делам об административных правонарушениях»




 

Дата проведения – 02.06.2020г. Время –4 часа.

 

План лекции

1. Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

2. Правовое положение участников производства.

3. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

 

При рассмотрении названной темы следует выяснить сущность производства по делам об административных правонарушениях, его место в системе административного процесса, а также принципы данного производства и порядок его реализации. Необходимо также обратить внимание на правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях, порядок доказывания и виды доказательств, используемыех в производстве, а также на характеристику основных стадий производства.

 

1. Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированный нормами права порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Правовую основу названного производства составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях (разд. 4 и 5).

Задачами производства являются всестороннее, объективное выяснение всех обстоятельств дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Существует два вида производства – обычное и упрощенное. Обычное осуществляется по большинству административных правонарушений. Оно характеризуется составлением ряда процессуальных документов, сбором доказательств, применением разнообразных мер процессуального обеспечения, проходит несколько стадий. Упрощенное производство применяется при совершении незначительных правонарушений, при этом вся процедура привлечения к ответственности осуществляется на месте совершения правонарушенияи характеризуется вынесением единственного процессуального документа - постановления. Данное производство применяется лишь в тех случаях, когда правонарушитель не оспаривает привлечение к ответственности и согласен с налагаемым наказанием (ст.28.6 КАП РФ). В противном случае производство осуществляется в обычном порядке.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях – это те основные начала, идеи, которые лежат в основе данного вида поцессуальной деятельности и закреплены в нормах административного права (КоАП РФ). К их числу относятся:

- законность;

- объективной истины;

- презумпции невиновности;

- права на защиту;

- родного языка;

- равенства;

- открытости;

- состязательности;

- оперативности.

Порядок реализации названных принципов регламентируется различными статьями КоАП РФ.

 

2. Участников производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три группы:

Первую группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями по разрешению дела. К ним относятся судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и их территориальные органы и др. Перечень названных органов и их должностных определен в разд. 3 КоАП РФ. К этой группе можно отнести также прокурора, полномочия которого определены ст. 25.11 КоАП РФ.

Вторую группу составляют субъекты, имеющие личный интерес в деле. Это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физических лиц; законный представитель юридического лица; защитник и представитель. Их правовое положение регулируется ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ. Особенностью их статуса является то, что им в основном предоставлены права для защиты собственных интересов, а какие-либо обязанности не налагаются.

Основным и обязательным участником производства является лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В качестве такового может выступать физическое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), либо юридическое лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Полномочия правонарушителя определены ст. 25.1 КоАП РФ правонарушитель наделен широкими правами, согласно которой он вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять различного рода ходатайства: о назначении экспертизы, вызове и опросе свидетелей, истребовании дополнительных доказательств, имеющих значение для дела, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, пользоваться юридической помощью защитника, который допускается к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе также обжаловать постановление о назначении наказания, применение мер обеспечительного характера, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

Обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу, носят в основном пассивный характер, поскольку их содержанием является только воздержание от совершения определенных действий(например, не препятствовать установлению истины по делу). К числу обязанностей активного характера можно отнести обязанность являться по вызову органа, должностного лица и присутствовать при рассмотрении дела. При невыполнении этой обязанности лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в определенных законом случаях может быть подвергнуто приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).

Потерпевший – это лицо, пострадавшее от неправомерных действий, лицо, которому причинен физический, моральный или имущественный вред. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Потерпевший вправе ознакомиться со всеми материалами дела, дать объяснения, представить доказательства, заявить ходатайства и отводы, обжаловать постановление по данному делу, потребовать возмещения причиненного ущерба и т. п. (ст.25.2 КоАП РФ).

Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В этом случае он обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность данных им показаний.

Законные представители физического лица (потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) участвуют в производстве, если лицо, привлекаемое к ответственности, или потерпевший не достигли совершеннолетия либо в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. Законными представителями являются родители и лица, их заменяющие: усыновители, опекуны и попечители, чьи родственные связи удостоверяются соответствующими документами.

Законные представители совершают все процессуальные действия, право на которые имеют представляемые ими лица.

Законные представители юридического лица защищают его права и интересы, если в отношении юридического лица ведется производство по делу либо если оно является потерпевшим (ст. 25.4 КоАП РФ).Ими могут быть руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Правонарушитель и потерпевший могут воспользоваться квалифицированной юридической помощью соответственно защитника и представителя. В качестве защитника или представителя допускаются адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или иное совершеннолетнее лицо, действующее на основе доверенности.

Они допускаются к участию в производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Их полномочия аналогичны полномочиям лиц, чьи интересы они представляют (ст. 25.5 КоАП РФ).

Третью группу составляют лица, которые призваны оказать помощь представителям органов государства в осуществлении процессуальных действий. В эту группу входят свидетель, понятой, переводчик, эксперт и специалист. Их правовое положение регулируется статьями 25.6 - 25.10 КоАП РФ.

Свидетель – это лицо, призванное сообщить компетентному органу полученные им путем личного восприятия сведения о фактах, имеющих значение по делу. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому правонарушению.

Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, и дать правдивые показания. Он не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 25.6 КоАП РФ).

Эксперт призван оказать помошь в получении доказательств, когда требуется проведение специального исследования, например, при наличии сомнений в психической полноценности нарушителя, а также по делам о нарушении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и др.

Основной обязанностью эксперта является дача объективного заключения по поставленным перед ним вопросам.

От эксперта необходимо отличать специалиста, которого также привлекают к участию в производстве по делам об административных правонарушениях, потому что он обладает специальными знаниями и может помочь в применении специальных технических средств, найти ответы на другие вопросы, возникающие у лица, рассматривающего дело. В отличие от эксперта специалист не проводит экспертных исследований, не дает заключения по делу.

Привлечение специалиста к участию в производстве по делу – право, а не обязанность судьи, должностного лица. Закон не оговаривает право других участников производства привлекать специалиста. Однако лица, имеющие личный интерес, могут заявлять ходатайства, в том числе и о привлечении специалиста.

Переводчик. При рассмотрении административных правонарушений каждому лицу, участвующему в деле, должно быть предоставлено право пользоваться родным языком. Поэтому ему предоставляется пользоваться услугами переводчика. Присутствие переводчика необходимо также при участии в процессе глухого, немого, глухонемого.

Переводчиком может быть любое лицо, обладающее необходимыми познаниями в соответствующих языках или навыками сурдоперевода. Он назначается должностным лицом, в производстве которого находится административное дело.

Понятой – это постороннее лицо, которому ничего не известно об обстоятельствах дела. Основное назначение его состоит в том, чтобы удостоверить правильность отражения совершения процессуальных действий и их результатов в соответствующем документе.

Участие понятых фиксируется в протоколе об осуществлении соответствующего процессуального действия. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля

Особенностью правового положения участников данной группы является то, что они (кроме понятых) могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей.

Выяснение обстоятельств совершенного правонарушения осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Основными обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются следующие: наличие события административного правонарушения (время, способ и другие обстоятельства, имеющие отношение к событию), виновность лица в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В качкстве доказательств используются любые фактические данные, на основе которых устанавливаются наличие и отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства могут быть использованы в административном производстве, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом, и имеют значение для всестороннего, объективного рассмотрения дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ источниками доказательств являются: 1) показания различных лиц; 2) заключение эксперта; 3) материальные носители информации; 4) непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц; 5) показания специальных технических средств.

Показания различных лиц: свидетелей, потерпевшего, правонарушителя. Показания свидетелей – это сообщения об имеющих значение для дела фактах, сделанные лицами, воспринявшими эти факты непосредственно или получившими о них сведения из определенных источников.

Восприятие фактов свидетелем может быть и опосредованным, т. е. сведения могут быть получены им от других лиц или из документов. При этом источники сообщаемых сведений должны быть точно выяснены и проверены. Если свидетель не в состоянии указать конкретный источник своей осведомленности, то его показания теряют значение источника доказательств.

Свидетельские показания могут быть получены различным образом, например, путем опроса во время составления протокола. В этом случае свидетель, подписывая протокол, подтверждает тем самым соответствие излагаемых в нем сведений объективной действительности. При необходимости от свидетеля могут быть получены подробные объяснения, в которых излагаются известные ему факты.

Показания потерпевшего как очевидца совершенного правонарушения, позволяют установить истину по делу, Они могут быть процессуально оформлены также как и показания свидетеля.

Рассматривая показания лица, привлекаемого к административной ответственности, следует учитывать их роль как источника доказательств и их значение в осуществлении правонарушителем права на защиту.

Правонарушитель вправе отказаться от дачи объяснений вообще или по поводу каких-либо обстоятельств. Однако это не может рассматриваться как прямое или косвенное доказательство его вины.

Показания лица, привлекаемого к административной ответственности, излагаются, как правило, в протоколе о нарушении либо могут быть зафиксированы отдельно и приложены к протоколу.

Заключение эксперта. Решение о назначении экспертизы выносится в виде определения, в котором указываются основания для назначения экспертизы, сведения об экспертизе или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, а также перечень материалов, предоставляемых в его распоряжение.

С данным определением должны быть ознакомлены лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший. Они вправе ходатайствовать о дополнении или изменении вопросов, поставленных перед экспертом.

Эксперт дает заключение в письменной форме. В заключении описываются проведенные исследования, приводятся сделанные в результате их выводы и даются обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Материальные носители информации – вещественные доказательства и документы. Вещественные доказательства – это различные предметы, которые своими свойствами, внешним видом, изменениями, местом нахождения, принадлежностью способны подтвердить или опровергнуть существование обстоятельств, имеющих значение для дела. Это предметы, служившие орудием совершения проступка, или сохранившие на себе следы противоправных действий, или явившиеся объектом этих действий. К вещественным доказательствам близко примыкают специально созданные носители информации, на которых фиксируется информация с целью ее хранения и передачи (документы).

Информация о событиях, явлениях, фактах объективной действительности может быть зафиксирована посредством письма, рисунка, фотографии, аудио-, видеозаписи и т. д. Следовательно, документами могут быть не только письменные акты, но и материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации.

Основными способами обнаружения и приобщения материальных источников доказательств являются досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. При этом каждое названное действие оформляется специальным процессуальным документом.

Важное значение имеют непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц. Например, инспектор государственного пожарного надзора во время обследования объекта обнаружил нарушение правил пожарной безопасности, инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД выявил нарушение правил дорожного движения.

Наблюдения полномочного лица фиксируются непосредственно в протоколе об административном правонарушении, который является самостоятельным источником доказательств.

В некоторых случаях в процессе доказывания используются показания специальных технических средств. Например, они могут применяться для определения уровня радиационного загрязнения, фиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме и т. д.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Их показания отражаются непосредственно в протоколе об административном правонарушении.

Оценка доказательств по делу об административном правонарушении осуществляется судьей, должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом следует исходить из равенства их доказательственного значения. Ни одно доказательство не может иметь большего или меньшего значения, никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

 

4. Меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях представляют собой систему принудительных мер, направленных на пресечение противоправного деяния, установление личности правонарушителя, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ к их числу относится доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства,арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению в форме принудительного выдворения за пределы РФ, арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.

Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в служебное помещение с целью составления протокола об административном правонарушении. Применение данной меры возможно лишь в тех случаях, когда составление протокола является обязательным, однако сделать это на месте совершения проступка невозможно, так как у правонарушителя отсутствуют документы, удостоверяющие его личность.

Доставление вправе применять сотрудники органов внутренних дел (полиции), военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, иных правоохранительных структур, представители военной полиции, должностные лица природоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти (ст. 27.2 КоАП РФ). Доставление должно быть произведено в самые короткие сроки. Его применение фиксируется специальным протоколом, или соответствующая запись делается в протоколе об административном правонарушении либо административном задержании, если оно впоследствии было применено.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы, применяемое в исключительных случаях.

Общим основанием административного задержания служит совершение административного правонарушения. Кроме того, необходимо наличие еще одного из следующих дополнительных условий: это должно быть необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела или для исполнения постановления по делу.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ данная мера применяется только представителями правоохранительных органов.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, депутаты представительных органов, прокуроры, судьи, военнослужащие (кроме случаев, когда нарушение общественного порядка носит злостный характер, а военный патруль отсутствует).

При административном задержании составляется протокол, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, учебы, работы, должность задержанного, время и мотивы задержания, а также сведения о лице, осуществившем задержание. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. При задержании несовершеннолетнего об этом обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие.

По общему правилу срок задержания не должен превышать трех часов с момента доставления задержанного в служебное помещение органа внутренних дел, а не с момента фактического задержания и сопровождения задержанного с места нарушения.Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.

В исключительных случаях лицо, совершившее административный проступок, может быть задержано на срок до 48 ч., например, лица, совершившие правонарушение, за которое в качестве наказания может быть назначен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ).

Привод как мера обеспечительного характера применяется к физическому лицу либо к законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, к законному представителю несовершеннолетнего, а также к свидетелю, если они уклоняются от участия в рассмотрении дела, а их присутствие признано обязательным. Привод осуществляется судебными приставами либо органами внутренних дел на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело. Порядок осуществления привода регулируется специальной инструкцией, которая уктверждена приказом МВД России № 61 от 1 февраля 2012г.

Досмотр (личный, вещей, находящихся при физическом лице, транспортных средств) производится в целях обнаружения орудий совершения либо предмета административного правонарушения. Возможность его проведения закреплена в ст. ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ.Досмотр производится, как правило, при совершении такого правонарушения, как мелкое хищение чужого имущества, при нарушении правил пользования объектами животного мира, таможенного законодательства и др.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов) осуществляется в присутствии понятых. В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие, досмотр может быть осуществлен без понятых.

Досмотр транспортного средства производится в присутствии понятых и лица, во владении которого оно находится.

Процессуальным документом, в котором фиксируются результаты досмотра является специальный протокол, либо об этом может бытьпроизведена соответствующая запись в протоколе о доставлении или об административном задержании. В случае необходимости при производстве досмотра применяется фото- и киносъемка, ведется видеозапись. Об этом делается запись в соответствующем протоколе.

Согласно ст. 27.8 КоАП РФ в качестве меры процессуального обеспечения предусматривается осмотр территорий и помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также находящихся там вещей и документов.Осмотр производится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и понятых. Результаты осмотра фиксируются в специальном протоколе.

Изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ). Должностные лица органов административной юрисдикции вправе изымать у нарушителей предметы (вещи и документы), явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо имеющие значение доказательств по делу. Это могут быть, например, холодное и огнестрельное оружие, наркотические средства, спиртосодержащая продукция и т. д.

Изъятие вещей и документов является также мерой, направленной на обеспечение исполнения такого административного наказания, как конфискация. При этом в присутствии понятых составляется специальный протокол, содержащий полный перечень изъятых предметов, или может быть сделана запись в протоколе о доставлении или об административном задержании.

К лицам, управляющим транспортными средствами, в качестве мер процессуального обеспечения могут применяться отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, освидетельствование на состояние опьянения (ст. ст. 27.12, 27.13 КоАП РФ).

Основаниями для отстранения от управления и задержания транспортного средства являются: 1) нахождение водителя в состоянии опьянении; 2) отсутствие документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования автогражданской ответственности; 3) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда); 4) ситуация, при которойводитель не имеет права управления транспортным средством или лишен этого права.Задержание транспортного средства применяется также в случае нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств на проезжей части, если это создало препятствия для движения другого транспорта, а также при уклонении от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Применение названных мер процессуального обеспечения оформляется специальным протоколом.

При наличии признаков опьянения водитель (судоводитель) подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения либо направляется на медицинское освидетельствование с целью определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств. Порядок его проведения и оформления установлен специальным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475

.В случае применения видеозаписи для фиксации процессуальных действийприсутствие понятых необязательно, о чем делается запись в соответствующем протоколе.

Иные лица, совершившие административные правонарушения в состоянии опьянения, кроме управляющих автотранспортными средствами, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ) представляет собой запрещение лицу, в отношении которого применена данная мера, распоряжаться (а в случае необходимости – и пользоваться) ими. При этом товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, остаются на хранении у собственника либо могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом (но не свыше 5 суток) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Основаниями применения данной меры являются необходимость предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, а также случаи возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т. п.

3. Производство по делу об административном правонарушении развивается во времени как ряд последовательно совершаемых действий, при этом производство проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий.

Каждая стадия характеризуется наличием собственных задач, вытекающих из общих задач производства, и кругом участников. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности на данном этапе. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Производство включает четыре стадии:

- возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28 КоАП РФ);

- рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29 КоАП РФ);

- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушений (гл.30 КоАП РФ);

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл.31,.32).

Возбуждение дела [1], являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения: их фиксацию и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием для возбуждения административного дела является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Действия, сходные по фактическим обстоятельствам с правонарушением, но не запрещенные нормами административного права, не могут рассматриваться в качестве основания для возбуждения дела.

Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения, т. е. наличие повода к возбуждению и расследованию дела, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Поводами к возбуждению дела могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, органов государства и местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния уполномоченным должностным лицом.

При наличии хотя бы одного из перечисленных поводов дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

В тексте ст. 24.5 КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых административное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Таковыми являются: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом 16-летнего возраста или невменяемость лица, совершившего противоправные действия; 3) совершение лицом действия в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, устанавливающего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Это основание может иметь место в случаях, когда надзор за исполнением административно-правовых норм возложен на несколько органов; 8) смерть лица, совершившего административное правонарушение; 9) ликвидация юридического лица.При установлении указанных обстоятельств уполномоченное должностное лицо, рассмотревшее материалы, сообщения или заявления, выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Такой протокол составляется в случае нарушения правил дорожного движения, в результате которого были причинены телесные повреждения легкой или средней степени тяжести потерпевшему (ст. ст. 12.24, 12.30 КоАП РФ);

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования. Оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела;

5) вынесения постановления по делу в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется после его окончания.

Правом составления протоколов о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, наделены должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов. Их перечень указан в ст. 28.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении является основным и нередко единственным документом, в котором фиксируются обстоятельства проступка. В ст. 28.2 КоАП РФ приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе, которые могут быть подразделены на три группы.

Первую - составляютсведения, характеризующие обстоятельств совершения административного правонарушения. Это место, время совершения правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самих противоправных действий. Названные сведения необходимы для правильной квалификации правонарушения.

Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность правонарушителя. Это фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место жительства и работы. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать меры наказания.

Протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Если правонарушитель не имеет при себе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: