Ведущие свойства восприятия.




Основные виды и свойства восприятия.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделя­ют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком. Последнее носит специальное название «социаль­ная перцепция» и является профессионально важным качеством психолога.

Социальная перцепция подразумевает два аспекта:

- когнитивный (познавательный)—как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;

- эмоциональный—как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, спо­собность к сопереживанию, или эмпатия.

В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует также классификация видов восприятия по фор­мам существования материи. По этому параметру выде­ляются:

- восприятие времени — как отражение объективной времен­ной длительности, скорости протекания и последовательности яв­лений действительности;

- восприятие движения—как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т. е. направле­ния и скорости);

- восприятие пространства, включающее восприя­тие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором нахо­дится объект восприятия.

Восприятие пространства представляет собой, по выражению Б. Г. Ананьева, «сложную интермодальную ассоциацию», иными словами—результат взаимодействия нескольких органов чувств. Вообще протяженность и направление, как наиболее общие пара­метры пространства, своеобразно отражаются в деятельности каждого анализатора.

Поскольку одной из существенных особен­ностей восприятия является сопоставление, сличение перцептив­ных образов, то был выделен специальный вид восприятия про­странства— глазомер, определяемый как «развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные ве­личины, направления и удаленность объекта от наблюдателя».(С. Л. Рубинштейн, 1946, с. 259), который подразделяется на линейный, плоскостной и объемный (глубинный).

Кроме того, по продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное, т. е. одномоментное, и сукцессивное, т. е. развернутое во времени.

Ведущие свойства восприятия.

1. Целостность —свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон.

2. Предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.

3. Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что вос­принимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла.

4. Обобщенность —отражение единичных объектов как особо­го проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

5. Константность, характеризующая относительное постоянст­во формы, величины и цвета предметов при изменяющихся усло­виях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы полу­чаем возможность узнавать предметы в различной обстановке).

6. Избирательность —преимущественное выделение одних объ­ектов по сравнению с другими, раскрывающее активность чело­веческого восприятия.

Приведенные свойства, присущие в той или иной степени практически всем познавательным процессам, характеризуют сущ­ность процесса восприятия.

Кроме того, у восприятия, как и у любого психического процесса, есть свойства, определяющие его продуктивность. Продуктивность важная характеристика, которая определяется в процессе эксперимента. К ней относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной деятельности.

1. Объем восприятия—количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени.

2. Быстрота (скорость) восприятия—время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

3. Точность —соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.

4. Полнота — степень такого соответствия.

5. Надежность —возможная длительность восприятия с тре­буемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Именно по этим показателям мы можем судить об уровне раз­вития перцептивных способностей человека.

 

2. Экспериментальное изучение восприятия.

 

· ЛР 1. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответст­вующей деятельностью) количество этих признаков сокращается, остаются только самые значимые из них, которые в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование так называемых оперативных единиц восприятия

· С1сенсорные этало­ны.

К1 - Сенсорный эталон - идеальных образов, хранящихся в памяти, с которыми чело­век сравнивает то, что он воспринимает в данный момент. Такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и другие признаки. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям объектов.

Экспериментальное изучение восприятия строится на деятельностном принципе, которому посвящены теоретические разработки Б.Г. Ананьева. Он выделял следующие перцептивные действия:

- измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета;

- соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов;

- построительные, отвечающие за построение перцептив­ного образа;

- контрольные, сличающие возникающий образ с осо­бенностями предмета;

- корригирующие, исправляющие ошибки в образе;

- тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприя­тия, и др.

Все эти действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, на­блюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта (аперцепции).

Процесс восприятия нового объекта обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых различных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответст­вующей деятельностью) количество этих признаков сокращается, остаются только самые значимые из них, которые в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование так называемых оперативных единиц восприятия— сенсорных этало­нов.

Сенсорный эталон - идеальных образов, хранящихся в памяти, с которыми чело­век сравнивает то, что он воспринимает в данный момент. Такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и другие признаки. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям объектов.

Одна их традиционных проблем экспериментальной психологии состоит в определении того, как много объектов может воспринять человек за короткий промежуток времени, т.е. практически одномомен­тно. Исторически эта проблема ставилась в контексте проблемы со­знания. Психологическая литература содержит много эксперименталь­ных исследований объема зрительного восприятия, который интер­претировался авторами как объем внимания или объем сознания.

3. Особенности изучения видов восприятия (методики и аспекты)

· ЛР 2. Одна из традиционных проблем экспериментальной психологии состоит в определении того, как много объектов может воспринять человек за короткий промежуток времени, т.е. практически одномомен­тно.

Ф2 В. Джевонс (1871), он в качестве «аппаратуры» он ис­пользовал тарелку, помещавшуюся посередине черного подноса. На тарелку бросалась горсть одинаковых черных бобов, и их количество на ней оказывалось неопределенным. Испытуемый должен был на­звать это количество без сосчитывания.

В2 позже, для исследования объема зрительного вос­приятия стал использоваться специальный прибор.

· С3 тахистоскоп.

· К3 С его помощью можно предъявлять зрительные объекты с коротким регулируемым временем экспозиции. Обычно используются экспозиции порядка нескольких десятых или нескольких сотых долей секунды и лишь в некоторых случаях — по­рядка нескольких секунд.

Ф3 Тахистоскоп Вундта с падающей шторкой. Принцип действия этой самой первой конструкции тахистоскопа состоял в том, что падаю­щая шторка с «окном» открывала карточку (находящуюся на заднем плане) на время прохождения «окна» мимо нее.

В3.1. Тахистоскоп с электромеханической заслонкой.

В3.2. Тахистоскоп-проектор с безынерционным источником света.

В3.3. Многоканальный электронный тахистоскоп.

· С4 Условия экспериментального исследования объема восприятия с помощью тахистоскопа

· Т4.1. Доэкспозиционное поле должно быть той же яркости, что и экспозиционное (стимульное) поле, тогда к моменту экспозиции глаз оказывается адаптированным к нужной яркости.

· Т4.2. Послеэкспозиционное поле в зависимости от задачи может быть темным, серым, свет­лым. При темном поле за счет положительного последовательного об­раза как бы продлевается время экспозиции; светлое постэкспозиционное поле, напротив, стирает на сетчатке последовательный образ.

· Т4.2.1. Послеэкспозиционные поля могут быть и с «забивающими», или «шумовыми», изображениями.

· Т4.3. На предэкспозиционном поле обычно помещается фиксацион­ная точка; она дает возможность экспонировать объекты в области центрального зрения, а также способствует концентрации внимания испытуемого.

· Т4.4. Экспозиция должна быть достаточно большой, чтобы испытуе­мый мог ясно увидеть объект или прочитать какой-то текст, и доста­точно короткой, чтобы можно было говорить об одноактном воспри­ятии объекта.

 

Одним из первых психологов, экспериментально исследовавших этот вопрос, был В. Джевонс (1871). В качестве «аппаратуры» он ис­пользовал тарелку, помещавшуюся посередине черного подноса. На тарелку бросалась горсть одинаковых черных бобов, и их количество на ней оказывалось неопределенным. Испытуемый должен был на­звать это количество без сосчитывания.

Естественно, что методика страдала многими недостатками. В бо­лее поздних экспериментах для исследования объема зрительного вос­приятия стал использоваться специальный прибор — тахистоскоп. С его помощью можно было предъявлять зрительные объекты с коротким регулируемым временем экспозиции. Обычно в тахистоскопических опытах используются экспозиции порядка нескольких десятых или нескольких сотых долей секунды и лишь в некоторых случаях — по­рядка нескольких секунд.

Известно несколько видов тахистоскопа.

Тахистоскоп Вундта с падающей шторкой. Принцип действия этой самой первой конструкции тахистоскопа состоял в том, что падаю­щая шторка с «окном» открывала карточку (находящуюся на заднем плане) на время прохождения «окна» мимо нее.

Тахистоскоп с электромеханической заслонкой. При помощи специ­ального проектора объекты проецируются на экран; перед проекто­ром помещается электромеханическая заслонка. При нажатии кноп­ки, соединенной с реле, заслонка открывает объектив проектора, и на экране появляется изображение объекта. Реле задает время экспо­зиции.

Тахистоскоп-проектор с безынерционным источником света. Время экспозиции регулируется длительностью свечения лампы.

Многоканальный электронный тахистоскоп. Основным его элемент том является электронно-лучевая трубка. Изображение может предъяв­ляться в любом месте экрана на необходимое время в соответствии с составленной заранее программой.

В экспериментах на определение объема восприятия с помощью тахистоскопа (при любой конструкции) должны соблюдаться следу­ющие условия:

· Доэкспозиционное поле должно быть той же яркости, что и экспозиционное (стимульное) поле, тогда к моменту экспозиции глаз оказывается адаптированным к нужной яркости. Послеэкспозицион-ное поле в зависимости от задачи может быть темным, серым, свет­лым. При темном поле за счет положительного последовательного об­раза как бы продлевается время экспозиции; светлое постэкспозиционное поле, напротив, стирает на сетчатке последовательный образ. Применяются также послеэкспозиционные поля с «забивающими», или «шумовыми», изображениями.

· На предэкспозиционном поле обычно помещается фиксацион­ная точка; она дает возможность экспонировать объекты в области центрального зрения, а также способствует концентрации внимания испытуемого.

· Экспозиция должна быть достаточно большой, чтобы испытуе­мый мог ясно увидеть объект или прочитать какой-то текст, и доста­точно короткой, чтобы можно было говорить об одноактном воспри­ятии объекта.

Приведем некоторые результаты, полученные в исследованиях объема и свойств зрительного восприятия методом кратковременных экспозиций.

1. Если предъявляются однородные объекты (например, точки) с задачей испытуемому определить их количество, объем восприятия оказывается равным 8-9 объектам. При этом в зависимости от количе­ства объектов и их сгруппированности испытуемые применяют три раз­личные тактики для выполнения задачи: это — непосредственная оцен­ка (при количестве объектов от 1 до 4), группировка (5-6 объектов) и пересчет (при больших количествах, если позволяет время экспозиции). Если объекты сгруппированы (например, 5 групп по 5 элементов), ис­пытуемый может одномоментно воспринять все 25 элементов. В этом случае в качестве действительного «элемента» выступает группа.

2. При восприятии набора, состоящего из различных букв, объем восприятия несколько меньше, чем при определении количества оди­наковых объектов, и составляет примерно 5-7 элементов. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова или одно длинное слово из 10-12 букв, или 4 связанных слова, образующих фразу. Таким образом, в осмыс­ленном тексте буквы являются лишь формальными единицами: в ка­честве действительных единиц восприятия здесь выступают слоги и слова.

3. С помощью тахистоскопического метода делались попытки ис­следовать процесс формирования образа восприятия во времени.

В опытах И. Уивера, опубликованных в 1927 г., предъявлялась чер­ная фигура на белом фоне. При очень коротких экспозициях (менее 0,010 с) дифференцировка фигуры и фона отсутствовала и возникало впечатление гомогенной картины. При экспозиции в 0,011 с испыту­емый начинал видеть некоторые различия в поле: появлялись «пятна» или «кляксы», которые он назвал фигурами на фоне. При более дли­тельной экспозиции — 0,014 с — хорошо очерчивался контур фигуры. При экспозиции в несколько сотых секунды фигура принимала вид экспонируемого объекта, и этот вид оставался устойчивым.

 

Еще более отчетливо влияние времени коротких экспозиций на качество зрительного восприятия было показано в 60-х годах XX в. в опытах В. Д. Глезера и И. И. Цуккермана, использовавших сюжетные картинки. На одной из них было изображение лисы, поднявшей сачок, козленка и бабочки. Испытуемый должен был сказать, что изображено на картинке. При экспозиции в 0,04 с испытуемый ничего не видел, при экспозиции в 0,08 с ответ был таков: «Кто-то поднял что-то на кого-то». При экспозиции про­должительностью 0,16 с испытуемый различал сачок и «какое-то животное», а для опознания лисы понадобилось 0,32 с.

Существенное изменение в классический способ изучения объема зрительного восприятия с помощью коротких экспозиций было вне­сено Дж. Сперлингом в 1960 г. Еще в старых опытах по исследованию объема восприятия почти все испытуемые отмечали, что фактически они воспринимают объектов больше, чем могут воспроизвести в сло­весном отчете; называя первые элементы, они забывают остальные. В связи с этим возникло предположение, что при обычной процедуре измеряется в действительности не объем восприятия, а объем крат­ковременной памяти. Для проверки этого предположения Дж. Сперлинг применил методику частичного отчета. Он исходил из предпо­ложения, что для исключения влияния мнемических процессов на определение количества информации, полученной при коротких экс­позициях, нельзя требовать от испытуемого отчета о материале, пре­вышающем объем кратковременной памяти. Поэтому, если количе­ство букв (знаков) в стимуле превышает этот объем, следует требо­вать лишь частичный отчет о содержании предъявленного стимула. Но для того чтобы на основе отчета о части стимула можно было судить о восприятии стимула в целом, инструкция, определяющая ту часть объекта, о которой испытуемому предлагается сообщить в отчете, должна даваться только после предъявления раздражителя. При этом инструкция должна выбираться случайным образом из всей совокуп­ности инструкций, исчерпывающих содержание всего объекта. По­вторив такую процедуру несколько раз, можно получить ряд «случай­ных» ответов о различных частях стимула и на основе этих данных вывести оценку общей информации, полученной испытуемым.

При помощи кодирования можно давать инструкцию до, во время и через различные интервалы времени после предъявления стимула. Таким образом, можно не только получить сведения о той информа­ции, которая имеется у испытуемого сразу же по окончании действия стимула, но и выявить непрерывную функциональную зависимость количества полученной информации от момента начала отчета.

Эксперименты Дж. Сперлинга проводились по следующей схеме. В пер­вых сериях у всех испытуемых определялся объем мгновенного запоми­нания, который, как оказалось, представляет собой постоянную вели­чину для каждого испытуемого. В третьей серии использовалась методика частичного отчета для решения вопроса, получает ли испытуемый информации больше, чем он может обнаружить в своем отчете, огра­ниченном объемом мгновенного запоминания. Во всех сериях экспери­менты проводились с объектами, состоящими из нескольких (двух-трех) строк по три-четыре буквы в каждой строке. От испытуемого требова­лось воспроизвести одну из строк, величина которой не превышала объема его мгновенного запоминания. Инструкция, сообщавшая испы­туемому, какую строку он должен воспроизвести, была закодирована; она подавалась в виде звукового тона сразу после предъявления стимула. Высокий тон соответствовал верхней строке, средний — средней, низ­кий — нижней строке. Испытуемый должен был удерживать взгляд на фиксационной точке и быть готовым к любому тону. Угадать, какой тон прозвучит, испытуемый не мог, так как тоны подавались в случайном порядке. Громкость тона была достаточно большой, но не вызывающей неприятных ощущений, длительность его составляла 0,5 с.

Для сравнения результатов опытов с полным и частичным отчета­ми необходимо рассматривать частичный отчет как случайный обра­зец того набора букв, который испытуемый воспринял и может вос­произвести. Так, если испытуемый дает правильные ответы в 90% слу­чаев воспроизведения трех букв из девяти, то можно сказать, что он воспринял к моменту подачи тона-инструкции 90% из девяти букв (т.е. примерно восемь букв) и способен дать о них отчет.

В первых опытах с частичными отчетами результаты испытуемых относительно быстро улучшались и достигали достаточно стабильного уровня после нескольких десятков проб. При этом для всех объектов и всех испытуемых полученная информация, выявленная методом час­тичных отчетов, оказалась больше той, которая содержалась в полных отчетах. Так, по данным Сперлинга, число букв, воспринятых испыту­емыми при коротких предъявлениях объектов, состоящих из трех строк по четыре буквы в каждой, равнялось в среднем 9,1 (от 8 до 11 букв). В пересчете на единицы информации это составило 40,6 дв. ед. из 53,6 возможных. Следует всегда иметь в виду, что результаты, полученные в опытах с частичными отчетами, представляют собой нижний предел количества тех букв, которые испытуемый может воспроизвести после прекращения экспозиции. Верхний же предел в этих опытах получен быть не может, так как нельзя доказать, что данные условия опыта (количество элементов в стимуле, их пространственная организация, способ разбиения стимула на части) являются оптимальными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: