и проверке контрольных вопросов.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой внешние источники финансирования бюджетного дефицита? На каких уровнях бюджетной системы РФ они могут использоваться в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ?
2. Перечислите источники финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Какие ограничения установлены Бюджетным кодексом РФ на размер бюджетного дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?
4. Какие средства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не могут использоваться в качестве источников финансирования бюджетного дефицита? Почему?
5. Раскройте правила предоставления бюджетных кредитов.
6. Перечислите формы государственного долга РФ.
Пройти Тесты
1. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный Законом о федеральном бюджете, не может превышать:
А. Размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Б. Объем расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
В. Суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
|
Г. 15% объема доходов федерального бюджета в текущем финансовом году.
В соответствии с бюджетным законодательством РФ разделение источников финансирования бюджетного дефицита на внутренние
и внешние осуществляется по:
А. Критерию резидентства.
Б. Валютному критерию.
В. Как по критерию резидентства, так и по валютному критерию.
Г. Не осуществляется.
3. Внешние источники финансирования бюджетного дефицита могут использоваться:
А. Только на федеральном уровне.
Б. На федеральном и региональном уровнях.
В. На федеральном, региональном и местном уровнях. Г. Все ответы неверны.
4. К внутренним источникам финансирования дефицита бюджета субъекта РФ не относятся:
А. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ.
Б. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
В. Курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ.
Г. Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ.
5. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, установленный Бюджетным кодексом РФ:
|
А. Может быть превышен в случае, если это предусмотрено законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (решением о бюджете муниципального образования).
Б. Может быть превышен в случае, если в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования предусмотрены поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности, соответственно, субъекта РФ или муниципального образования.
В. Может быть превышен в случае, если в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования предусмотрены доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ.
Г. Не может быть превышен.
6. В состав нефтегазовых доходов не включаются:
А. Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Б. Акцизы на автомобильный бензин и прямогонный бензин.
В. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть.
Г. Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.
7. Начиная с 2013 года предельный размер ненефтегазового дефицита не может превышать:
А. 1% ВВП. Б. 2% ВВП.
В. 3,7% ВВП. Г. 4,7 % ВВП.
8. Начиная с 2011 года размер нефтегазового трансферта:
А. Не может превышать 3,7% ВВП.
Б. Не может быть меньше 3,7% ВВП.
В. Должен составлять 3,7% ВВП.
Г. Должен составлять 4,7% ВВП.
9. Резервный фонд формируется за счет:
А. Отчислений от акцизов на автомобильный бензин и прямогонный бензин.
|
Б. Части бюджетного профицита федерального бюджета в размере, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В. Ежегодных отчислений от средств Фонда национального благосостояния в размере 10% ВВП.
Г. Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий год величину нефтегазового трансферта.
10. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целью создания Фонда национального благосостояния является:
А. Формирования нефтегазового трансферта.
Б. Обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
В. Цели и порядок использования средств Фонда национального благосостояния устанавливаются Правительством РФ.
Г. Все ответы неверны.
11. Средства Резервного фонда могут размещаться в:
А. Депозиты в российских банках и кредитных организациях.
Б. Депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
В. Уставные капиталы российских и зарубежных акционерных обществ.
Г. Государственные ценные бумаги, эмитированные от имени РФ, держателями которых могут выступать российские и иностранные юридические лица.
Задачи
Вариант 1,3 - Задача 1. По данным Министерства финансов РФ структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 сентября 2019 г. составила:
(млн долл. США)
Наименование | 01.09.19 | ||
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) | 38994,8 | ||
Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 1161,7 | ||
Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба | 1865,9 | ||
Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ | 1336,0 | ||
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 1214,4 | ||
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 4041,6 | ||
Задолженность по евро облигационным займам, в том числе: | 26992,0 | ||
– внешний облигационный займ 2010 года | 656,3 | ||
– внешний облигационный займ 2030 года | 20369,4 | ||
– внешний облигационный займ 2018 года | 3466,4 | ||
– внешний облигационный займ 2028 года | 2499,9 | ||
Задолженность по ОВГВЗ | 1778,8 | ||
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте | 604,4 |
Требуется: проанализировать инструментую структуру государственного внешнего долга РФ, уделив особое внимание влиянию ее особенностей на возможности долгового управления.
Вариант 2,4 - Задача 2. Согласно Закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ наочередной финансовый год установлены следующие показатели:
– объем доходов – 75 616,7 млн руб., в том числе – объем безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней – 3 890,8 млн руб. (из них объем субвенций, предоставляемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ – 3 020,8 млн руб.);
– объем расходов – 77 087,4 млн руб.;
– объем расходов на обслуживание государственного долга – 1 980,2 млн руб.;
– предельный объем государственного долга субъекта РФ – 18 500 млн руб.
Требуется: проверить соответствие параметров бюджетного дефицита, государственного долга субъекта РФ и расходов на его обслуживание законодательно установленным ограничениям. Результаты расчетов оформить в таблице:
Наименование показателя | Ограничения | Значение показателя, млн руб. | Соответствие показателя установленным ограничениям (+/–) | |
Согласно Бюджетному кодексу РФ | Расчетное значение, млн руб. | |||