Алгоритм описания микропрепарата




Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины

Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз.

Дисциплина РА-1 22209 «Патологическая анатомия-1»

Специальность 5В130100 - Общая медицина

Объем учебных часов: 2

Курс: 2

 

 

Составитель асс. Костылева О.А.

Караганда 2014г.

· Тема Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз.

· Цель: уметь диагностировать артериальное и венозное полнокровие различных органов по их макро- и микроскопической картине, уметь объяснять исходы и функциональное значение различных видов артериального и венозного полнокровия, уметь оценивать функциональное значение кровотечения, диагнсоитровать и оценивать функциональное значение стаза и плазморрагии.

· Задачи обучения: научить определять причины, морфогенез, научить давать макро- и микроскопическую характеристику различных видов артериального и венозного полнокровия.

· Основные вопросы темы:

1. Классификация процессов нарушения крово- и лимфо­обращения.

2. Виды артериального полнокровия, причины, механизмы развития, морфологическая картина и значение для организма.

3. Острое и хроническое венозное полнокровие, причи­ны, механизмы развития, морфологическая картина, значение для организма.

4. Малокровие (ишемия), причины, механиз­мы развития. Морфологические изменения в органах. Значение и последствия для организма.

5. Плазморрагия, причины, механизмы развития. Морфологические изменения в органах. Значение и последствия для организма.

6. Виды кровотечения, причины, механизмы развития, исходы. Морфологическая характеристика кровоизли­яний.

7. Стаз и предстаз, причины, механизмы развития, морфологическая характеристика, значение для организма.

 

Методы обучения и преподавания: микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов, работа с тематической презентацией.

 

Микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов

1. Диагностируйте стаз в капиллярах головного мозга по микроскопической картине по одноименному микропрепарату №106. Определить нейроциты, элементы глии, количество сосудов, их просветы. Обратить внимание на капилляры и расположение в их просветах эритроцитов, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

2. Диагностируйте хроническое венозное полнокровие легких по микропрепарату №17 «Бурая индурация легких», окраска реакция Перлса, отметьте состояние межальвеолярных септ и альвеол, наличие сидерофагов, свободнолежащие гранулы гемосидерина зеленовато-голубого цвета, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму

3. Диагностируйте кровоизлияние в головной мозг по макроскопической картине Обратить внимание на размеры и цвет органа, наличие и локализацию свернувшейся крови, полости желудочков, опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму

4. Диагностируйте кровоизлияние в головной мозг по одноименному микропрепарату №21, окраска гематоксилин и эозин. Обратите внимание на скопление эритроцитов и состояние окружающей ткани головного мозга. зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.

Алгоритм описания макропрепарата

1. какой орган или его часть представлены

2. размеры

3. консистенция

4. состояние поверхности (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

5. состояние поверхности разреза (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)

6. состояние полостей

7. распространенность процесса

8. Заключение о патологическом процессе

Алгоритм описания микропрепарата

1. ткань какого органа представлена

2. изменение структуры

3. распространенность процесса

4. метод окраски

5. Заключение о патологическом процессе

 

Работа с тематической презентацией: основные вопросы темы разбираются с использованием заранее подготовленной преподавателем кафедры презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Тематическая презентация представляет собой набор слайдов с макро- и микропрепаратами по теме занятия, слайды лишены обозначений и наименований. Студенты самостоятельно диагностируют патологические процессы, представленные в презентации, указывают на главные морфологические признаки заболевания, объясняют теоретические аспекты данной патологии.

· Литература

Основная:

1. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2014. – 880с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

2. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

Дополнительная:

1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – 640с: ил.

2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Руководство – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 959с.

3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. – 1000с.

4. Патологическая анатомия: атлас/ ред. О.В. Зайратьянц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 960с.:ил.

5. Тусупбекова М.М. Морфологический атлас общепатологических процессов. – Алматы, 2012. – 164с.

 

Контроль (вопросы, образцы тестов, образцы задач и пр.)

I. Вопросы, ситуационые задачи

1. Артериальное полнокровие: характеристика понятия

2. Причины, механизмы, морфология и исход ангионевротической артериальной гиперемии

3. Причины, механизмы, морфология и исход коллатеральной артериальной гиперемии

4. Причины, механизмы, морфология и исход артериальной гиперемии после анемии

5. Причины, механизмы, морфология и исход вакатной артериальной гиперемии

6. Причины, механизмы, морфология и исход воспалительной артериальной гиперемии

7. Причины, механизмы, морфология и исход артериальной гиперемии на фоне артериовенозного шунта

8. Виды венозного полнокровия, причины, морфогенез

9. Макро- и микроскопическая характеристика венозного полнокровия различных органов (кожа, печень, легкие, селезенка, почки)

10. Функциональное значение и исход венозного полнокровия

11. Причины, механизмы развития, морфология и функциональное значение стаза

12. Причины, механизмы развития плазморрагии, исходы и значение для организма.

13. Механизмы развития и виды кровотечений и кровоизлияний

14. Макроскопические и микроскопические признаки гематомы

15. Макроскопические и микроскопические признаки геморрагического пропитывания

16. Макроскопические и микроскопические признаки кровоподтеков

17. Макроскопические и микроскопические признаки петехий

18. Исходы и значение кровотечений, кровоизлияний

Ситуационные задачи

№1. У больного после перенесения инфаркта миокарда развилась хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, которая явилась причиной смерти. А) макроскопический вид печени на вскрытии? Б) Какие изменения при микроскопическом исследовании находят в центре на периферии печеночных долек? В) Какой процесс может развиться в исходе хронического венозного застоя в печени?

№2. Больной страдал ревматическим митральным пороком сердца. В клинике выражены явления хронической сердечно-сосудистой недостаточности: одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, увеличена печень. При кашле выделяется мокрота с бурым оттенком. Смерть наступила от сердечной недостаточности. А) О каком нарушении кровообращения идет речь в данном случае? Б) какие макроскопические изменения могут быть обнаружены на вскрытии в легких? В) Какие микроскопические изменения можно обнаружить в легких? Г) Какой процесс активизирует функцию фибробластов при хроническом венозном застое в легких? Д) Что обуславливает развитие гемосидероза в легких?

№3. У больного, страдавшего врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. А) Какова причина кровотечения? Б) Какой вид кровоизлияния имеет место?

№4. Больной, страдавший язвенной болезнью желудка, умер от желудочного кровотечения. На вскрытии – выраженное малокровие органов и тканей. А) Какой вид малокровия имеет место? Б) Какова макроскопическая характеристика органов (цвет, консистенция, объем)?

II.Критериальное оценивание работы студента по тематической презентации (критерии оценки – см. силлабус по дисциплине «Патологическая анатомия 1» 2-14-2015 г, «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» от 28.08.2014 г., Приложение 1)

 

III.В конце занятия преподаватель проверяет и оценивает оформление тетрадей с практическими работами: правильность зарисовки и описания микропрепаратов, описания макропрепаратов, точность выводов о патологическом процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: