Оглавление
Введение. 2
Формы и задачи участия прокурора в гражданском процессе. 5
История участия прокуратуры в гражданском процессе. 7
Дискуссии о статусе прокуратуры.. 9
Дело Менчинской. 11
Дело Бацаниной. 13
Заключение. 17
Введение
С момента распада СССР задача повышения уровня правовой и политической культур граждан является важной и весьма злободневной в контексте построения в России правового государства. Довольно часты случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, злоупотребления со стороны должностных лиц. Статья 46 Конституции РФ закрепляет и гарантирует гражданам право на судебную защиту своих прав и свобод в рамках административного, гражданского, конституционного и уголовного судопроизводства. Однако если по определенным уважительным причинам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ, лицо не может само защитить свои права в суде, в него с целью защиты этих прав обращается прокурор. Кроме того, прокурор обращается в суд для отстаивания прав и свобод неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Участие прокурора в гражданском процессе регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 г.[1], Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[2], нормативными правовыми актами, издаваемыми Генеральным прокурором. Определенную роль играют и судебная практика, и постановления высших судов, касающихся этого вопроса.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами многогранно и многоаспектно. Оно ведет свою историю с XIX века. Менялись функции и задачи, полномочия и сама суть роли прокурора в процессе. Институту участия прокурора в гражданском судопроизводстве посвящено немало научных статей и исследований.
|
После распада СССР и в условиях построения в России демократического и правового государства возникла дискуссия о том, какую роль должен играть прокурор в процессе при защите прав и свобод граждан, недопущении нарушения интересов общества и государства. Особенно характерны такие дискуссии были для 90-ых гг. XX века, когда при изменившихся общественных условиях продолжал действовать ГПК РСФСР 1964 г., а новый кодекс гражданского судопроизводства, который отвечал бы правовым реалиям, находился в процессе разработки. Впрочем, споры о месте и назначении прокурора в гражданском процессе продолжаются и в наше время.
Одним из предметов подобных дискуссий является вопрос о том, не нарушает ли участие прокурора в гражданском судопроизводстве принцип процессуального равенства сторон. Ведь прокурор - это представитель государства, что уже говорит о его особой роли в процессе. Именно поэтому часть исследователей и ученых предлагают существенно ограничить или вовсе ликвидировать участие прокурора в гражданском судопроизводстве. По их мнению, это позволит существенно уменьшить вмешательство государства в частноправовые отношения, создаст условия реального процессуального равноправия сторон[3]. Другая часть специалистов полагает, что ограничение участие прокурора в гражданском процессе как минимум преждевременно[4].
Этот же вопрос затрагивался и Европейским судом по правам человека, который рассматривал жалобы граждан, касавшиеся нарушения принципа равенства сторон в процессе (дело «Менчинская против Российской Федерации»[5], а также разбиравшееся дело «Бацанина против Российской Федерации»[6]). Анализ этих дел представляет особый интерес для выявления возможного процессуального дисбаланса в гражданском судопроизводстве при участии в нем прокурора.
|
Все принципы гражданского процессуального права тесно взаимосвязаны, развивают и дополняют друг друга[7]. Нарушение одного из них способно привести к нарушению всей системы принципов гражданского процесса. Это, в свою очередь, ставит под угрозу справедливое, законное и беспристрастное решение судом дел. Поэтому изучение степени влияния участия прокурора в гражданском судопроизводстве на нарушение принципа процессуального равноправия сторон определяет актуальность работы. Целью является выяснение того, действительно ли участие прокурора в гражданском процессе способно нарушить процессуальное равенство сторон на примере рассмотрения и анализа постановлений ЕСПЧ по делу «Менчинская против Российской Федерации» и делу «Бацанина против Российской Федерации». Задачами будут являться: краткий обзор полномочий прокурора в процессе, истории его участия в гражданском судопроизводстве, необходимый для ответа на вопрос, почему прокурор занял свое нынешнее положение в процессе; изучение норм, регулирующих участие прокурора, в ГПК РСФСР 1964 г.; выявление соотношения норм этого кодекса и изменившихся правовых условий в России; определение позиции ЕСПЧ, вытекающее из названных выше постановлений и касающееся участия прокурора в гражданском процессе.
|
Формы и задачи участия прокурора в гражданском процессе
Для понимания роли прокурора в гражданском процессе необходимо рассмотреть формы и задачи его участия в нем. Исторически сложилось так, что прокуратура тесно связана с гражданским судопроизводством и его участие в нем всегда носило ярко выраженный публичный характер, поскольку прокурор является представителем государства[8].
Ст. 45 ГПК определяет две формы участия прокурора в гражданском процессе. Во-первых, он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов определенной категории граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Во-вторых, прокурор вступает в процесс и дает заключение по определенному перечню дел, таких как: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Кроме того, в развитие положений ст. 45 в Информационном письме Генеральной прокуратуры от 27 января 2003 г. N 8-15-2003[9] указывается, что прокурор в гражданском процессе вправе подавать апелляционные, кассационные и надзорные представлений в суды различных инстанций. Следует заметить, что перечень дел, по которым прокурор может обратиться в суд, является закрытым.
Таким образом, задачами прокурора в гражданском процессе являются: 1) Защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; 2) обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов; 3) стремление добиться вынесения судом законного, справедливого и обоснованного решения.
При рассмотрении форм и задач участия прокурора среди исследователей возникают споры о его процессуальном статусе. Большинство ученых придерживается мнения, что прокурор является истцом в процессуальном смысле[10], т.е. он не является участником спорного материального правоотношения, а имеет чисто юридический интерес, направленный на защиту прав субъектов, перечисленных в ст. 45 ГПК. Именно с этим связываются некоторые особенности процессуального положения прокурора. Например, он не имеет права заключать мировое соглашения, не несет обязанности платить судебные пошлины, не связан доводами сторон, и, если прокурор убеждается в необоснованности своих требований, он обязан отказаться от заявления.
Тем не менее, поскольку прокурор фактически представляет государство, а значит его участие имеет ярко выраженный публичный интерес, то его вмешательство в процесс все же может серьезно ослабить позиции противоположной стороны, и поэтому существенно повлиять на основные начала гражданского судопроизводства, и прежде всего на принцип процессуального равноправия сторон, под которым подразумевается установление процессуальным законом равных возможностей сторон на защиту своих прав и интересов[11]. Более того, стремясь защитить чьи-либо нарушенные права, прокурор сам может лишить лицо права на защиту своих прав в суде, и таким образом нарушить частноправовой интерес.
По вопросу соответствия института участия прокурора в гражданском процессе принципу процессуального равенства сторон высказывалось множество мнений. Можно сказать, что такая проблема является уникальной для российской процессуальной науки. Уникальность, в свою очередь, заключается в истории участия прокурора в гражданском процессе.