ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА




 

Необходима:

а) для укрепления мышц языка;

б) для выработки точных движений языка.

Требования:

а) заниматься ежедневно по 3-5 раз в течение 5-10 минут;

б) обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог сам контролировать точность движений языка;

в) проводить без напряжений, почти шепотом, спокойно, на положительных эмоциях (похвалите ребёнка), в игровой форме.

 

1. «Сделай заборчик »: улыбнись, зубки сжаты, губы растянуты в улыбке, видны верхние и нижние зубки.

2. «Сделай хоботок »: губы вытянуты вперёд трубочкой, зубы сжаты.

3. «Заборчик-хоботок »: улыбка (видны верхние и нижние зубы), хоботок (губы вытянуты трубочкой), делать медленно.

4. То же самое с песенкой «ИУ» (шепотом тянуть без отдыха «ИИУУ» – 1 раз, затем 2-3 раза). Отрабатывать длительность речевого дыхания.

5. «Открой и закрой домик »: медленно под счёт открывать и закрывать рот.

6. «Язык лежит на крылечке »: широкий язык лопатой спокойно лежит на нижней губе, касаясь углов рта. Следить, чтобы нижнюю губу натягивал на зубы, можно придерживать «клещами» – указательный палец под губой, оттягивает её вниз, а большой палец под подбородком. Для получения широкого языка можно тихо говорить «ТА-ТА-ТА» или «ДА-ДА-ДА» с высунутым языком.

7. «Любопытный язык »: узкий язык, как жало, иголочка, тянется вперёд, не касаясь губ, рот широко открыт. Следить, чтобы не поднимался кончик языка.

8. «Язык отдыхает на крылечке – любопытный »: поочерёдно делать упражнения №6 и №7.

9. «Любопытный язык забегал из уголка в уголок »: «маятник» – рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит вправо – влево до углов рта. Следить, чтобы подбородок не двигался, придерживать пальцами – «клещи» (указательный палец под нижней губой, а большой под подбородком).

10. «Вкусное варенье »: а) Медленно кончиком языка облизать нижнюю губу один раз от угла до угла; движения чёткие, один раз в левую сторону, один раз – в правую. Следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык, оттягивать нижнюю губу вниз указательным пальцем, а большой палец под подбородком – «клещи». Рот широко открыт. б) Облизать верхнюю губу кончиком языка от угла до угла: один раз в левую сторону, один раз – в правую. Движения точные, чёткие. Рот широко открыт.

11. «Почистить зубы »: рот открыт, круговые движения языка в одну и в другую стороны по зубам.

12. «Улыбнись, тихо спой «И» и замри, отдохни »: следить, чтобы кончик языка касался нижних зубов, был за нижними зубами и не отходил назад или в сторону.

13. «Улыбнись, тихо спой «И» и тихо подуй на палец холодным ветерком »: следить, чтобы кончик языка был за нижними зубами, не отходил от зубов и не отклонялся в сторону.

14. «Пожуй боковые края языка »: губы на улыбке, кончик языка прижат к нижним зубам, за нижними зубами, жевать боковые края языка коренными зубами с песенкой «И» (тихо). Следить, чтобы язык не отходил от зубов и не отклонялся в сторону.

15. «Подуй в пузырёк, бутылочку »: чтобы он ответил, свистел. а) Кончик языка за нижними зубами, пузырёк прижат к подбородку, край его у нижней губы, подуть – отдохнуть, следить, чтобы не перенапрягался, дуть тихо, без напряжений. б) Дуть с высунутым языком, кончик языка касается края пузырька.

16. «Закуси спичку и подуй »: губы на улыбке, кончик языка за нижними зубами, спичкой слегка нажать на кончик языка, пригибая его вниз, прокладывая желобок-дорожку для ветерка, тихо петь «И» и дуть на палец холодным ветерком. Следить, чтобы не надувал щёки, можно слегка придерживать его пальцами.

17. «Мыть кончиком языка за нижними зубами »: рот на улыбке. Следить, чтобы не двигался подбородок, придерживать его «клещами».

18. «Лягушка »: рот открыт, кончик языка прижат к нижним зубам, за нижними зубами, поднимать спинку языка к верхним зубам и опускать.

19. «Язык катается на санках »: рот открыт, кончик языка за нижними зубами, спинка языка вываливается изо рта – «выехал язык» и убирается в рот – «уехал». Следить, чтобы язык постоянно был прижат к нижним зубам.

20. «Пососи конфету »: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка поднимается к бугоркам (альвеолам), то прикасается к ним, то отходит, опускается, губы на улыбке.

21. «Толкни холодный ветерок »: рот открыт, губы на улыбке, язык за нижними зубами. а) Тихо говорить «ААТ» и на звук «Т» толкать струю холодного воздуха на палец. б) Говорить тихо «ТСС» и толкнуть струю холодного воздуха на палец.

22. «Спрятали верхнюю губу »: рот открыт, широкий язык закрывает губу, нижние зубы видны. Следить, чтобы не натягивал нижнюю губу на зубы, придерживать «клещами».

23. «Поцелуй верхнюю губу »: упражнение №22 + кончик языка прижимается к верхней губе и отходит. Нижние зубы видны.

24. «Фокус »: упражнение №22, тихо подуть с языка на нос. Упражнение делать без напряжения 2-3 раза, отдых. Плечи не поднимать, щёки не надувать (можно придерживать пальцами).

25. «Киса пьёт молоко »: широкий язык спускается в блюдце – тыльная сторона ладони и чашечка (чтобы не пролить молоко) поднимается вверх; а) подержать чашечку снаружи; б) убрать чашечку (чтобы Киса пила молоко) и тихо подуть, струя воздуха тёплая (Киса довольна). Язык не касается нёба, губы круглые, видны верхние и нижние зубы.

26. «Качели »: рот открыт, видны верхние и нижние зубы, широкий язык закрывает то верхнюю, то нижнюю губу. Следить, чтобы не натягивал губу на нижние зубы, придерживать «клещами».

27. «Поезд пошёл »: широкий язык стучит в бугорки («ТТТ-ЧЧЧ»), рот открыт, струя (толчок) воздуха тёплая, губы круглые.

28. «Любопытный язык делает гимнастику »: а) Рот открыт, любопытный язык поднимается и упирается в верхние зубы внутри рта и опускается за нижние зубы. б) То же самое с песенкой «А».

29. «Лев в клетке »: в клетке «рычит»: рот открыт, губы на улыбке, язык упирается в верхние зубы внутри рта (чтобы лев не съел), тихо говорит «ЫА-ЫА-ЫА». Львёнок отвечает: «ЫА-ЫА-ЫА».

30. «Лодочка стучит в верхние зубы »: широкий язык стучит в верхние зубы с песенкой «ААА».

31. «Весёлый шофёр заводит мотор »: рот открыт, губы на улыбке, кончик языка стучит в бугорки «ДИ-ДИ-ДИ», медленно, быстро, а потом стучит «ТДИ-ТДИ-ТДИ» («Т» – твёрдый звук). Следить, чтобы язык был за верхними зубами.

32. «Поехали на лошадке »: цоканье, кончик языка стучит в потолок (нёбо), остановили лошадку – «ТПРР» (быстрая вибрация губ).

33. «Маляры »: а) Рот открыт, широким языком моем, белим потолок (нёбо), от горлышка к зубам и обратно. Следить, чтобы кончик языка не вываливался изо рта, доходил только до зубов, движения чёткие. б) «Посушили потолок» – язык чашечкой поднят вверх, но не касается потолка – нёба (чтобы не было пятен на потолке), тихо подуть на потолок тёплым воздухом. Проверять струю воздуха пальцем.

34. «Резинка »: присосать весь язык к нёбу, постепенно открывать рот, натягивая уздечку, закрывать рот.

35. «Сделаем квартиру »: рот открыт, присосать весь язык к нёбу, натянуть уздечку (вот и комната) (вот и две комнаты).

36. «Весёлый барабанщик »: рот открыт, губы на улыбке, широкий, крепкий (как у барабанной палочки) язык стучит в бугорки: «Д-Д-Д» (Д – твёрдый звук), а в это время быстро водить только под кончиком языка (не под уздечкой) соской, надетой на карандаш или шпатель, движения руки мягкие и свободные. Следить, чтобы язык был за верхними зубами, голова неподвижна. б) «Весёлый жук »: заниматься с соской от звука «Ж». в) «Весёлый комарик »: заниматься с соской от звука «З».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: