Внутренний конфликт ценностных аспектов Гамма квадры через призму БЭ
ktolsta@yandex.ru
Целью исследования является описание и поиск особых закономерностей в проявлениях ценностных аспектов Гамма-квадры. Статья посвящена представителям этой квадры, их деятельности и особенностям мышления. Материал данной статьи может быть применим как для теоретического изучения соционики, так и для практических наблюдений.
Ключевые слова: соционика, Гамма, аспекты, ценности квадры, деловая логика, интуиция времени, волевая сенсорика, этика отношений
Статья является итогом наблюдений за Гаммой, и, в первую очередь, адресуется носителям гаммийских ценностей. Но она также может быть интересна и читателям из других квадр. На момент написания статьи ценности Гаммы являются преобладающими во всем мире (по крайней мере, в тех его частях, к которым применима соционика), так что тема кажется автору весьма актуальной.
Автор как носитель ТИМа ЭСИ, а, следовательно - тоже представитель Гамма квадры, считает себя вправе рассуждать на эту тему и видит свою задачу в том, чтобы донести до читателя взгляд на свою квадру. Ведь именно на ЭСИ возложена задача поддерживать порядок в Гамме и внимательно изучать конфликты, стараясь устранить или гармонизировать их при помощи своих сильных функций.
Гамма квадра в соционической теории
Для начала обратимся к теории и каноничным описаниям:
"Третья квадра (Гамма)
Аспекты, определяющие ценности третьей квадры: и
Ее девиз: “Сотрудничать и приобретать”. Представителей этой квадры отличает большая пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам. Здесь ценят силу, значительность, индивидуальные сиюминутные оттенки отношений, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть перспективы. Это доверчивые, простые в общении и демократичные люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и делят людей на "своих" и "чужих", руководствуясь своими личными симпатиями и антипатиями.
Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих по их личным заслугам и качествам. Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут "идейную борьбу", предпочитая договориться с достойным соперником. Неприхотливые в быту, легкие на подъем. О своих чувствах стараются много не говорить – чувства проверяются отношениям. Им важно себя реализовать, и чрезвычайно важен результат своей работы, Предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд. Самое нежелательное для них – это ограничение их деловой активности по объективным, не зависимым от них причинам"
|
Представители третьей квадры:
Логико-интуитивный экстраверт - "Джек Лондон"
Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"
Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"
Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"
Аспекты информационного метаболизма, являющиеся ценностными в 3-ей квадре, трактуются следующим образом:
- волевая сенсорика (ЧС)
- интуиция времени (БИ)
- этика отношений (БЭ)
- деловая логика (ЧЛ)
Носителями ЧС+БЭ являются СЭЭ и ЭСИ (Уникальное явление Гаммы - этики-агрессоры). Носителями БИ+ЧЛ, соответственно- ЛИЭ и ИЛИ. (не менее уникальное явление - логики - виктимы)
|
А теперь о том, как же это проявляется в реальной жизни.
"Гаммийский" мир
Возможно, теория сменяемости квадр верна, и эпохи действительно можно связывать с квадрами и искать в них отпечатки соционических аспектов. По крайней мере, в истории есть множество примеров, которые можно привести как иллюстрацию. Если так рассуждать, то, как уже было написано выше, современный мир вполне можно назвать гаммийским. "Стремительно развивающиеся технологии", "время - деньги", "уговор дороже денег", "тайм-менеджмент"- все эти фразы и понятия мы слышим на каждом углу, и они практически прямым текстом описывают ценности третьей квадры. А точнее, одну половину ценностей – связку ЧЛ+БИ. Дело в том, что вербализовать связку БЭ+ЧС так, чтобы это звучало адекватно, несколько сложнее, а гаммийских этиков-сенсориков в социуме, по всей видимости, существенно меньше, чем логиков-интуитов. И это – одно из первых противоречий, о которых ведется рассуждение.
4 ценностных аспекта всегда проявляются параллельно, в неразрывной связке друг с другом, независимо от их мерности и осознаваемости. Однако прослеживается огромный перекос в сторону сильной ЧЛ и слабой БЭ (и настолько же – в сторону сильной БИ и слабой ЧС). Почему количество представителей разных типов даже из одной квадры так разнится – загадка. Но отпечаток этого явления можно разглядеть в поведении, в культуре, менталитете и приоритетах большинства людей.
Так выходит, что огромная часть социума – виктимы? Определенно. Гаммийские виктимы, бесконечно находчивые, бесстрашные и изворотливые в делах, творчестве и исследованиях, тонко чувствующие время... Но постоянно ошибающиеся в оценках людей, отношениях и способах применения силы. Недостающие им аспекты ЧС и БЭ гаммийские логики не устают искать во внешнем мире (а иногда и во внутреннем – не стоит забывать, что это еще и интуиты).
|
А вот и второе, самое главное противоречие гаммийцев – они сами. В блоке ЭГО модели А у типов СЭЭ, ИЛИ, ЭСИ и ЛИЭ, как уже говорилось, находятся связки ЧЛ+БИ и БЭ+ЧС. Мало кто об этом задумывается, но сами эти аспекты являются сочетанием несочетаемого.
Деловая логика – самый "приземленный", самый привязанный к материальному миру аспект, не терпящий неточностей в получаемой из внешнего мира информации, связан с интуицией времени. А интуиция времени – аспект самый нематериальный, неопределенный, отвечающий за самые тонкие и подсознательные явления психики. С ним связывают мистику, тягу к потустороннему, "шестое чувство"... и только как одно из проявлений – ощущение времени. Таким образом, более подробная расшифровка гаммийской фразы "время – деньги" оказывается куда необычнее, чем кажется. Сами гаммийские логики-интуиты зачастую попадают в ловушку этого противоречия. С одной стороны – это материалисты, чьими целями (в случае с ЛИЭ) или инструментами (у ИЛИ) являются точные, определенные данные и желание извлекать практическую пользу из информации. С другой – это тонко чувствующие люди с огромным потенциалом к развитию фантазии, зачастую сами не понимающие, откуда к ним "прилетело знание", или как они оказываются в нужном месте в нужное время. Не осознавая себя интуитами и отрицая интуитивную составляющую своего сознания (особенно часто так делают ЛИЭ, но и за ИЛИ подобное тоже замечено не раз), они привыкают к синхронизмам и другим проявлениям БИ, переставая считать их чем-то особенным. Пример: знакомый ЛИЭ не смог сказать расписание автобусов, потому что, по его словам "они же всегда оказываются на этой остановке, когда я к ней подхожу!". Услышав от обиженного (БИ на самооценке, как ни как) сенсорика, что, оказывается, они ходят раз в полтора часа, и пришлось ждать, очень удивился, и, кажется, начал переосмыслять свою жизнь.
Столь странное сочетание аспектов дает и полезный эффект: огромный простор для реализации. Гамма может работать и развиваться как в абсолютно материальных сферах (экономика, финансы, технологии, юриспруденция), так и в совсем нематериальных (искусство, эзотерика, духовные практики). Но чаще и охотнее всего логики-интуиты третьей квадры сочетают в своей деятельности и то, и другое, умело используя для материального – интуитивное, а для интуитивного – материальное. Таким образом, образуется клуб исследователей, умело лавирующий между абсолютно разными по природе сферами.
Ну и, наконец, еще одна особенность - интуиты Гамма квадры являются виктимами. Виктимность (т.е. запрос на ЧС) делового логика может также проявляться по-разному. Как уже было написано выше, ЛИЭ и ИЛИ бывают бесстрашны и, временами, бесчестны в своей деятельности. Они ждут, что этическая оценка их поведения и "правильность - неправильность" их поступков будут объяснены извне - в идеале, гаммийским же этиком - агрессором. Поэтому они зачастую "нарываются" на эту оценку, ожидая, что она будет выдана резко и безапелляционно - на языке ЧС (интуиция возможностей в Гамма - квадре не является ценностным аспектом, поэтому здесь присутствует характерная сенсорная однозначность). Виктимный запрос у обоих гаммийских интуитов разный. ЛИЭ как экстраверт с самооценочной ЧС может активно нарываться, нарочно заниматься чем - то провокационным, с одной стороны стараясь самому себе доказать свою силу, с другой - ожидая аккуратной поддержки и подтверждения своего силового потенциала (запрос на творческую ЧС дуала). Они часто игнорируют непосредственную угрозу своей жизни и здоровью (специфика болевой БС), поэтому ищут "острых ощущений", отправляясь в опасные путешествия, занимаясь экстремальными видами спорта и пускаясь в деловые аферы (это отлично видно в произведениях самого Джека Лондона - борьба со стихией, выживание в диких условиях, работа в максимально сложных условиях и т.п.). ИЛИ же ведут себя аккуратнее. Они "нарываются" с помощью логики, продуманно и тонко манипулируя фактами, критикуя, интуитивно чувствуя моменты. Они не ищут опасностей - так получается, что опасности чаще находят их сами, и в такие моменты им бывает нужна поддержка от агрессора.
У второй половины Гаммы этика отношений сочетается с волевой сенсорикой. На первый взгляд, явного противоречия тут нет. Однако снова все не так просто.
Этика отношений отвечает за чувства, за связи между людьми и их тонкие градации, за понимание психических явлений, умение и желание разбираться в особенностях человеческого характера и распоряжаться этим пониманием. А волевая сенсорика - это силовой потенциал, контроль пространства и ситуации, влияние, власть... Поэтому в Гамме отношения зачастую сочетаются с борьбой, любовь- с ненавистью, дружба- с взаимным подшучиванием и даже оскорблениями. Вообще, абсолютно нормальными явлениями в среди гаммийцев (как логиков, так и этиков - этика-то общая) являются своеобразные "проверки на прочность" при помощи критики друг друга, постоянных соревнований в отношениях и т.д. Более того - даже ссоры временами воспринимаются, как развлечение! Это нормальная модель взаимодействия этика и логика из Гаммы - ведь один является виктимом, другой- агрессором, и это обнаруживается как раз в таком своеобразном проявлении чувств друг к другу. Проблемы начинаются, когда логики ждут правильной реакции друг от друга, а не от этиков.
"Жизнь-тлен"- фраза, уже ставшая визитной карточкой людей с типом ИЛИ, и подхваченная остальной квадрой (да и не только...). Особенность гаммийской этики еще и в том, что ей присущ некоторый трагизм. Это следствие центральности квадры - ценностных ЧС и БИ. "Скучно, когда все хорошо"- такую фразу тоже можно услышать от человека из третьей квадры, иногда в шутку, а иногда - очень даже всерьез. Именно связка БЭ+ЧС порождает такое внимание к сложностям и атмосфере борьбы в чувствах и образе жизни в целом. За виктимами даже замечено такое свойство: они как будто специально создают себе сложности, когда все уже хорошо и стабильно (особенно в отношениях). Это происходит само собой и не является признаком глупости или трусости человека - это просто нереализованный запрос на ЧС.
Сочетание сильных БЭ и ЧС временами вынуждает самих этиков метаться между крайностями в чувствах, сдерживая в себе конфликтность, подавляя ревность и собственничество (ведь для этика с сильной ЧС люди - это "свое", это сфера влияния и контроля). Особенно такое характерно для принципиальных рационалов ЭСИ.
Связка БЭ+БИ тоже имеет свою специфику. Для гаммийцев имеет огромное значение такое понятие как "гармония взаимоотношений". Кроме чувств как таковых важно еще и внутреннее состояние, своевременность. Здесь ценят случайные совпадения и встречи, сложные цепочки событий, приводящие к возникновению связей между людьми, особую атмосферу отдельных мест и компаний, совместные воспоминания, длительность отношений. "Нам есть, что вспомнить вместе"- это оценка, произнося которую гаммиец уже подразумевает, что человек, о котором идет речь, так или иначе ему небезразличен.
Ну и, наконец, сочетание ЧЛ+ЧС. Это то, из- за чего обычно и возникают конфликты с другими квадрами. "Знание - сила" - вот как это переводится (ну или "деньги - власть". Стоит признать, более распространенная трактовка). Информация, технологии и денежные ресурсы здесь воспринимаются не только как самостоятельная ценность, но и как инструмент влияния, для захвата власти, подавления сопротивления и достижения собственных целей. И это обычно вызывает непонимание или даже негодование у всех, кроме самой третьей квадры. В Гамме же такая установка считается абсолютно справедливой - если ты готов усердно учиться, работать, бороться с трудностями, тратить силы и время для (любимое гаммийское выражение) достижения успеха, то ты его достоин. Это простая истина третьей квадры, которую обычно даже не озвучивают вслух, а просто автоматически считают правильной. Интроверты Гаммы - ЭСИ и ИЛИ - иногда на словах отрицают такое положение вещей, придираясь к формулировкам и называя это "аморальностью", "глупостью и примитивностью", но на деле у них самих так или иначе проявляются такие же жизненные принципы и установки.
Вывод
На написание данной статьи автора вдохновили наблюдения за Гамма квадрой и желание разобраться с внутренними противоречиями ее ценностных аспектов. Подобный анализ может помочь представителям третьей квадры разобраться с проблемами их собственных типов, а людям из других квадр - понять, как необычные для них ценности видятся изнутри.
Соционику можно и нужно использовать для таких целей, ведь это помогает решать как межличностные конфликты, так и возникающие в психике отдельных людей из-за особенностей их ТИМа.
Литература
1.Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. // Соционика, ментология и психология личности. - Киев: Международный институт соционики. — 1995.
2. Гуленко В.В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства. // Соционика, ментология и психология личности. — 2000. — № 2.
3.Гуленко, В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителя. – М: «Издательство АСТ», 2003. - 290 c.
4.Стратиевская В.. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика). – М.: Изд. Дом МСП, 1997. – 496 с.
5. Таланов, В.Л. Общие психологические свойства и ценности в дуальных парах психотипов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsocionicsmodel.narod.ru/dualy1.html.
Автор статьи - Золотарева Вера Дмитриевна. 18 лет. Студентка, интересуюсь соционикой и другими направлениями, изучающими психику человека. ЭСИ. В 2016 году прошла два интенсивных курса в Калининградском центре соционики.