Алгоритм описания микропрепарата




Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины

Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия).

Дисциплина РА-1 22209 «Патологическая анатомия-1»

Специальность 5В130100 - Общая медицина

Объем учебных часов: 2

Курс: 2

 

 

Составитель асс. Костылева О.А.

Караганда 2014г.

· Тема Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия).

· Цель: уметь диагностировать процессы адаптации и компенсации по морфологическим признакам, а также определять их причины, морфогенез, исходы и значение для организма.

· Задачи обучения: научить определять стадии развития компенсаторно-приспособительных процессов; объяснять классификацию компенсаторно-приспособительных процессов; давать морфологическую характеристику процессов адаптации; давать морфологическую характеристику процессов компенсации; оценивать значение процессов адаптации и приспособления, их исходы

· Основные вопросы темы:

1. Определение адаптации

2. Определение компенсации

3. Причины, механизмы и стадии развития компенсаторно-приспособительных процессов

4. Классификация компенсаторно-приспособительных процессов

5. Атрофия: причины, виды, морфология, значение и исходы.

6. Гипертрофия (гиперплазия): причины, виды, морфология, значение и исходы.

7. Организация: причины, виды, морфология, значение и исходы.

 

Методы обучения и преподавания: микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов, работа с тематической презентацией.

Микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов

1. Диагностировать бурую атрофию миокарда по макроскопической картине по одноименному макропрепарату. Обратить внимание на размеры сердца, его цвет, отложения жира под эпикардом, опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

2. Диагностировать гипертрофию миокарда по микроскопической картине (микропрепарат «Гипертрофия миокарда», окраска гематоксилином и эозином). Рассмотреть кардиомиоциты, сравнить их в различных участках препарата, обратить внимание на очаги разрастания соединительной ткани. Зарисовать микропрепарат «Гипертрофия миокарда». Зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

3. Диагностировать гипертрофию миокарда по макроскопической картине. Обратить внимание на размеры сердца, толщину стенки желудочков, размеры полостей, указать, какие отделы сердца наиболее изменены. Опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

4. Диагностировать атрофию почки при гидронефрозе по макроскопической картине. Обратить внимание на размеры почки, состояние полостей лоханки и чашечек, толщину почечной паренхимы. Указать локализацию камня, препятствующему оттоку мочи. Опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

Алгоритм описания макропрепарата

1. какой орган или его часть представлены

2. размеры

3. консистенция

4. состояние поверхности (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

5. состояние поверхности разреза (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

6. состояние полостей

7. распространенность процесса

8. Заключение о патологическом процессе

Алгоритм описания микропрепарата

1. ткань какого органа представлена

2. изменение структуры

3. распространенность процесса

4. метод окраски

5. Заключение о патологическом процессе

Работа с тематической презентацией: основные вопросы темы разбираются с использованием заранее подготовленной преподавателем кафедры презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Тематическая презентация представляет собой набор слайдов с макро- и микропрепаратами по теме занятия, слайды лишены обозначений и наименований. Студенты самостоятельно диагностируют патологические процессы, представленные в презентации, указывают на главные морфологические признаки заболевания, объясняют теоретические аспекты данной патологии.

· Литература

Основная:

1. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2014. – 880с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

2. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

Дополнительная:

1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – 640с: ил.

2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Руководство – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 959с.

3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. – 1000с.

4. Патологическая анатомия: атлас/ ред. О.В. Зайратьянц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 960с.:ил.

5. Тусупбекова М.М. Морфологический атлас общепатологических процессов. – Алматы, 2012. – 164с.

 

Контроль

I. Вопросы, ситуационные задачи

1. Адаптация: характеристика понятия

2. Компенсация: характеристика понятия

3. Механизмы и стадии развития компенсаторно-приспособительных процессов

4. Классификация компенсаторно-приспособительных процессов

5. Атрофия: характеристика понятия, виды, механизмы развития, значение.

6. Макроскопические и микроскопические признаки различных видов атрофии

7. Гипертрофия, гиперплазия: характеристика понятия, виды, механизмы развития, значение

8. Макроскопические и микроскопические признаки различных видов гипертрофии, гиперплазии

Ситуационные задачи

9. №1. У больного, страдающего хроническим гломерулонефритом, в течение ряда лет отмечалась артериальная гипертензия. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. А) Какие макроскопические изменения сердца можно обнаружить на вскрытии, в каких преимущественно его отделах? Б) О каком процессе идет речь, назовите его? В) Назовите вид этого процесса в зависимости от механизма развития. Г) Назовите стадию процесса.

10. №2. Больному была произведена резекция 1/3 печени по поводу травмы. Через 10 лет он погиб от инфаркта миокарда. А) Какие изменения можно обнаружить в участке резекции печени и в оставшейся ее части? Б) Какой из компенсаторно-приспособительных процессов имеет место в данном случае? В) Какой вид этого процесса?

11. №3. У больного, страдавшего раком желудка с множественными метастазами, смерть наступила от истощения. А) Какие микроскопические изменения сердца обнаружены на вскрытии? Б) Как этот процесс называется? В) В каких органах и тканях, помимо сердца, развился исходный процесс? Г) От чего зависит цвет этих органов и тканей?

II.Критериальное оценивание работы студента по тематической презентации (критерии оценки – см. силлабус по дисциплине «Патологическая анатомия 1» 2-14-2015 г, «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» от 28.08.2014 г., Приложение 1)

 

III.В конце занятия преподаватель проверяет и оценивает оформление тетрадей с практическими работами: правильность зарисовки и описания микропрепаратов, описания макропрепаратов, точность выводов о патологическом процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: