В творчестве Байрона оформляются новые типы жанра поэмы:
1 ) Романтическая поэма: цикл «Восточных поэм» (1813 – 1816гг.)
В цикл входят 6 поэм («Корсар», «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа»). Название цикла связано с «восточным колоритом» (условный, романтический Восток), в поэмах присутствует чаще всего вымышленный рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Лирический элемент связан с лирическими отступлениями (картины природы, рассуждения автора на разные темы).
Общие черты поэм:
1. Минимум героев. Действие сосредоточено вокруг главного героя. Он – центр конфликта и идейного содержания
2. Типичный конфликт - противостояние исключительного героя- бунтаря и мира.
3. Тип героя – сильная яркая личность, мятежная и разочарованная. Это люди сильных, необузданных страстей, естественных чувств. Их конфликт с обществом не определён, его конкретные причины не указываются. Проблема сильной личности.
4. Драматизм. Контрасты в построении произведения, в системе персонажей, в образах героев. Использование диалогической речи. Напряжение действия.
5. Роль тайны, загадки, роковых страстей.
6. Тема свободы
2 ) Лиро-эпическая поэма: «Паломничество Чайльд – Гарольда» (1812, 1816 – 1823гг.)
1.В этом произведении свободная композиция, подчёркнутая ещё и формой дневника. Герой её путешествует по разным странам, описывает их реалии и размышляет о самых разных вещах. Повествование разбивается вставками.
2. Автор и герой различны. Хотя герой наделён автобиографическими чертами и Байрон проводит его по местам своих путешествий, герой не равен автору.
3.В поэме сосуществуют 3 пласта материала: лирический дневник поэта-путешественника, внутренний монолог героя и поэтическое эссе о состоянии европейских стран.
|
4.С овременность переплетается с прошлым, политика с историей, путешествие с чувствами и размышлениями.
5.Герой воплощает тип «героя времени » (см. «байронический герой»).
6. Политическая тема и актуальная проблематика: культура, общественные проблемы описываемых стран, национально- освободительная борьба на Балканах, в Италии и Испании, Французская революция, судьба Наполеона, Священный Союз.
Творчество В. СКОТТА и жанр исторического романа.
Вальтер Скотт (1771-1832) – главный представитель английского романа первой трети XIX века. В его творчестве сложился жанр исторического романа.
Скотт – шотландец, пронёс через всю жизнь и творчество особый шотландский патриотизм. Он был знатоком родной истории, фольклора, как Шотландии, так и Англии. Он много путешествовал, собирал и изучал фольклор. Первые его произведения основаны на фольклорной традиции и используют сюжеты из прошлого – чаще всего из средневековья. Скотт начинал как поэт и писал в жанре поэмы.
Юрист по образованию, В. Скотт оставил адвокатскую деятельность и стал профессиональным литератором. Свой первый роман он опубликовал в 1814г., за ним последовали другие и ряд научно-исторических работ.
Самые известные романы Скотта:
«английские » − «Айвенго», «Аббат», «Монастырь», «Пират» и др.
«шотландские» − «Пуритане», «Роб Рой», «Чёрный карлик» и др.
Положения о жанре исторического романа:
1. Концепция истории: Скотт представляет историю как закономерный процесс. История для него – прогрессивная и неизбежная смена эпох. Картина эпохи складывается из изучения социальных, материальных условий жизни людей. Писатель должен изучить и точно обрисовать быт, культуру, религию привычки и характеры, одежду и детали быта и т. д.
|
Цель – «воскресить прошлое », создать «дух эпохи».
В. Скотт изображал историческую эпоху в движении, развитии, столкновениях, общественных противоречиях. Поэтому он выбирал для своих романов периоды конфликтов в истории разных стран, значительн ые исторические эпохи и личности.
2. В его романах личная история (героев), судьба связывается с историей, судьбой всего общества, страны, государства. Частное определяется общим.
3. Организаторами и руководителями Истории у Скотта выступают важные личности – короли, прежде всего. Народ выступает на стороне прогресса. Сопротивляющиеся прогрессу и исторической необходимости персонажи осуждаются и терпят фиаско.
4. Романы Скотта – это авантюрные произведения. Сюжет движут приключения героев, втянутых в водоворот исторических событий. Большую роль в построении интриги играют случай, неожиданные повороты действия.
5. Роман – не научное произведение, в нём реальность должна сочетаться с вымыслом, достоверность – с фантазией художника.
6. Герои делятся на лагери (в зависимости от положения в истории.) Характеры определяются исторически и социально. Но положительные герои романтизируются, поэтизируются.
Самый известный роман В. Скотта – «Айвенго» (1819г.). Действие его отнесено в XII век, сюжет разворачивается на фоне феодальных раздоров и борьбы английского короля Ричарда 1 (Львиное Сердце)за централизованную власть. Справедливого монарха поддерживает народ и верные вассалы. Судьба каждого из героев определяется расстановкой исторических сил и местом в конфликтах эпохи.