ТИП: Ролевая игра, способствующая развитию творческих способностей, раскрытию личности ребенка.
ФОРМА: Имитация отбора абитуриентов в театральное училище.
ЦЕЛЬ:
МЕТОДЫПОДГОТОВКИ:
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: Группа абитуриентов держит экзамен в театральное училище. Проходя три тура на профессиональную пригодность, победители зачисляются в училище. Основная игровая задача - показать речевую и пантомимическую выразительность, наблюдательность, чувство ритма, мастерство перевоплощения и раскованность в сценическом действии, а также чувство юмора.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: Игра способствует развитию творческих сил и художественных способностей детей, помогает раскрыть для коллектива личность ребенка; создает в коллективе ситуацию сопереживания за успехи товарища; служит средством повышения культуры досуга.
В КАКОЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫМОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ: В эстетическом воспитании, развитии художественной и творческой самодеятельности детей. Может использоваться во внешкольной работе с временными детскими объединениями.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА: Подростки, старшеклассники
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: Группа исполнителей (участников) – 15-30 человек; несколько отрядов, групп – зрители.
НАБОР РОЛЕЙ: Абитуриенты (участники конкурса), приемная комиссия театрального училища (жюри конкурса), ведущие, зрители.
Особенности подготовки дела:
ОБОРУДОВАНИЕ:
• номера участникам
• оформление сцены под театр
• банкетки либо стулья по количеству участников
• необходимые предметы для конкурсов
• бумага и ручки для жюри
• поощрительные призы для участников, не прошедших из тура в тур
• призы для победителей
|
С О В Е Т ЫО Р Г А Н И З А Т О Р А М:
При подборе заданий необходимо учитывать интересы зрителей - им должно быть интересно, весело во время проведения творческих состязаний. Желательно включить одно - два задания, где зрителям отводится активная роль помощников ведущего в создании той или иной игровой ситуации. Для всех участников конкурса необходимо создать одинаковые условия. Жюри конкурса - это люди, способные профессионально оценить выполнение заданий, но обязательно хорошо знающие индивидуальные особенности каждого участника. Когда оценка со стороны зрителей и жюри явно не совпадает, председателю жюри либо ведущему необходимо тактично прокомментировать эту ситуацию.
Приведенная ниже программа построена в три тура по три конкурса в каждом, хотя в зависимости от участников и условий проведения данное число туров и конкурсов может варьироваться. Количество участников может изменяться в зависимости от аудитории. В конкурсах 1 тура может принимать участие до шести человек разом (если общее количество превышает 20), однако во второй тур должно пройти четное количество участников и желательно не превышающее 12 человек, а в 3 тур лучше оставить 6 человек - 3 мальчика и 3 девочки (желательно соблюдение парности), иначе конкурс окажется затянутым и неинтересным.
Х О Д Д Е Л А.
ЗАДАНИЯ:
- 1 ТУР -
конкурс: "Комплимент актера" - "Люди-профессии"
Каждый актер должен уметь сделать "комплимент". То есть своим поклоном представить себя зрителям. Абитуриентам необходимо сделать это, представив себя в определенной роли:
• Вы участник Большого симфонического оркестра по окончании своего выступления за границей.
• Вы музыкант современной рок - группы при провале своего выступления, но не желающие этого признать.
• Танцевальный ансамбль при удачном выступлении, под крики: "Браво".
• Группа клоунов на арене.
Зрители могут помочь участникам, выражая, либо радость, либо негодование.
|
Конкурс: "Человек жующий"
Для актера бывает немаловажным сработать пантомимический беспредметный этюд. И вот сейчас участником наших вступительных экзаменов предлагается съесть предмет (съедобный) так, что бы всем сразу стало ясно, что вы едите. Да при этом необходимо быстро переключаться с одного предмета на другой:
• Семечки, червивое яблоко, костлявая рыба.
• Спелый арбуз, тающее мороженое, не прожаренный шашлык.
• Спагетти, манную кашу, касторку.
• Спелая груша, банан, рисовая кашу китайскими палочками.
Конкурс: "Крики на банкетках"
Сыграть эмоции бывает трудно, особенно когда это необходимо сделать одним голосом, но и такое нужно уметь настоящему актеру:
• Вы престарелая бабушка, находитесь на своем балконе 9 этажа и видите, как внизу старшие ребята обижают Вашего любимого внука.
• Будучи вожатым Вы видите ребенка из своего отряда на самом высоком дереве лагеря и Вам необходимо его оттуда снять.
• Стоя под окном любимой, которая живет на 8 этаже. Вы признаетесь в любви и приглашаете ее в кино.
• Ваш выход на сцену. Вы чтец стихов, но микрофон не работает, а зал просто огромный.
- 2 ТУР -
конкурс: "Разговор животных"
Самое сложное в работе актера - сыграть животного. Ведь для этого необходимо быть очень наблюдательным, тем более что словами пользоваться нельзя, а нужно точно воссоздать звуки и движения. Ведь животные умеют общаться друг с другом. Вот и сейчас, здесь встретятся двое животных и на наших глазах поговорят друг с другом через забор. Ну а изобразят все это наши участники:
• Петух и курица.
• Маленькая собачка и большой злобный пес.
• Две обезьяны, большая и маленькая.
• Лев и козленок.
• Баран и гусыня.
• Свинья и козел.
Для проведения конкурса необходимо поставить ширму, чтобы актеры не видели друг друга.
|
Конкурс: "Фигуры"
В ближайшем магазине верхней одежды разбили стекло и испортили все манекены. И вот администрация этого магазина обратилась в Ваш театр за помощью, попросив постоять актеров в витрине пока не привезут новые манекены. Ребята застывают в различных позах. В это время привозят новые манекены и их начинают менять местами. Задача участников конкурса: продержаться в выбранной позе, не смотря ни на какие обстоятельства. Вторую часть задания лучше объявить сюрпризом (неожиданно для участников). Для этого конкурса необходима группа ребят посильнее, одетых грузчиками и имеющих определенную фантазию. Они должны перетаскивать застывшие фигуры актеров по сцене. Возможно составлять целые композиции из людей - статуй.
Конкурс: "Танцы"
Каждый настоящий артист должен уметь танцевать, и танцевать в разных стилях. Он должен быстро и умело реагировать на звучащую музыку и умело перестраиваться в зависимости от фонограммы. Для проведения конкурса необходимо поставить ширму, чтобы артисты не видели друг друга и не копировали движения. Так же необходимо подготовить фонограмму для каждой пары свои три музыкальных отрывка. Подбор музыки возможен в пропорции "медленная - средняя - быстрая".
- 3 ТУР -
конкурс: "Басни Крылова"
Пантомимические этюды бывают не только беспредметными. Сейчас под звучащую музыку актерам необходимо сыграть целую сцену по мотивам знаменитых басен Крылова. Каждой паре достанется своя басня:
• Кукушка и петух.
• Стрекоза и муравей.
• Ворона и лисица.
Конкурс: "Стихотворение"
Умение читать стихи важно, даже если Вы не актер и не артист. Но вот читать с определенной интонацией довольно-таки сложно. И сейчас каждый из участников прочитает известное стихотворение Агнии Барто "Наша Таня громко плачет" с заданной интонацией:
• Жуя горячую картошку.
• Вы маленький ребенок, только что научившийся говорить.
• Выступая на важном производственном собрании.
• Работник милиции, составляющий протокол.
• Поп, читающий проповедь в церкви.
• Участник концерта: работающий без микрофона в большом зале.
Конкурс: "Видео клипы"
Умение обыграть сцену под музыку уже показано, но вот умение обыграть слова известной песни, еще нет. И сейчас для каждого актера прозвучит свой отрывок известной современной песни, и участникам необходимо показать действия, по которым написана эта песня. На этот конкурс необходимо подобрать известные хиты на русском языке, но давать не всю песню, а отрывок (куплет и припев).
Во время проведения всего Конкурса желательно звучание музыки, особенно на финале, для награждения победителей.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО КОНКУРСОВ:
Если Вам не понравятся какие-либо из предложенных нами конкурсов, то их можно прекрасно заменить. Главное помнить о месте и времени. Мы предлагаем еще несколько конкурсов Вам на выбор:
«Нападение животного на человека»
Два артиста на сцене, один изображает человека на прогулке, а второй в роли животного неожиданно нападает на него:
•
Комар.
• Бык.
• Слон. и т.д.
"Оживший рассказ"
Ведущий читает короткий рассказ, а артисты должны пантомимой сыграть текст экспромтом:
«Тихая аллея озарилась первым солнечным лучом. Гремя дугами, мимо промчался троллейбус. Засветился зеленый глаз светофора. Появились спешащие на работу прохожие. Начиналось утро. На небе взошло солнце».
«Оживший рассказ 2»
Ведущий читает текст, а артист должен экспромтом его озвучить:
"Большой стадион приглушенно шумел* Затрубили фанфары* Заржали лошади* Закованные в латы рыцари, выехали на ристалище* Протрубил боевой рог* Скрипнули забрала* Рыцари помчались навстречу друг другу* Удар* Один рыцарь упал* Второй слез с лошади* Подошел к принцессе* И запел старинную балладу* на английском языке*
(* - пауза для озвучивания)
«Тропа»
Артисты двигаются по кругу, а ведущий читает приметы человека. Артисты должны на ходу (изображать) подстраиваться под эти приметы, продолжая двигаться:
"Стройный молодой человек. 80 лет от роду. Бывший победитель соревнований по поднятию тяжестей. Хромой на правую ногу. Постоянно подпрыгивает при ходьбе и приволакивает левую ногу. Чем - то испуган и всегда кому - то подмигивает, постоянно при этом улыбаясь.
«Однажды, в студеную зимнюю пору...»
Прочитайте отрывок из стихотворения "Однажды в студёную зимнюю пору..."
• Вопросительно.
• Восклицательно.
• Как перед расстрелом.
• Как на похоронном митинге.
• Как ребёнок, только что научившийся говорить.
• Большой зал, а микрофоны не работают.
• С горячей картошкой во рту.
• С тяжёлым грузом на спине.
• С грузинским акцентом.
• Только что с марафонского финиша.
• Выступление на свадьбе с тостом.
• На 50-градусном морозе.
• На 80-градусной жаре.
• Человек не видевший долго людей.
• На суде, обвинение в преступлении.
Вокзал
Вокзал. Изобразите пластикой и голосом:
• Ребёнка, который потерял родителей
• Пассажира, которому срочно надо уезжать
• Пассажира, который потерял ребёнка
• Вы 2 суток на вокзале
• На вокзале толпа, вам надо узнать что случилось
• Вы неожиданно попали в тёмный коридор
Изобразите
•
Человека, закончившего марафонскую дистанцию
• Спортсмена, метающего молот
• Подход к штанге и её поднятие
• Гимнастку, выполняющую упражнение на бревне
• Вы - болельщик и ваша любимая команда забивает гол
• Вы - футбольный вратарь
• Вы - тренер, ваша судьба решается в этом матче
• Вы - теннисист
• Наездник на бешеной лошади
• Фехтовальщик
• Спортсмен по прыжкам в сторону
• Вы - гимнастка с лентой
Голос
Изобразите голосом:
• Причаливающий мотор
• Водосточный бачок
• Заводящийся мотор
• Закипающий чайник
• Вой сирены
• Шторм на море
• Тормозящий автомобиль
• Топот коня
• Шум взлетающего самолёта
Телефон
Вы спешите, уже опаздываете, но вдруг перед самым уходом вы слышите звонок телефона. Торопясь, вы поднимаете трубку и быстро отвечаете на вопрос:
•
Скажите, что мне делать со своей дочерью?
• Подскажите животное из 7 букв?
• Когда привезут колбасу?
• Или вы сейчас расскажете в чём дело, или...?
• Ну а как насчёт кино?
• Как вам не стыдно?
• Шеф, клиент готов, что делать дальше?
• Ну, сколько ещё можно, уже 3 часа ждём?
• Мама, когда же ты меня отсюда заберёшь?
• Как быть, если она не пришивается?
• Скажите, зачем всё это?
• Алло, а у меня тут лампочка не зажигается? Что делать?
• Всё посмотрел, но чего-то не хватает. Чего же?