Информационная часть
Студентка Смирнова Маргарита Олеговна
заочной формы обучения 2 курса, группы ППЗС-14
Направления (профиля) подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки Психология и социальная педагогика
направляется на учебную практику
в Муниципальное автономное образовательное учреждение Ветлужская средняя общеобразовательная школа
Нижегородская обл., Краснобаковский р-он, р.п.Ветлужский, ул. Школьная д.55
Период практики:
с «22» февраля 2016 г.
по «03» апреля 2016 г.
Преподаватель-руководитель
практики ____________________________________________________________
(должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)
Кафедра общей и социальной педагогики
Телефон кафедры 436-19-55
Заведующий кафедрой
____________________________________________________________
(личная подпись, инициалы, фамилия)
ОТМЕТКА ОТДЕЛА КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыл в организацию
«22» февраля 2016г.
Выбыл из организации
«03»апреля 2016 г.
М.П. _____________________ _____________________________________
Целями учебной практики являются: развитие, углубление профессиональных знаний и умений у студентов в ходе ознакомления с объектами и субъектами профессиональной деятельности, связанной с работой психолога и социального педагога; инфраструктурой служб и учреждений города, области, региона, работающих в сфере образования в современных условиях; освоение информационно-аналитической, организационно-массовой, социально-педагогической видов деятельности.
Учебная практика направлена на решение следующих задач:
· осознание студентом социальной и практической востребованности своей будущей профессиональной деятельности в современных условиях, формирование к ней позитивной личностной установки;
|
· развитие общей и профессиональной культуры будущего профессиона-ла;
· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, осознание их значимости для совершенствования практики психолого-педагогической деятельности;
· практическое ознакомление с нормативно-правовой базой, содержанием деятельности учреждений, основными методами, формами, технологиями работы с детьми и молодежью в зависимости от специфики учреждения;
· ознакомление с функциональными обязанностями психолога и социального педагога, видами, направлениями профессиональной деятельности в учреждениях, организациях и службах, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс;
· ознакомление с формами, методами, технологиями, методиками работы с детьми и молодежью, молодежными общественными объединениями, осмысление возможностей их эффективного применения в конкретном типе учреждения и с определенной категорией населения;
· осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-методической информации по проблемам организации социально-педагогической деятельности;
· реализация стандартных методов и технологий, позволяющих решать конкретные задачи в области социально-педагогической деятельности;
· ознакомление с опытом работы специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов), профессиональная деятельность которых связана с социально-педагогической поддержкой детей и молодежи в процессе социализации.
|
Ожидаемые результаты учебной практики
В ходе учебной практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:
· обязанности, виды, функции деятельности, закономерности, сущность, принципы, формы и методы социально-педагогического процесса;
· особенности, содержание, методики, технологии социально-педагогической деятельности с разными категориями детей, семей, механизмы и методики их реализации;
· содержание, принципы, методики и технологии управления процессом социальной адаптации детей и молодежи и механизмы их реализации в конкретных условиях;
· нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности учреждений, психолога-социального педагога;
· профессионально-этический кодекс социального педагога;
· тенденции влияния микро-, макро-, мезофакторов на социализацию подрастающего поколения;
· методологию и методы социально-педагогических исследований, в том числе опытно-экспериментальной работы и механизмы их использования в профессиональной деятельности
· методы психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики объекта и субъекта социализации.
Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:
· собирать, анализировать, интерпретировать информацию, в том числе об опыте социально-педагогической деятельности, полученную в ходе исследования и устанавливать социально-педагогический диагноз детей различных категорий и окружающего их социума, - видеть проблемы и свою роль в их решении;
|
· создавать и развивать отношения, способствующие успешной социально-педагогической деятельности;
· активизировать собственные усилия и возможности ребенка, его родителей в решении социально-педагогических проблем и их развития;
· использовать личностный, средовой, структурно-функциональный, системно-деятельностный, структурно-факторный подходы для создания благоприятных условий в процессе социализации детей и молодежи;
· организовывать педагогически целесообразную деятельность в социуме, управлять и корректировать социально-педагогическую ситуацию развития детей;
· строить взаимоотношения с участниками социально-педагогического процесса (с воспитуемыми, родителями, педагогами, психологами и др.) в соответствии с профессионально-этическими нормами и правилами, корректировать их взаимодействие;
· анализировать результаты своей профессиональной деятельности;
· организовывать социально-значимую деятельность в социуме;
· приводить в действие юридические, психологические, медицинские, социально-педагогические механизмы предупреждения и преодоления влияния негативных факторов, определяющих социализацию детей и молодежи;
· проектировать модели социализации детей с учетом требований общества, конкретной ситуации, возможностей окружающей действительности и особенности детей;
· научно осмысливать результаты социально-педагогической деятельности;
· проектировать и организовывать социально-педагогическую деятельность по развитию определенных категорий детей в социуме;
· Проектировать программы социально-педагогической деятельности (актуальность, анализ состояния социально-педагогической деятельности, содержание, средства и методы, самостоятельно реализовывать и анализировать разработанную программу социально-педагогической деятельности), определить ее эффективность на основе выделенных критериев;
· Разрабатывать рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений по решению намеченных проблем.
Содержание и характер деятельности студента
Задания | Виды деятельности |
1. Познакомиться с руководителями, программой практики, распределением по учреждениям, организациям, службам. | Участие в работе установочной конференции |
2. Ознакомление и системой социально-педагогической деятельности учреждения, организации (базы практики), опыта их взаимодействия с другими институтами социализации. 3.Изучение имеющихся в учреждении положений, документов, материалов, определяющих специфику его деятельности (нормативно-правовой базы); материальной, методической обеспеченности работы социального педагога с разными категориями детей, семьей. | Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении, нормативно-правовыми основаниями его деятельности (типовым положением о деятельности учреждения, его уставом, нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней), оформление портфолио с нормативно-правовыми документами |
4. Определить должностные обязанности и морально-этические требования к психологу-социальному педагогу, выделить специфические функции в сфере работы с детьми и молодежью, охарактеризовать их значимость в соответствии с проблемами и тенденциями современной молодежной социализации | На основе изучения ФГОС по направлению, специальной литературы по проблеме, беседы со специалистами по социально-педагогической работе с детьми и молодежью определение следующих групп требований к реализуемым функциям, видам профессиональной деятельности: требования к личностным качествам специалиста, требования к его теоретической и практической готовности |
5. Изучить социально-педагогическую инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение. | Изучение социально-педагогической инфраструктуры района - местонахождения базы практики, определение роли учреждения в ней; выявление развитости сетевого взаимодействия в ней; системный анализ форм, методов, направлений сетевого взаимодействия. |
6. Проведение комплексных психодиагностических и социально-педагогических исследований по выявлению уровня, характера социализированности детей, особенностей влияния факторов среды на их развитие. Изучение возможностей среды для саморазвития личности, профилактики социально-педагогических отклонений в поведении личности и группы. Определение «проблемного поля», проблем развития детей. Разработка проекта-программы по индивидуальному развитию отдельного ребенка, по оказанию ему помощи в построении и реализации программы личностного развития. Выявление проблем, тенденций молодежной социализации, разработка примерной программы по решению молодежных проблем | Совместно с руководителем от университета и специалистами учреждения (организации) разработка плана диагностических мероприятий, комплекса диагностических методик и технологий. |
7. Составить индивидуальный план работы с детьми и молодежью в учреждении, отразить в нем мероприятия, в процессе проведения которых вы выполняете роль ассистента (помощника специалиста) и мероприятия, которые вы разрабатываете и проводите под руководством университетского руководителя. | Совместно с руководителем от университета и специалистами учреждения (организации) разработка плана прохождения практики, определение мероприятий, заданий, порядка и сроков их выполнения. |
8. Принимать активное участие в проведении мероприятий, предусмотренных планом работы специалиста учреждения, проявлять активность и творчество в их корректировке. Совместно с руководителями практики выявить возможности для включения детей из числа контингента учреждения в волонтерскую деятельность | Участие в подготовке и проведении мероприятий, работа с группой волонтёров, подготовка их к работе по обучению подрастающего поколения к жизненно-необходимым социальным навыкам. |
9. Определить место и роль учреждения, его специалистов по работе с детьми и молодежью в реализации областных социально-педагогических проектов (например, «Дворовая практика) | Изучение и творческий анализ проекта, участие в его реализации, подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности учреждения и специалистов в этом направлении. |
10. Комплексно изучить основные проблемы, с которыми обращаются дети в психолого-педагогические и 11. социально-педагогические службы, учреждения, характер их проявления в образе жизнедеятельности, сравнить их с основными тенденциями социализации детей и молодежи в России и мире. Охарактеризовать роль культуры, контркультуры и субкультуры в социализации современных детей и молодежи. 12. Определить роль учреждения и его специалистов в решении этих проблем. | Изучение специальной литературы по проблемам молодежной социализации и условиям, направлениям их решения; беседа со специалистами разного профиля (социальными педагогами, психологами, социологами, правоведами, медицинскими работниками и др.), встреча с сотрудниками служб по борьбе с оборотом наркотиков, наркологических центров, служб по профилактике правонарушений несовершеннолетних и т.д.; определение проблем и тенденций детско-молодежной социализации, путей их минимизации. |
13. Реализация программы социально-педагогической деятельности по оказанию индивидуальной помощи определенной категории детей (ребенку) в базовом учреждении. Включение детей, подростков в реализацию программы личностного развития. Самостоятельная подготовка и проведение не менее двух социально-педагогических мероприятий | Проведение, корректирование социально-педагогического эксперимента |
14. В соответствии с требованиями ФГОС (см. компетенции), в том числе программы практики и методики определения уровня профессиональной компетенции (Приложение 5а) оценить свой уровень профессионального роста на данном этапе, на основе чего разработать программу своего профессионального самообразования. | Совместно с университетским руководителем практики дать критический анализ своего уровня сформированности профессиональных компетенций, разработка программы профессионального самосовершенствования. |
15. Обобщить полученные на практике результаты. | Обобщение результатов своей практической деятельности. Окончательное оформление «Дневника практики». |
16. Подготовить выступление к итоговой конференции. | Выступление на итоговой конференции |
План работы
№ п/п | Рабочее место практиканта, методические рекомендации преподавателя | Продолжительность в днях |
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении, нормативно-правовыми основаниями его деятельности. | 1 день | |
Оформление портфолио с нормативно-правовыми документами. | 1 день | |
Определить должностные обязанности и морально-этические требования к психологу, социальному педагогу. Охарактеризовать специфические функции в сфере работы с детьми. | 2 дня | |
Изучить социально-педагогическую инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение. | 1 день | |
Проведение комплексных психодиагностических и социально-педагогических исследований. | 5 дней | |
Составление портфолио «Диагностика» и социального портрета личности. | 2 дня | |
Участие в подготовке и проведении мероприятия «Айболит и семеро котят», работа с группой волонтеров. | 7 дней | |
Помощь психологу в разработке и проведении недели психологии | 8 дней | |
Изучение профессиональных склонностей учащихся 9,11 классов. | 1 день | |
Проведение Занятий «Ты и я – такие разные» - для подростков | 2 дня | |
Индивидуальная коррекция для попавших в кризисную ситуацию. | 1 день | |
Программа «Путь к успеху» для 9 класса. Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к итоговой аттестации, профилактика суицида. | 3 дня | |
Посещение консультаций родителей по запросу по учащимся группы социального риска. | 1 день | |
Проведение пробных консультаций по запросу педагогов, родителей и учащихся по трудностям во взаимоотношениях в классных коллективах. | 2 дня | |
Проведение классных часов: Ø Уроки для души (2 классы) | 1 день | |
Посещении семьи в сопровождении специально организованного рейда. | 1 день | |
Организация старшеклассников на работу с младшими школьниками | 1 день | |
Наблюдение за обучающимися на уроках и в перемену. | Период всей практики |
Ход выполнения практики
№ п/п | Дата | Описание выполненной работы | Отметки руководителя |
22.02.2016 | Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении, нормативно-правовыми основаниями его деятельности. | ||
24.02.2016 | Оформление портфолио с нормативно-правовыми документами. | ||
24.02.2016-25.02.2016 | Определить должностные обязанности и морально-этические требования к психологу, социальному педагогу. Охарактеризовать специфические функции в сфере работы с детьми. | ||
26.02.2016 | Изучить социально-педагогическую инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение. | ||
29.02.2016 02.03.2016 10.03.2016 12.03.2016 21.03.2016 | Проведение комплексных психодиагностических и социально-педагогических исследований. | ||
01.03.2016-02.03.2016 | Составление портфолио «Диагностика» и социального портрета личности. | ||
03.03.2016- 10.03.2016 | Участие в подготовке и проведении мероприятия «Айболит и семеро котят», работа с группой волонтеров. | ||
11.03.2016- 18.03.2016 | Помощь психологу в разработке и проведении недели психологии | ||
19.03.2016 | Изучение профессиональных склонностей учащихся 9,11 классов. | ||
21.03.2016- 22.03.2016 | Проведение Занятий «Ты и я – такие разные» - для подростков | ||
23.03.2016 | Индивидуальная коррекция для попавших в кризисную ситуацию. | ||
24.03.2016-27.03.2016 | Программа «Путь к успеху» для 9 класса. Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к итоговой аттестации, профилактика суицида. | ||
12.03.2016 | Посещение консультаций родителей по запросу по учащимся группы социального риска. | ||
15.03.2016 01.04.2016 | Проведение пробных консультаций по запросу педагогов, родителей и учащихся по трудностям во взаимоотношениях в классных коллективах. | ||
02.04.2016 | Проведение классных часов: Ø Уроки для души (2 классы) | ||
26.02.2016 | Посещении семьи в сопровождении специально организованного рейда. | ||
05.03.2016 | Организация старшеклассников на работу с младшими школьниками | ||
Период всей практики | Наблюдение за обучающимися на уроках и в перемену. |