Юрий Григорян, Евгений Асс, Сергей Кузнецов, Алексей Новиков и Олег Алексеев — о том, что нужно менять в архитектурном образовании. Тема обсуждалась в рамках сессии «Новый профессионал для нового города» конференции «Открытый город».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Однозначно необходима актуализация архитектурного образования и приведение его в соответствие с вызовами времени, потому что и сама наука, и профессия меняются стремительно, и в принципе невозможно выучить, а потом работать. Эти две фазы перестали существовать друг от друга отдельно. Можно только все время учиться».
В современной образовательной системе в фокусе школы должен находится студент, а не преподаватель
По словам Сергея Кузнецова, сегодня коммуникация становится важнейшим языком архитектуры. Информация перестала быть проблемой: актуальнее учить, как фильтровать информацию, чем просто вкладывать ее в головы.
Необходимо радикально пересмотреть концепцию самой образовательной среды, считает основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс. Эта среда должна быть построена на взаимодействии студента и преподавателя, «и уж точно не должна доводить это соотношение до 1/12, как это предполагается новыми программами».
Архитектурное образование — это не подготовка для работы в офисе
Концепция, в которой студент предполагается как рядовой срочник, а преподаватель — как офицер, невероятно устарела. Студент должен быть равноценным партнером обучения.
Только такая среда, в которой есть конкуренции педагогов со студентами, даст возможность для глубокой трансформации профессии и включённости молодых архитекторов в процессы практической деятельности.
|
Образование должно быть удовольствием
«Конечно, архитектура — это не только дисциплина, но и вдохновение, и задача института — вдохновлять людей», — Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом».
Сегодня архитектурная школа не может предложить никакого устойчивого знания
По словам Евгения Асса, изменения в мире и в профессии настолько быстры и фундаментальны, что мы не успеваем за ними уследить. Современная архитектура преобразуется из твердого ядра знаний в текучую и подвижную смесь навыков и умений, и нужно быстро откликаться и приноравливаться к быстро меняющимся социальным и политическим трансформациям современного мира.
К концу XX века архитектура исчерпала все инструменты, и научить сокровенному знанию в уже не может
«Я полагаю, единственное, чем может быть современная школа — это инструментом наделения студентов умением и навыками. Она может быть механизмом обмена и трансляции определенной системы ценностей», — Евгений Асс.
Недостаток гуманитарного образования приводит к отсутствию критического мышления
Архитекторы не способны оценивать то, что происходит вовне, и вследствие этого образуется некая цеховая герметичность, считает Юрий Григорян. Люди не знают, кто такие архитекторы, а архитекторы — что происходит с обществом, потому что они нацелены на работу с формой, и это отрывает их от реальной жизни.
Рисование голов отрезает нас от возможности получения более глубокого образования — гуманитарного
Сегодня мы рассматриваем архитектуру в значительной степени как политическую деятельность, и уходить от этой проблемы в школе невозможно, отмечает Евгений Асс.
|
Студент не знаком ни с социальной, ни с политической, ни с культурной реальностью. Его необходимо погрузить в современную философию, культуру, искусство. Студент должен быть ориентирован в современной архитектурной культуре, погружен в ее концептуальные основы, в осмысление того, чему он пытается подражать.
Студенты должны быть включены и в научную, и техническую реальность, потому что она непрерывно меняется