Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов




Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, высту­пая, таким образом, институтами десоциализации. Это крими­нально-аморальные семьи, в которых преобладают криминаль­ные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебо­шей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в се­мье, так и от криминализирующего влияния преступных образо­ваний.

Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно осуществлять совместно с сотрудниками ПДН, сконцентрировавшись на таких формах, как социальный патронаж и социально-правовая защита детей. Эти меры необхо­димы, потому что вокруг подобных семей, как правило, возни­кают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым при­общающихся к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попро­шайничеству, преступной субкультуре.

Асоциально-аморальные семьи требуют иного под­хода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжа­тельскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нор­мы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть бла­гопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духов­ные стремления подменены исключительно стяжательскими це­лями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и цен­ностные ориентации. Данная категория семей и несовершенно­летних особенно трудна для коррекционно-профилактической ра­боты. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для при­нятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в преды­дущем случае). Здесь высокий уровень материального благососто­яния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего при­менимы коррекционные методы, основанные на принципах «об­ратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, про­исходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социали­зации является их запоздалость, прозрение часто наступает слиш­ком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности под­ростка.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирую­щим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятель­ные. В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по прин­ципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу кон­фликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумны­ми, скандальными, где повышенные тона, раздраженность ста­новятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях кон­фликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных про­явлений.

В работе с семьями, где отношения супругов хронически ос­ложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, со­циальный педагог, практический психолог, по сути дела, долж­ны выполнять психотерапевтические функции. В беседе с родите­лями необходимо, внимательно выслушав обе стороны, попы­таться по возможности погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отноше­ний, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка.

С конфликтными семьями нужна кропотливая индивидуаль­ная работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требу­ющая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, про­фессионализма. Взаимоотношения супругов вряд ли можно по­править публичными разбирательствами по месту работы. К воз­действиям подобного рода нужно переходить только в крайних, исключительных случаях при явно неправильном, агрессивном поведении одного из супругов.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно бла­гоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие пра­вильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совер­шаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к раз­личным асоциальным проявлениям в сознании и поведении де­тей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не ока­зывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Форми­рование антиобщественных ориентации у детей происходит по­тому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-пси­хологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельные семьи, прежде всего, нуждают­ся в психолого-педагогической коррекции стиля семейного вос­питания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Эту помощь могут оказать психологи, а также социальные педагоги и опытные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их се­мейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагоги­ческую подготовленность.

Типология семьи по типу воспитательных ошибок

Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настрое­ние таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблем­ные моменты в поведении ребенка.

Семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои от­ношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто ука­зывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвля­ет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами мораль­ного сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родите­ли, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он ра­стет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливо­сти, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отноше­нию к взрослым, родителям.

Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подверга­ют их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полнос­тью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - же­стокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрес­сивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия, защищающие ребенка от жестокости, - от убеждения до административно-уголовного на­казания.

Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противопо­ложность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочита­ют увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога в данном случае требуется твердость, требовательность в отношении, как несовершеннолетнего, так и его родителей.

Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частно­сти мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим де­тям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чув­ствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Та­кие подростки с благодарностью воспринимают заинтересован­ное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способ­ны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с боль­шой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долго­жданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы мо­литься, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жерт­вами которого становятся сами же родители.

Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у роди­телей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласка­тельных проявлений, что приводит к потере родительского авто­ритета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Нужна терпеливая по­следовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Получаемые в результате разнообразных диагностических дей­ствий доказательства принадлежности семьи к тому или иному типу облегчают выбор наиболее эффективного направления со­циально-педагогической работы с ней, но они относительны и не могут застраховать от возможных просчетов и ошибок. Значи­тельная роль принадлежит педагогическому мастерству и такту социального педагога. Так, организуй работу с семьей, вне зави­симости от ее типа необходимо учитывать следующее:

· любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;

· не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;

· не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;

· не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;

-никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.

Традиционными категориями семей, с которыми работает со­циальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.

Малообеспеченные семьи. Точкой отсчета бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребитель­ской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный на­бор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного миниму­ма, установленного в соответствующем субъекте Российской Фе­дерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные се­мьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (осо­бенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной за­щите малообеспеченных граждан, важнейшими являются: льгот­ное налогообложение; предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслу­живании и т.п.); пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д. При оказании материальной или финансовой помощи учиты­вается имущественное положение семьи (наличие жилья, авто­мобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.

- В маргинальной семье из-за болезни, алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер (крайне низкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т.п.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку «деклассированного иждивенца», поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.

- Уровень жизни кризисной семьи ниже черты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числе физическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей. В данном случае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве (создание новых рабочих мест, переквалификация и переобучение), не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.

- В благополучной семье уровень достатка на 15-20% выше среднего, но возможности получать дорогостоящие социальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство).

- Процветающих семей сегодня около 10 %.

К основным направлениям работы социального педагога с мало­имущими семьями можно отнести:

· выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;

· оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;

· направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

· организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

· оказание помощи в трудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального обучения или переобучения;

· трудоустройство несовершеннолетних;

· помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;

· помощь в организации различных курсов, кружков и школ, в
том числе частных;

· создание специальных фондов.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граж­дане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (до­хода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятос­ти населения в Российской Федерации» (1991) не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пен­сионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) или не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получе­ния профессиональной подготовки либо от предложенной опла­чиваемой работы, включая работу временного характера; не явив­шиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их ре­гистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопро­сам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам за­нятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свобо­ды, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, состав­ляют значительную часть безработных. К семьям безработных от­носят семьи с одним или несколькими безработными. Для оказа­ния социальной помощи семьи безработных дифференцируют: первую группу составляют полностью безработные семьи (все совершеннолетние, трудоспособные члены являются безработны­ми), вторую - частично безработные семьи (хотя бы один совер­шеннолетний трудоспособный член семьи не имеет работы). Основные проблемы семей безработных:

- материальные (для большинства людей работа по найму яв­ляется основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей своих и своей семьи в еде, одеж­де, жилье);

- досуговые (проведение свободного времени, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, посещение детьми различных кружков, секций и т.п.); при длительной безработице возникает проблема проведения летнего периода (летний отдых, каникулы с детьми);

- ухудшение психологической атмосферы в семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи и т.п.);

- рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного и т.п. характера;

- проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них.

Основные направления социально-педагогической работы с семь­ями безработных:

· выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей. Для анализа подобной семьи могут понадобиться следующие сведения: количество членов семьи, в том числе детей; пол и возраст родителей и детей; материальное положение семьи; количество безработных в семье; продолжительность периода безработицы, ее причины; жилищные условия; отношения между родителями, детьми, родителями и детьми; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования безработных; профессия безработных, их трудовой стаж; сведения о том, учатся ли дети и в каких учебных заведениях; успеваемость детей; наличие детей, которые не учатся и не работают, причины этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; возможности проведения летнего отдыха; круг интересов семьи и т.п.;

· выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае;

· оказание посильной организационно-юридической помощи (отстаивание интересов безработных и членов их семей, консультационные услуги и т.п.);

· обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей (направление в консультацию, специализированные органы, психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога);

· организация досуга и отдыха детей;

· содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;

· стимулирование создания групп самопомощи;

· помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были без­работными, но в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;

· участие в создании специальный детских фондов, задачами которых является не только поиск и перераспределение материальных средств, но и выявление детей, проявивших интерес к бизнесу, организация их дальнейшего профессионального обучения или помощь в профессиональной ориентации;

· помощь в получении материальной помощи различного вида (компенсации, которая выплачивается высвобождаемому с предприятия работнику; стипендии, которая выплачивается в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; пособия по безработице; компенсации затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; дотаций на пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания и т.п.);

· информационные и организационно-посреднические услуги;

· социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.

Многодетные семьи. Под многодетной семьей принято пони­мать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель ве­рен для европейской части России. В районах с традиционно вы­сокой рождаемостью он может быть увеличен.

Можно выделить следующие виды многодетных семей.

· Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.

· Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа т аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.

· Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.

•Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных поло­вых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко оп­ределить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.

Основные проблемы многодетных семей:

· материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается);

· проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;

· проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);

· рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;

· проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);

· проблемы с воспитанием детей (в подобного рода семьях дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье);

· индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье (более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; дети более загружены; им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей; детям негде расслабиться, отдохнуть от избыточных кон­тактов; затруднено проведение каникул, отдыха);

· моральные проблемы, связанные с изменением отношения
в обществе к многодетным семьям, и т.п.

Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных се­мей» (1992) были установлены льготы для многодетных семей:

· скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

· бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;

· бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

·прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

·бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

·бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

·один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

·обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью;

-содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

·льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы на условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.);

·необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры.

К основным направлениям работы социального педагога с много­детными семьями относятся следующие:

- работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; сведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи);

· определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;

· установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;

· помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;

· помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.);

· решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических;

· консультирование, педагогическая помощь;

· социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;

· контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;

· наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;

· организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;

· периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.);

· стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: