Методика работы социального педагога с различными категориями семей




В современной науке существует; множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет раз­лична, как различно и ее конкретное содержание, те виды помо­щи, в которых нуждаются, или могут нуждаться семьи, относя­щиеся к различному типу.

Типология, в основе которой способность семьи решить возника­ющие перед ней нормативные и ненормативные кризисы

• Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Семьи данного типа нуждаются в социальной поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами. Более того, эти семьи могут выступать даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.

•Семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.) и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи и т.п.

•Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низко организованны, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.

Типология семьи по ее функциональной состоятельности

Семьи можно условно разделить на функционально состоятель­ные и функционально несостоятельные («группа риска»). Среди функ­ционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющих­ся с воспитанием детей, от 50 до 60 % составляют семьи, харак­теризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хроничес­ки обострены отношения супругов, и педагогически несо­стоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культу­рой родителей, неправильным стилем детско-родительских отно­шений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педан­тично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители с социально-психологическими и пси­холого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, по­тому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемей­ного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угро­жают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с крими­нальными факторами риска, где родители из-за своего антиоб­щественного или преступного образа жизни не создают элемен­тарных условий для воспитания детей, допускается жестокое об­ращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Оче­видно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых ми­лиционеров, представителей правоохранительных органов.

Особую заботу социальной охраны и защиты должны соста­вить семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличе­нию, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащими­ся родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, ро­дителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособны­ми родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: