1. Н. преподает в лицее. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это результат горизонтальной социальной мобильности?
1)Родители Н. много лет преподают в институте.
2)Раньше Н. преподавала в школе.
3)Н. работает в классах для одарённых детей.
4)Н. учится в аспирантуре.
2. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это
1)этнос
2)община
3)государство
4)класс
3. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?
А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.
Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Перемещения по вертикали обычно происходят без заметных изменений социального положения индивида.
Б. В индустриальном обществе социальная мобильность выше, чем в традиционном.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности.
Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
6. Элементом социальной структуры общества является
1)сословие
2)партия
3)парламент
4)государство
7. Примером горизонтальной социальной мобильности является
|
1)получение очередного офицерского звания
2)перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3)выход на пенсию
4)переезд в другой город
8. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство проявляется в наличии льгот и привилегий.
Б. Социальное неравенство стимулирует социальную мобильность личности.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Во время войн и революций усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
10. Социальной стратой является
1)политическая партия
2)общественный класс
3)коллектив единомышленников
4)общественное движение
11. Мелкий служащий становится управляющим. Это пример
1)горизонтальной социальной мобильности
2)социальной стратификации
3)социальной адаптации
4)вертикальной социальной мобильности
12. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
1)престиж
2)статус
3)авторитет
4)роль
13. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются
1)социальной мобильностью
2)социальным статусом
3)социальным неравенством
4)социальными отношениями
14. Какой статус относят к предписанному статусу?
1)водитель
2)студент
3)мужчина
4)депутат
15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
|
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16. Социальное неравенство выражается в
1)изменении социального статуса человека
2)разном доступе к социальным благам
3)многообразии социальных норм
4)особенностях поведения людей
17. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль
1)избирателя
2)члена формальной группы
3)военнослужащего
4)члена общественного объединения
18. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший положения в другой, относится к
1)пролетариям
2)социальным низам
3)«синим воротничкам»
4)маргиналам
19. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальная мобильность не может осуществляться коллективно.
Б. Вертикальная социальная мобильность подразумевает переход человека в группу, имеющую тот же социальный статус.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
20. 24-летний выпускник вуза М. ищет впервые работу. Он разослал по Интернету в несколько фирм своё резюме. Но везде получил отказ. В ряде случаев работодатели ссылались на то, что им нужны люди более старшего возраста. Какие факторы, вызванные особенностями социального статуса молодых, затрудняют трудоустройство гражданина М.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)отсутствие практического опыта работы по избранной специальности
2)недостаточное развитие способности усваивать и перерабатывать большое количество информации
|
3)неустойчивость социального положения, готовность быстро сменить место работы
4)начальная стадия трудовой деятельности, отсутствие деловой и профессиональной репутации
5)приверженность стандартным схемам и подходам в работе
6)недостаточное владение современными информационными технологиями
21. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
1)Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
2)Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
3)Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
4)Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
5)Гражданка вступила в повторный брак.
6)Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
22. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
23. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальное взаимодействие - Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
Социальный … - Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов
24. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫМОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная | Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
25. Запишите слово, пропущенное в схеме:
26. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ | ПРИЗНАКИ |
Сословный | Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены |
... | Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности |
27. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
классовое неравенство | статус социальной группы | иерархия социальных групп |
социальная стратификация | сословное преимущество |
28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
модель поведения; престиж; социальный статус; имидж; знаки отличия; авторитет.
29. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) объём власти | 2) уровень образования | 3) этническая принадлежность |
4) престиж занимаемой позиции | 5) доход | 6) возраст |
30. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | |
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
31. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ | |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер | 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус |
32. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ | |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
33. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫМОБИЛЬНОСТИ | ||
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
34. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
35. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы | 2) сословия | 3) партии |
4) касты | 5) классы |
36. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1)индивидуальная
2)восходящая
3)миграция
4)горизонтальная
5)нисходящая
6)межпоколенная
37. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
38. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
39. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
40. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
41. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.
3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.
4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.
42. Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
43. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
44. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная мобильность представляет собой любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы.
2) И вертикальная, и горизонтальная мобильность приводит к изменению социального статуса.
3) Социальная мобильность проявляется в изменении индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре общества.
4) Социальная мобильность проявляется только во внутреннем состоянии человека и во взаимодействиях между людьми.
5) Социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества.
45. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
Часть С.
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
46. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
47. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
48. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
49. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)
50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
51. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.
52. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
53. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.
54. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
55. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
56. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?». Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в диаграмме. Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.
57. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.
58. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
59. Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.
60. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
61. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
62. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная стратификация». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
63. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Социология: «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
Социология: «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев).
Социальная психология: «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектировал быть» (Ж. П. Сартр).