Технологическая карта мастерской




Класс: 9

Предмет: литература

Тема: «Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Он даром славы не берёт…»)

Цель: обучение целостному восприятию лирики М.Ю.Лермонтова через интеграцию с такими предметами, как музыка, лингвистика; воспитание чувства патриотизма, а также любви к литературе.

Учитель: Алексеева Анастасия Сергеевна

Методы работы: метод ключевых слов, метод сравнений версий.

 

Этап мастерской Деятельность учителя Деятельность учащихся
Индукция Эпиграф к уроку: Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно, Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет… М.Ю.Лермонтов Предлагает послушать «Вальс Свиридова»   Свет.… Как важно для поэта, чтоб его вдохновенный труд был замечен светом! Важно? Почему? Предположите, о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем уроке, какова будет его цель?   Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения.   Самостоятельно выделяют тему, познавательную цель.  
Самоконструкция Какие слова вы подберете, чтобы охарактеризовать поэта? Какие ассоциации возникают? Запишите три на листочке. Подчеркните самое главное и запишите его на большой лист бумаги на вашем столе. Такой образ сформировался у вас на протяжении нескольких лет, когда вы занимались изучением творчества поэта. Может быть, работа в нашей мастерской позволит вам расширить образ М.Ю. Лермонтова в своем сознании, открыть для себя поэта с новой, еще не известной вам стороны… Сегодня нам предстоит работа в мастерской тема, которой «Он даром славы не берет…» Как вы думаете, о ком может идти речь? Почему? Анненков критически подошел к творчеству поэта и писал о нем следующее: – поэт не внимателен к русской истории, отсутствует интерес к ней; – что тема патриотизма в творчестве поэта узкая, в ней … выразил себя, отразил интересы ограниченного круга людей (аристократии); – тема Родины не находит проявления в создании народного характера.   Составляют ассоциативный ряд. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают, что эти утверждения Анненкова адресованы творчеству М.Ю. Лермонтова.    
Социоконструкция Сегодня мы посмотрим на творчество Лермонтова глазами современного молодого поколения. Давайте попробуем выстроить свое собственное мнение «за» или «против» каждого утверждения Анненкова. Материалом для построения знания, согласно выдвинутым утверждениям в нашей работе будут, конечно же, произведения поэта. Работу будем проводить в группах. Вам необходимо ответить на предложенные вопросы, обсудить их с товарищами и выписать пять ключевых слов, которые помогут вам в создании своего утверждения по заданному вопросу. 1 группа: Работа над утверждением о невнимании поэта к русской истории (Стихотворение «Бородино») 1. Находит ли отечественная история отражение в стихотворении поэта? Какое? 2. В чем своеобразие поэзии М.Ю. Лермонтова в данном произведении? 3. Как вы думаете, какую цель ставил поэт при написании данного произведения? 4. Какие чувства вызвало у вас «Бородино? Что вы можете сказать о человеке, написавшем произведение? 2 группа: Работа над утверждением об узкой теме патриотизма в лирике поэта, о его самовыражении. (Стихотворения «Прощай, немытая Россия», «И скучно и грустно») 1. Какой мотив звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»? 2. Интересовали ли поэта вопросы о судьбе личности в обществе? 3.Каково отношение поэта со светским кругом, какие чувства он испытывает? Равнодушен ли к обществу? 4. Какие чувства вызывают у вас стихотворение поэта «И скучно и грустно…»? 3 группа: Работа над утверждением о том, что тема Родины не находит проявления в создании народного характера. (Стихотворение «Родина») 1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной? Какие чувства испытывает? 2. Знаком и близок ли поэту народный характер? Прокомментируйте, как это отражено в произведении? 3. Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения? 4. Сам поэт писал о себе: «Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой». Чувствуется ли русская душа в лирике поэта? В чем?  
Социализация Участвует в диалоге Диалог, представление материала, обмен мнениями по совместной работе, вывешивание ключевых слов на доску.  
Разрыв     Анненков обвинял Лермонтова в отсутствии патриотизма. Оказывается, не все смогли увидеть в поэте патриота своей Родины. Опровергают утверждения Анненкова и подтверждают обратное, поработав с произведениями М.Ю. Лермонтова.  
Афиширование Сейчас мне очень хочется, чтобы вы усилиями группы в 4-5 предложениях сформулировали мысль, согласно выдвинутому утверждению, используя при этом выделенные вами ключевые слова. Участвует в обсуждении, корректирует ответы учащихся.     Зачитывают свои творческие работы.    
Рефлексия Вопросы: Какие чувства вы испытали сегодня в мастерской? Можете ли вы назвать М.Ю.Лермонтова поэтом – патриотом? Как вы думаете, какое место должна занимать тема патриотизма в лирике поэта? Что для вас значит патриотизм? Есть ли необходимость воспитания подрастающего поколения на произведениях Лермонтова, почему? Сегодня вы душой творили, За это Вас благодарю. В мир Лермонтова дверь открыли, Обогатили жизнь свою. Я буду рада, если кто-то С поэзией продолжит путь, И важно, если мастерская Смогла Вам сердце всколыхнуть! Друзья, поэзию любите – В ней мудрость, жизнь и красота! Ей смело сердце отворите – Ей неподвластна пустота! Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями от проделанной работы.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: