1. Характеристика и применение современной ККТ
2. Правила эксплуатации ККТ
3. Порядок работы на ККМ
Вопрос 1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов.
Контрольно-кассовая техника - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
· наименование документа;
· порядковый номер документа, дату его выдачи;
· наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
· идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
· наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
· сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
· должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
· продажи газет и журналов;
· продажи ценных бумаг;
· продажи лотерейных билетов;
· продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
· торговли на рынках, ярмарках и др.;
· разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
· продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте;
· торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
· торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
· приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома и т.д.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
На выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующие реквизиты:
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер ККМ;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки;
- стоимость покупки;
- признак фискального режима.
Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленном месте.
Вопрос 2. В организациях допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной памяти, которые:
ü Соответствуют техническим требованиям к ККМ;
ü Допущены к использованию в соответствии с классификатором ККМ;
ü Имеют в определенных случаях прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ;
ü Оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»;
ü Находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания ККМ;
ü Зарегистрированы в налоговых органах.
Неисправной считается ККМ, которая:
ü Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке обязательные реквизиты;
ü Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями;
ü Не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
ü Не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
ü Применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию на конкретной модели ККМ.
В правилах эксплуатации ККМ могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применятся.
Техническое обслуживание и ремонт ККМ должны производится организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и поставленными на учет в налоговых органах.
Регистрация ККТ
Организации и ИП, применяющие ККТ, обязаны осуществить ее регистрацию в налоговых органах по месту учета организации или ИП в качестве налогоплательщика.
Предварительно, при заключении соответствующего договора, кассовые аппараты ставятся на учет в Центре технического обслуживания (ЦТО), на сервисное обслуживание и ремонт.
Работниками ЦТО заполняется технический паспорт ККТ, проверяется исправность, устанавливаются средства визуального контроля и т.д.
Без заключения договора на техническую поддержку с ЦТО ни эксплуатация, ни регистрация аппарата в налоговых органах невозможна.
Для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган заявление о регистрации ККТ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. К заявлению прилагаются паспорт ККТ, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (ЦТО).
Налоговый орган непозднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ.
Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагается паспорт ККТ и карточка регистрации.
О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.
О снятии с регистрации ККТ также делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.
Документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использование контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, должны хранится в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования.
Карточка регистрации контрольно-кассовых машин хранится в организации по месту их установки в течение всего срока ее эксплуатации. Предъявляется карточка регистрации по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККМ. При снятии машины с учета карточка регистрации возвращается налоговому органу.
В налоговом органе карточка регистрации ККТ хранится в течение 3 лет после снятия ее с учета.
Вопрос 3. На всех ККМ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой ККМ ведется Книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.
ККТ предназначена для автоматизации учета, контроля и первичной обработки информации кассовых операций и регистрация ее на бумажном носителе.
Печатающее устройство любой ККТ переключается на чековый и отчетный режим работы.
Для продавцов, пользователей ККТ первичными документами являются фискальные отчеты.
Существует 2 основных отчета:
- Х-отчет
- Z-отчет.
При работе на ККМ оформляются следующие документы:
1. Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма № КМ-1)
Применяется при вводе в эксплуатацию новой ККМ и при инвентаризации в организациях для оформления перевода показаний суммирующих денежных счетчиков и регистрация контрольных (отчета фискальной памяти) до и после из перевода на нули. Акт оформляется в 2 экземплярах членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора). Акт отражает показания контрольных счетчиков, регистрирующих количество переводов показаний суммирующих счетчиков на нули, главного суммирующего счетчика.
2. Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2)
Применяется для оформления снятия показаний при ремонте ККМ специалистом ЦТО ККМ или при передаче для работы в другую организацию.
3. Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) (форма № КМ-3)
Применяется в организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками (чеки надрываются или на них ставится соответствующий штамп), наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организации и хранится в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателям чекам уменьшается выручка кассы, и эти сведения заносятся в журнал кассира-операциониста
4. Журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4)
Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой ККМ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показания счетчиков. Все записи ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации и печатью.
5. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных счетчиков и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма № КМ-5)
Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККТ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег по каждой ККМ.
6. Справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6)
Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (смену).
7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма № КМ-7)
Применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.
8. Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8)
Применяется в организациях в следующих случаях:
- при невозможности устранения неисправностей силами кассира администрации вызывает специалиста ЦТО ККМ (механика, программиста);
- проведения специалистом ЦТО плановых технических осмотров, включающих проверку состояния механизмов электронных и программных частей ККМ, устранения мелких неисправностей.
9. Акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9)
Применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации, ИП. Результаты проверки оформляются представителями контролирующей организации и лицом, ответственным за сохранность денежных средств, и доводятся до сведения руководителя проверяемой организации.
Порядок оформления возврата денег по неиспользованным кассовым чекам
Возврат денег в день покупки
Если возврат денег покупателю происходит в тот же день, что и покупка товара (до закрытия смены и снятия Z-отчета), то он производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе, и только при наличии на чеке подписи директора или его заместителя. При этом на сумму возврата в одном экземпляре оформляется акт о возврате товара по форме № КМ-3.
Данный акт составляется на основании чеков, возвращенных покупателям, либо на основании ошибочно пробитых чеков. Погашенные чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом по форме № КМ-3 и сдаются в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возмещенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциниста, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
Прием товара от покупателя оформляется накладной.
Возврат денег не в день покупки
При возврате потребителем товара ненадлежащего качества отсутствие у него кассового чека не является отказом для удовлетворения его требований. Фактом, удостоверяющим покупку, могут быть и другие документы, например, товарный чек, гарантийный талон и т.п. Также фактом, подтверждающим покупку, может служить контрольная лента (хранится не менее 5 лет).
Возврат денег в данном случае осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием ФИО и только при предъявлении паспорта или документа его заменяющего. Для возврата денег покупателю из главной кассы предприятия составляется РКО.