СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ: ПРИЗЫВ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА




(письмо Президента Международной социологической ассоциации, июнь 1995 г.)*

Исполнительный комитет Международной социологической ассоциа­ции (International Sociological Association) рекомендовал Программному комитету Конгресса в Монреале (1998 г.) определять тематику с учетом рет­роспективы и перспективы: поскольку мы входим в третье тысячелетие, необ­ходим взгляд назад на социологическое наследие и взгляд вперед на будущее социологии и социальных наук в целом в XXI в.

Наступил, быть может, тот самый момент, когда мы снова должны по­смотреть на шаткие и сомнительные отношения социологии и истории с точки зрения как наследия, так и перспективы. В 1898 г., ровно за сто лет до наше­го Монреальского Конгресса, Эмиль Дюркгейм опубликовал первый выпуск-журнала “L'Anne'e Sociologique ”. В предисловии к нему Дюркгейм объяснял потребность в таком издании, где социологи могли бы получать информацию об исследованиях в области социальных наук. И затем он добавил:

 

Но наше предприятие может также быть полезным и в другом смысле: оно может послужить сближению с социологией некоторых других наук, ко­торые до сих пор держались слишком обособленно, к их и нашей великой потере. Здесь мы подразумеваем прежде всего историю. Даже сегодня редко когда историки интересуются работой социологов, хотя и чувствуют, что это для них важно. Слишком общий характер наших теорий, их недостаточная документированность привели к тому, что ими пренебрегают: социологичес­кие теории не рассматриваются как философски значимые. И тем не менее история может быть наукой только в той мере, в какой она объясняет явле­ния, а объяснение невозможно без сравнения. Даже простое описание вряд ли возможно иначе; мы не можем описать адекватно ни уникальный факт, ни такое явление, относительно которого у нас есть лишь несколько примеров, потому что не имеем общего виденья <...>.

Таким образом, мы служим делу истории, когда убеждаем историка вый­ти за пределы его обычной перспективы, заглянуть за рамки выбранной для исследования конкретной страны или периода и заняться общими вопросами, которые вызываются теми специфическими фактами, которые он изучает. Но как только история начинает сравнивать, она становится неотличимой от социологии. И наоборот, социология не только не может обойтись без истории, а на самом деле нуждается в историках, которые одновременно являлись бы социологами. До тех пор, пока социолог будет чужаком, вторгаю­щимся во владения историка, чтобы получить интересующие его данные, он будет лишь скользить по поверхности фактов. Попав в незнакомую среду, социолог практически неизбежно оставит без внимания наиболее значимые данные, либо они будут просто раздражать его. Только сам историк знаком с историей настолько, чтобы быть способным использовать исторические дан­ные. Следовательно, эти две дисциплины, далеко не враждебные друг другу, обнаруживают естественную тенденцию к сближению, и, кажется, все ука­зывает на то, что им предназначено соединиться (se confondre) в общую дисциплину, в которой элементы каждой из них будут совмещены и объеди­нены. Это кажется просто невероятным, но тот, чья роль — выявлять дан­ные, ничего не знает о видах сравнений, для которых такие данные могут подходить, а тот, кто сравнивает данные, не имеет понятия, как они были получены. Появление историков, которые умели бы смотреть на историчес­кие данные как социологи; а равно и подготовка социологов, владеющих всеми техническими приемами историков, — вот цель, которую мы должны преследовать с обеих сторон [Durkheim, 1898, pp. ii—iii].

При прочтении этого текста сегодня, почти сто лет спустя, не могут не приковать внимание две вещи. Во-первых, что один из признанных отцов современной социологии на первых же страницах главного созданного им жур­нала предвосхищал неизбежное слияние социологии и истории в единую дис­циплину. Во-вторых, что сто лет спустя этого еще не случилось. Ошибался ли Дюркгейм, полагая, что “судьба” социологии и истории — в единении? Или мы допустили какие-то ошибки на пути к тому, чтобы это предначертание сбылось?

В 1992 г. были опубликованы письма Марка Блока более чем за двадцать лет (1924—1943 гг.), касающиеся его труда о феодальном обществе, к Анри Берру, редактору серии, в которой он должен был появиться. Я давно считаю “ Феодальное общество ” Марка Блока одной из великих социологических ра­ботXX в. И в то же время это книга, которая вряд ли когда-либо появится в списке литературы по курсу социологии. Причина проста: Марк Блок был историк-медиевист, а средневековая Европа кажется темой, весьма отдален­ной от непосредственных интересов большинства социологов. Тем не менее, читая Блока, понимаешь, что его образ самого себя был весьма “социологичен”. Например, он говорит об этой книге:

Я попытался, несомненно, впервые проанализировать тип социаль­ной структуры во всех ее взаимосвязях. Возможно, я не преуспел. Но ве­рю, что попытка стоила того и книга интересна именно этим” [Bloch, 1992, р. 96].

 

Действительно, Блок был настолько “социологичен”, что когда Анри Берр предложил сделать рекламное объявление для книги, Блок настоял на добав­лении, что книга предназначена “au service d'une science tresore” [дословно: для служения драгоценной науке (франц.)] [Ibid, p. 125]. Это нелегко перевести. Мне кажется, что Блок имел в виду свое намерение представить книгу как имеющую высокую научную обоснованность.

Я рассказываю эту историю о Блоке не для того, чтобы петь ему хвалу, и даже не для того, чтобы побудить вас прочитать его (впрочем, конечно, и для этого, если вы не читали), а для того, чтобы отметить комментарий, который он дает в этих письмах об отношении между историей и социологией как дис­циплинами. В 1928 г. он написал Берру письмо, где выразил сожаление по поводу узости концепции истории, которой придерживаются столь многие ис­торики и с которой согласны столь многие социологи. Затем он говорит о социологах:

Их великой ошибкой, на мой взгляд, было стремление построить свою “науку” рядом и над историей, а не реформировать историю изнутри [Ibid, p. 52].

Вот это уже действительно пища для размышления о наследии социо­логии. Не совершили ли мы великую ошибку, не пытаясь реформировать историю изнутри? Не следовало ли Дюркгейму скорее сотрудничать со своим младшим французским современником и историком Анри Берром, нежели работать отдельно от него? Какие результаты могло бы дать соединение этих сил?

Я не большой сторонник противоречащих фактам вопросов. Они являют­ся в лучшем случае провокациями. Что важно, так это объяснить, что же действительно произошло. А случилось, как мы знаем, то, что в период между 1850 и 1945 гг. история утвердилась прежде всего как идиографическая дисциплина, посвященная “прошлому”, в то время как социология (наряду с экономической и политической науками) утвердилась как в большей степени номотетическая дисциплина, использующая почти исключительно данные из “настоящего”. Начиная с 1945 г. раздаются многочисленные голоса предста­вителей обеих дисциплин, поощряющие сближение — обычно под рубрикой “междисциплинарности”. Сам термин “междисциплинарность”, однако, пред­полагает наличие двух интеллектуально отдельных дисциплин, сочетание ко­торых может производить полезное знание. Это не предполагает того, о чем Дюркгейм писал в 1898 г.: “Как только история начинает сравнивать, она становится неотличимой от социологии”.

Я лично согласен с Дюркгеймом. И как я не могу себе представить, что какой-либо социологический анализ может иметь силу без помещения дан­ных внутрь исторического контекста, точно так же я не могу себе представить, что можно проводить исторический анализ без использования концептуального аппарата, который мы назвали социологией. Но если это так, уместно ли вообще говорить о двух отдельных дисциплинах? Это кажется мне одним из первостепенных вопросов, стоящих перед нами, когда мы обсуждаем будущее социологии и социальных наук в целом в XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

Bloch М. Ecrire La Societe Feodale: Lettres Henri Berr, 1924—1943: Correspondance etablie et presentee par Jacqueline Pluet Despatin. Paris: IMEC, 1992.

Durkheim E. Preface // L'Annee Sociologique, I (1896-1897). Paris: Felix Alcan, 1898.

 


 

А. В. Коротаев [2]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: