Семинар 3
Советские источники
В XX в. РОССИЯ пережила три революции, четы- ре войны, пять государственных образований (Российская импе- рия, Российская республика 1917 г., РСФСР, СССР, Российская Фе- дерация), и на протяжении всего века - сложнейшие социально- экономические изменения: столыпинская реформа, «военный коммунизм», нэп, индустриализация, коллективизация, освоение целины, «развернутое строительство коммунизма», «перестрой- ка» 80-х годов, постперестроечное время. Эти процессы отраже- ны в огромном количестве документов, но значительная часть со- бытий не оставила после себя никаких следов.
И все это на фоне колоссального мирового технического про- гресса, который породил новые формы фиксации действитель- ности, особенно к концу века: кинофотофономатериалы, теле- фон, радио, электроника, машиночитаемые тексты, материалы историко-социологических исследований и пр.
Источники, порожденные техническим прогрессом, обогаща- ют возможности исследовательской работы. Вместе с тем техни- ческий прогресс принес не только разнообразие методов фикса- ции человеческой памяти, но и способность не оставлять доку- ментальные следы вообще. Один из примеров тому феномен «те- лефонного права»: по телефону можно передать любой приказ, документально его не подтверждая. Телефон не только удобен для оперативного руководства, но он и не оставляет следов этого ру- ководства, особенно при отдаче некомпетентных, волевых, а то и прямо противозаконных распоряжений. Такая директива, изло- женная даже в виде рекомендации, ненавязчивой, но ясной по своим последствиям в случае ее невыполнения, имеет особенно печальные результаты в судебной практике. «Телефонное право» тянется еще от И.В. Сталина, который запрещал фиксировать со- держание своих телефонных разговоров. Но одновременно по- всеместно внедрялась практика прослушивания и записи теле- фонных разговоров советских граждан.
|
Важнейшие события в истории страны часто происходили на основе телефонных распоряжений Сталина, впоследствии и дру- гих руководителей. Следует подчеркнуть, что подобная практика укоренилась на всех уровнях партийно-государственного аппара- та, Пользуясь «телефонным правом», даже мелкий чиновник все- гда уходил от ответственности за свои распоряжения.
Новые типы источников, наряду с традиционными (вещест- венные, лингвистические, устные и фольклор, письменные и пр.), значительно расширили источниковую базу исследователь- ской работы. Одновременно все еще молено наблюдать невостре- бованный потенциал не только новых типов источников, но и традиционных. Например, теория источниковедения неизменно подчеркивает обширность и значимость вещественных памятни- ков. Вещественные источники охватывают огромный комплекс предметов и сооружений, которые в большинстве своем являют- ся объектом непосредственной практической деятельности об- щества. Речь идет об огромном мире окружающих нас предметов. Однако ни теория, ни практика источниковедения пока еще не могyт дать конкретных рекомендаций об использовании в исто- рических исследованиях вещественных источников.
В этом отношении представляют интерес исторические изы- скания известного русского ученого-экономиста А.В. Чаянова, который весьма плодотворно изучал историю Москвы. Чаянов, рас- сказывая в лекциях о Москве о значении архивных и иных мате- риалов, подчеркивал, что главным источником остается город: его улицы, площади, дома, - а следовательно сама архитектура. Представляя проект экспозиции музея «Старая Москва», Чаянов в основу своей схемы положил, условно говоря, «архитектурный» принцип. Составляя «ситуационные» планы, Чаянов в первую очередь использовал топографические чертежи, а также строи- тельные книги, ни на минуту не забывая о внешнем облике горо- да. На плане Москвы, составленном им в 1920 г., нанесены здания и кварталы. «Архитектурное» кредо Чаянова применительно к познанию истории доминировало. Это выразилось не только в выборе тем исследования и отборе источников, но и в реконст- рукции исторических ситуаций и в понимании самой истории. Именно самой истории, а не истории архитектуры и далее не ис- тории города.
|
Далее развитием сюжета мог бы стать разговор о прочих мно- гочисленных и разнообразных предметах, которые постоянно окружают человека. Как заметил знаменитый Шерлок Холмс, «ве- щи могут рассказать о людях больше, чем люди о вещах». Однако осуществить это в рамках учебника невозможно.
Эпоха накладывает свой отпечаток на язык общества. Слова и отдельные речевые обороты точно выражают дух своего време- ни. Поэтому данные языка, или лингвистические источники*, суще- ственно помогают изучить ту или иную эпоху.
|
Средневековые источники
Основными источниками по истории средневекового периода являются сочинения, написанные на персидском и тюркском языках в Средней Азии и сопредельных с нею странами. История Дашт-и Кипчака, Семиречья, Мавераннахра, Восточного Туркестана и других соседних регионов, тесно связанных между собой, - это история важных социальных явлений, обусловленных внутренними и внешними факторами экономического развития. В рукописехранилищах стран СНГ имеется немало персо-тюркоязычных нарративных сочинений, содержащих сведения по истории и культуре Казахстана и других стран Центральной Азии XIII-XVIII веков. Степень изученности их различна – одни обнаружены давно и проработаны довольно хорошо, их сведения активно использовались и используются в научных исследованиях; другие только вводятся в научный оборот, третьи известны лишь по названиям и только узкому кругу специалистов, четвертые же только предстоит выявить.
Методологической основой исследования средневековых источников должна быть системность, принципы этнокультурного метода изучения исторического прошлого. Изучение актовых источников должно осуществляться на уровне новых теоретико-методологических подходов, на основе глубокого системно-структурного анализа, предполагающего изучение событий и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянной изменчивости и развитии. Необходимо существенное расширение источниковой базы исследования, привлечение новых источников, их систематизация, классификация, анализ.
Институтом востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан разрабатывается большая тема «Арабо-персо-тюркоязычные, китайские источники по истории и культуре Казахстана, других стран Центральной Азии и их взаимоотношений в XIII-XIX вв.». В дальнейшем планируется формирование из данных материалов «Свода востоковедных памятников по истории и культуре Казахстана». Тюркологи и востоковеды республики связывают слабое изучение средневековых источников, прежде всего, с проблемами классификации. В плане теоретического источниковедения наиболее распространена классификация тюркских и персидских источников по истории народов Казахстана и Центральной Азии по территориальному признаку. Источники разделены на тимуридские, шайбанидские, чагатаидские, сефевидские и османские группы историографии Как видим, при классификации огромного источниковедческого материала, в первую очередь, учитывается только географическая принадлежность или место написания источников. При этом, несомненно, следует учесть несовпадение границ средневековых государств с современными государственными территориями, что, в свою очередь затрудняет их научное изучение.
Существует также классификация источников по лингвистическому признаку, т.е. по признаку языковой принадлежности, но и она не способствует их дальнейшему разностороннему изучению. Нам бы хотелось предложить комплексную классификацию источников, и их систематизацию по нескольким, в том числе и выше перечисленным факторам. Таким образом, при изучении средневековых тюркоязычных источников необходимо учитывать следующие факторы: А)Хронологический фактор. По первому фактору все средневековые источники можно разделить на древнетюркские памятники, написанные в период V-X вв., старотюркские памятники, написанные в XI-XVI вв., новотюркские памятники, принадлежащие XVII-XVIII векам. Б)Географический фактор (регион написания, территориальная принадлежность). Согласно данного фактора письменные источники делятся на следующие группы:
1) документы Восточного Туркестана написаны большей частью в городах Баласагун и Кашгар; 2) документы Западного Туркестана условно делятся на три подгруппы: а) источники, написанные в присырдарьинских городах Сайрам, Сыгнак, Отырар и Сауран; б) источники, созданные в крупных культурно-торговых центрах Самарканд, Яссы, Испиджаб, Игунек и т.д.; в) отдельно выделяются хорезмийские источники, созданные в городах Ургенч, Бухара и Фергана. 3) письменные памятники Золотой Орды, издавались в основном городах Сарай-Бату, Сарай-Берке, в крупных средневековых городах Ак Орды и Кок Орды; 4) отдельную группу составляют источники, созданные в Египте и Персии, особенно в городах Багдаде и Каире; 5) крымские источники, были написаны большей частью в городах Судак, Солхат, Кафа и Тана; 6) письменные памятники городов Западной Украины были созданы в Галиции, Подолье, Львове, Каменце. В)Этногенетический фактор.По этногенетическому признаку выделяются: 1) памятники, написанные на языке тюркских народов Караханидского государства представителями племен карлуков, шыгыл и ягма; 2) среднеазиатские источники, написанные выходцами огузских и кипчакских племен на тюркских языках; 3) золотоордынские источники, написанные большей частью на кыпчакском языке и тюркском языке в Каменец-Подольске, которая являлась армянской колонией; 4) источники, написанные на языке кочевых народов Средней Азии в XV-XVI вв., которые носят общее название - чагатайский язык.
Литература:
Источниковедение отечественной истории.// Москва.1979 гг. 2. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, Дайк-Пресс. 2001
Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, Дайк-Пресс. 2001