Иллюзии и реальность, страхи и реакции замещающих родителей
Ожидания (как мы хотим и предполагаем) | Реальность (как может быть и часто бывает) | Страхи и реакции, связанные с «реальностью» |
Мы «отогреем, отмоем и откормим» его, создадим ему лучшие условия для жизни. Он будет рад и благодарен. | Он рвет и пачкает одежду, ломает вещи, ворует еду и прячет под матрасом, отказывается от вкусной еды, устраивает истерики, дерется с детьми, грозится убежать | Он психически нездоров. Он покалечит детей. Мы не справляемся с ним. Ходим по врачам и «лечим». Пытаемся «достучаться» - объясняем. Сравниваем с его «плохой» жизнью в семье, упрекаем, ругаем. |
Мы купим ему хорошие книжки, будем учить его, отдадим в секции: музыкальную, спортивную, художественную… | Он ничего не хочет. Его не интересуют книжки. Он с трудом учится или не успевает в школе, не хочет делать домашнее задание. Рвет тетради и теряет учебники, тетради, ручки и т.д. Не делает записи в дневнике, прячет дневник от учителя. Отказывается ходить в школу. Ему быстро все надоедает. Он готов часами сидеть у телевизора или гулять. | Он умственно отсталый, у него плохая наследственность. Его выгонят из школы. Он покатится по наклонной. Он нас позорит. Контролируем, ругаем, заставляем. Часами сидим за уроками, делаем за него домашнее задание. Наказываем: лишаем телевизора, прогулки. Платим за хорошие оценки. Переводим из школы в школу. Ссоримся с учителями. |
Мы будем относиться к нему, как к своим родным детям. Он увидит, что мы его любим и ценим, как своего ребенка. Будет стараться походить на нас. | Он упрекает нас в том, что мы к нему плохо относимся и зря взяли. Обижается на то, на что наши дети не обижаются. Жалуется на нас, придумывает, что мы к нему жестоки и несправедливы. «Качает права». На элементарные замечания отвечает: «А что вы мне можете сделать?» Съедает сам все, что куплено на всех детей. | Наши дети, глядя на него, перестанут нас слушаться. Обижаемся, страдаем, не понимаем. Ссоримся, требуем, кричим, пугаем, что вернем в д/д, говорим нелестно о его родителях, упрекаем, что он похож на них. |
Мы научим его «хорошим манерам», привьем морально-нравственные принципы и ценности | Он ругается матом. Неряшлив. Хамит учителям в школе; проявляет жестокость и агрессию. Мастурбирует, заводит сомнительные знакомства. Курит, экспериментирует с алкоголем. Врет, нарушает дисциплину, ворует. Убегает из дома, болтается где-то. Тайком уходит к родителям, потом приходит грязный, вшивый, болеет. | Он пойдет по стопам своих родителей. Займется проституцией, заразится ВИЧ, гепатитом. Станет алкоголиком или наркоманом. Сядет в тюрьму. Заразит всех нас какой-либо инфекцией. Убьет или покалечит кого-нибудь или самого себя. Пытаемся вразумить, контролируем, чтобы не мастурбировал, пытаемся удержать от «опасных» связей и поступков. Ссоримся. Моем, лечим, страдаем. Потакаем, чтобы не вызвать агрессии. |
Что может помочь родителям
Реалистичные ожидания | Знания особенностей ребенка | Осознанные действия |
Мы сделаем все возможное для реабилитации и развития ребенка. Он нам за это ничего не должен. | Он напуган, вырван из привычной среды, пережил стресс и потери. Его действия и реакции могут быть неадекватными: он может портить одежду и вещи, таскать и прятать еду, отказываться от непривычной для него вкусной еды, устраивать истерики по непонятным причинам, проявлять агрессию. | Выясняем историю ребенка, узнаем его привычки, травмы, потери. Наблюдаем. Разговариваем тихо. Поддерживаем эмоционально ровный фон. Не ругаем, показываем, как можно по-другому. Не сравниваем с его плохой жизнью. Интересуемся его прошлой жизнью с уважением. Даем информацию о том, что с ним происходит в понятной для него форме. Говорим в позитиве. Обращаем внимание на позитив. |
Мы поддержим его интересы. Определим его способности и возможности, подберем в соответствии с ними занятия. Обеспечим возможность учиться. | Мы знаем, что у него может быть социально-педагогическая запущенность. Есть много причин, по которым он не знает, чего он хочет и может. У него могут быть задержки в развитии. Он может быстро уставать. Не знать и не понимать «элементарных вещей», которые известны детям его возраста, а иногда даже и младшим детям. Он страдает и злится по этому поводу. У него обязательно есть сильные стороны и ресурсы. Надо их найти и опираться на них. Он не привык системно что-то делать. Он может протестовать против учебы в школе, плохо себя вести, не подчиняться нормам и правилам школы. | Определяем причины трудностей. Определяем интересы и возможности ребенка. Решаем задачи постепенно, пошагово. Даем ребенку позитивную обратную связь о его успехах и возможностях. Требуем от него только то, что он может. Выясняем его потребности, помогаем ему их понять и находить приемлемые способы их удовлетворения. Учим его понимать свои эмоции и приемлемыми способами их проявлять. Объясняем ему, для чего нужны правила. Разъясняем правила. Помогаем ему наладить контакт с учениками и учителями в школе. Объясняем учителям, как лучше обращаться с этим ребенком. |
Реалистичные ожидания | Знания особенностей ребенка | Осознанные действия |
Мы будем относиться к нему с пониманием, что он другой и никогда не будет таким, как наши родные дети. Мы его примем без сравнения с кем – либо. Мы уважаем его право: любить своих биологических родителей такими, какими они являются. Мы готовы к тому, что он захочет их видеть, общаться с ними и будет рад, если они его заберут домой. | Он переживает разлуку с родителями, обижается на них. Он может проецировать свои обиды на родителей на нас. Упрекать нас в том, что мы к нему плохо относимся и зря взяли. Протестовать против наших требований. Грубить. Нарушать границы, игнорировать правила. Вести себя вызывающе, провоцировать агрессию на себя. | Мы помогаем ему пережить разлуку с родителями. С пониманием относимся к его негативным проявлениям в отношении нас и нашей семьи. Даем ему обратную связь в отношении его эмоций, что мы понимаем их. Помогаем ему понять их. Мы держим границы, помогаем ему их понять, учим соблюдать. Мы разрабатываем совместно правила. Их должно быть немного. Следим вместе за их выполнением. Не поддаемся на провокации. Занимаемся своей психогигиеной. Просим помощи и поддержки у специалистов. Мы уважительно говорим о его родителях. Продолжаем ему постепенно давать информацию о том, что с ним произошло в понятной для него форме. |
Мы являемся для него альтернативной моделью жизни. Даем ему представления о других способах жизни, возможность их испытать на себе и сделать выбор, как ему жить. Мы покажем ему, что каждый человек ценен и достоин уважения и самоуважения. Что человек, уважающий себя, может строить свою жизнь созидательно. | Он не верит в свою ценность. Боится, что его снова будут бросать и бросать. Защищается от тяжелых чувств, пытается компенсировать их разными быстрыми, знакомыми способами: мастурбацией, беспорядочными связями, курением, употреблением алкоголя и других химических средств, грубостью. Он может выбрать защитные стратегии поведения: нецензурно ругаться, конфликтовать с взрослыми и сверстниками, обижать младших, врать, воровать, нарушать дисциплину, пренебрегать гигиеной, совершать саморазрушительные поступки. | Мы говорим ему о его ценности, что мы с ним, даже когда он повзрослеет и решит жить самостоятельно, мы готовы поддерживать отношения. Мы говорим с ним о чувстве любви, отношениях «мужчина-женщина». Показываем, как можно заботиться друг о друге. Проявляем терпение и терпимость. Поддерживаем в себе и в нем веру в него. Наблюдаем и отмечаем его способность заботиться о себе, постепенно передаем ему ответственность за его жизнь. Даем возможность выбора и принятия самостоятельных решений относительно его жизни. |