Суверенность психологического пространства




Суверенность психологического пространства

(С.К. Нартова-Бочавер).

 

Методика предназначена для диагностики cуверенности психологического

пространства личности.

Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных

и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет

(территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти

явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приоб-

ретая для субъекта личностный смысл, и начинают охраняться всеми доступны-

ми ему физическими и психологическими средствами. Ключевое место в феноме-

нологии психологического пространства занимает состояние его границ - фи-

зических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и

приватности одного человека от таковой области другого.

С.К. Нартовой-Бочавер предложена универсальная психометрическая ха-

рактеристика психологического пространства личности - его суверенность:

"Пространство с целостными границами, дающее возможность его обладателю

поддерживать свою личностную автономию, определяется как суверенное, а

пространство с нарушенными границами как депривированное, при этом депри-

вируется потребность в приватности, т.е. возможности управлять взаимодей-

ствием с миром". Согласно С. К. Нартовой-Бочавер психологическое простран-

ство развивается в онтогенезе посредством появления новых измерений, пе-

реноса своих границ в рамках уже существующих измерений (расширение облас-

ти суверенности), наполнения их разным содержанием в соответствии с опытом

и задачами взросления.

С.К. Нартова-Бочавер определяет и эмпирически обосновывает следующую

последовательность развития психологического пространства: телесность воз-

никает в младенчестве, личная территория и вещи - на протяжении раннего и

дошкольного детства, временные привычки - с дошкольного по младший школь-

ный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрас-

те, вкусы и ценности - тогда же, но становятся регулятором поведения в

подростковом возрасте. Отсюда следует, что хотя развитие суверенности и

уточнение границ и происходит в течение всей жизни человека, особенно ин-

тенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. Оче-

видно, возраст 16-17 лет, часто называемый как старший подростковый воз-

раст (старший школьный, юношеский), характеризуется завершением процессов

формирования психологической суверенности.

Выделяются шесть измерений (секторов) ППЛ, отражающих физические, со-

циальные и духовные аспекты человеческого бытия: это собственное тело,

территория, личные вещи (артефакты), временной режим, социальные связи и

вкусы (ценности).

Достижение суверенности (личностной автономии) представляет собой ре-

зультат и фактор ненасильственного, уважительного отношения к субъекту и

самого субъекта к миру.

Суверенность представляет собой также условие и результат продуктив-

ной деятельности в разных областях и потому может коррелировать с объек-

тивными и субъективными показателями жизненной успешности адекватными во-

зрастной стадии и конкретной жизненной ситуации человека.

Психологическая (личностная) суверенность - это способность человека

контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство,

основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она пред-

ставляет собой форму субъектности человека и позволяет в разных формах

спонтанной активности реализовать потребности.

Понятие суверенности во многом пересекается с категорией субъект-

ность. Понятие субъектности конкретизуется, раскрывается в многообразных

субъектных проявлениях личности. К субъектным проявления (свойствам) лич-

ности, выделяемые различными авторами относятся: активность, ответствен-

ность, креативность, рефлексивность, целеполагание, саморегуляция, само-

контроль, временная организация деятельности, внутренняя свобода, достоин-

ство, личностные смыслы, ценности, самоопределение, самодеятельность, са-

мооценка, самовоспитание, самоидентификация, и многие другие.

Примечание:

СФТ- суверенность физического тела (14 пунктов)

СТ- суверенность территории (14 пунктов)

СВ – суверенность вещей (17 пунктов)

СП – суверенность привычек (13 пунктов)

СС – суверенность социальных связей (7 пунктов)

СЦ – суверенность ценностей (15 пунктов)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Ответы сравниваются с ключом. При этом:

каждое совпадение с ключом оценивается + 1 баллом;

каждое несовпадение с ключом оценивается – 1 баллом.

  1. Далее считается алгебраическая сумма баллов по каждой шкале.
  2. Подсчитывается общий показатель суверенности СПП. Для этого необходимо найти алгебраическую сумму: СФТ + СТ + СВ + СП + СС + СЦ.
  3. Далее для оценки выраженности как каждого из компонентов, так и общего показателя есть два способа:

А) перевести с помощью таблиц 1-4 первичные, «сырые» оценки в стандартные оценки – Т-баллы. И оценивать выраженность согласно общепринятой интерпретации Т-баллов: от 40 до 60 Т-баллов – нормативная, среднестатистическая зона; оценки ниже 40 Т-баллов – низкие и свидетельствуют, скорее всего, о депривированности психологического пространства; оценки выше 60 Т-баллов – высокие, свидетельствующие о наличии высокой суверенности психологического пространства личности.

Примечание: Выборки стандартизации, на которых были получены статистические нормы от 47 до 102 человек, объем их явно не достаточен. В связи с чем, вряд ли эти нормы можно считать достаточно репрезентативными. Потому всё же, видимо, предпочтительнее второй способ.

Б) Оценки как по каждой шкале, так и общая оценка выражаются в процентах. Максимальное количество баллов по показателям следующее:

СФТ = 14; СТ = 14; СВ = 17; СП = 13; СС = 7; СЦ = 15; СПП = 80.

Оценки могут быть со знаком «+» и со знаком «-».

«+» свидетельствует о суверенности психологического пространства;

«-» свидетельствует о депривированности психологического пространства.

Интерпретация уровней выраженности суверенности или депривированности производится по абсолютной величине полученных процентов:

0 – 20 – низкий уровень;

21– 40 – пониженный уровень;

41– 60 – средний уровень;

61– 80 – повышенный уровень;

81 – 100 – высокий уровень.

  1. Помимо оценки уровня выраженности следует построить профиль психологического пространства. Это можно сделать либо по Т-баллам, либо по %.

Анализ профиля позволит сделать вывод о развитии компонентов психологического пространства в сравнении друг с другом.

Составляющая психологической суверенности Психологическое содержание Примеры поведения Действия родителей
Суверенность физического тела Констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении физиологических потребностей. Для ребенка тело является неприкосновенностью, попытка человека, не входящего в круг близких людей, физически воздействовать (брать за руку, обнимать и пр.) может быть расценено ребенком как насилие и выражено в негативных эмоциональных реакциях (плач, крик и пр.). Объяснить ребенку, что дядя / тетя хотел поздороваться и есть такой способ общения, что ребенка любят, а одно из проявлений любви, например, объятия.
Суверенность территории Переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ. Часто детям приходится слышать такие слова: «Здесь не играй, мешаешься!». У ребенка возникает закономерный вопрос: где же мне быть, жить, где мое место, в котором мне было бы безопасно? Эти тревожные мысли могут приводить к отказу от игр, от активной жизни (раз мне нет места в моем доме, то его нет нигде, я никому не нужен). Ребенок становится безразличным, пассивным, безучастным. Необходимо найти в доме место, которое бы полностью принадлежало ребенку, хотя бы маленький уголок, но который был бы именно его. Прежде чем зайти в пространство ребенка, нужно озвучить свое желание: «Можно ли к тебе зайти?». Этим самым мы, взрослые, подчеркиваем наличие у ребенка собственного места.
Суверенность мира вещей Подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи. Для ребенка важно чем-то обладать, то, что он может назвать моим. Это расширяет его границы, придает уверенности в собственных силах («теперь я отвечаю еще за что-то»). Для большинства малышей ситуация «поделиться с кем-то» оказывается стрессовой. Возникает опасение за сохранность целостности своего Я. Детям нужно говорить, что есть возможность делиться, доставлять радость другим людям, помогать, но всегда нужно оставить выбор за ребенком, спросить его желания. Если ребенок отказывается поделиться, то он не становится жадным или плохим. Просто в данным момент он делает такой выбор, который мы должны уважать.

 

Составляющая психологической суверенности Психологическое содержание Примеры поведения Действия родителей
Суверенность привычек Принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок. Маленький ребенок нуждается в режиме, это дает ему ощущение «понятности» мира, его устойчивости и безопасности. Изменение в распорядке дня, поступление в детский сад / школу часто оказывается стрессом для ребенка, возникает напряжение, тревога. Родителям необходимо заранее готовить ребенка к тому, что ему предстоит, рассказывать, что его ждет в новом месте. Это позволит в некоторой степени сгладить беспокойство ребенка.
Суверенность социальных связей Это право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека. Очень часто из добрых побуждений хочется запретить ребенку общаться с «недостойными» друзьями. Такие действия родителей могут привести отношениям скрытности, отчужденности, неприятия внутри семьи. Родителям необходимо объяснить ребенку, что в дружбе нужно уметь сказать «нет», иметь собственное мнение, т.е. учить ребенка защищать свои границы конструктивным способом. Т.е. родители должны научить ребенка дружить с любым человеком, оставаясь при этом собой.
Суверенность ценностей Идеи, взгляды на жизнь, которые являются наиболее приоритетными для данной личности. Это наиболее субъектный и неотъемлемый пласт суверенности как целого. Для ребенка нужна вера в сказку, в Деда Мороза или во что-то, что может представляться нам, взрослым, абсурдным. Объясняя ребенку несостоятельность его убеждений, мы «выбиваем» почву у него из-под ног, лишаем спокойствия, развиваем тревогу и страхи. Но кто знает, на что заменит ребенок свою старую ценность. Разрешить ребенку верить в волшебство, сказку, добро. Развивать моральные ценности, приводить добрые примеры поведения, т.к. большинство детей подсознательно стремятся к деструктивному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: