Задания для самостоятельной работы студентов




 

№ темы Всего часов Вопросы для самостоятельного изучения (задания) Литература
       
    Тема 1. Классификация психодиагностических методов Задания для самостоятельной проверки знаний:
  1. Чем объясняется наличие определенных критериев и оснований для классификации методов психодиагностики?
2. В чем отличие формализованных методик от малоформализованных? 3. Назовите методики, относящиеся к группе формализованных и к группе малоформализованных средств диагностики. 4. Чем отличается научное наблюдение от обычного житейского?
  1. Что общего в процедурах стандартизированного наблюдения и контент-анализа документов (продуктов деятельности)?
  2. Можно ли считать психологическую беседу разновидностью включенного наблюдения и до какой степени?
  3. В чем заключается диагностический потенциал активного обучающего эксперимента?
8. Что такое операциональная классификация методик, какие основания в нее заложены? Какими бывают методики по операциональному статусу?  
1-3, 11,12,16-18
    Тема 2. Психодиагностические задачи и психодиагностический процесс Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. В чем разница между «обследованием» и «исследованием»? 2. Как должны приобретаться диагностические методики? 3. В чем выражается системный характер психологического диагноза? 4. Почему существует требование ограничения распространения методик? 5. Как обеспечивается право клиента на тайну личности? 6. Какие проблемы возникают при диагностировании детей? 7. Каковы правила сообщения диагностических результатов? 8. Как обеспечивается достоверность тестовых данных в ситуации клиента и в ситуации экспертизы? 1-3,11,12
    Тема 3. Контент-анализ как аналитический метод в психодиагностике 1. Понятие контент-анализа. 2. Содержание основных этапов и процедур контент-анализа. 3. Основные математические расчеты в контент-анализе и коэффициенты. 4. В чем специфика метода контент-анализа как диагностической процедуры? 5. В чем достоинства и недостатки метода контент-анализа? 6. В чем различие «категорий анализа» и «единиц анализа»? 7.Перечислите основные этапы контент-анализа и укажите основные задачи каждого этапа. 1-3,4
    Тема 4. Психодиагностика умственных способностей (интеллекта). Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Дайте наиболее употребимые определения интеллекта, раскройте их ограниченность. 2. Как соотносятся между собой интеллект и интеллектуальные способности в разных теоретических концепциях? 3. Что нового внес Г. Айзенк в развитие концепции общих способностей по сравнению с Ч. Спирменом? 4. Как различаются связанный и свободный интеллект по Дж. Кэттеллу? 5. Чем иерархические модели интеллекта отличаются от одноуровневых многофакторных моделей? 6. Как различаются интеллект и умственное развитие по К. М. Гуревичу? 7. Каковы теоретические и фактические данные, подтверждающие тезис о «нормативности» интеллектуального и личностного развития? 8. Что диагностируют с помощью интеллектуальных тестов? 9. Каковы цели использования невербальных тестов интеллекта? 10. Перечислите специфические особенности шкал Векслера. 11. Опишите назначение и устройство теста Равена. 12. Как влияют межкультурные различия на результаты интеллектуальных тестов? 13. В чем принципиальные отличия тестов, ориентированных на социально-психологический норматив, от традиционных тестов интеллекта? 14. На каких теоретико-методических принципах основан комплекс методик, разработанных Венгером? 15. Какие психолого-педагогические коррекционные мероприятия могут быть рекомендованы по результатам тестирования умственного развития учащихся? Практические задания: Провести методики диагностики умственных способностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø Тест интеллекта Айзенка Ø Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла 1-3,12,15, 16-18
    Тема 5. Психодиагностика личности Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Дайте поведенческое определение «черты личности» 2. Назовите «Большую пятерку» характерологических факторов личности. 3. В чем сходство Большой пятерки факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу? 4. В чем разница между глобальными и локальными факторами характера? 5. Что такое «экономичная оптимальность» как свойство факторной системы, образующей профиль индивидуальности? 6. Назовите основные виды личностных опросников. 7. В чем главные недостатки личностных опросников? 8. Чем отличаются объективные тесты от тест-опросников? 9. Чем опросники отдельных черт отличаются от типологических опросников? Практические задания: Провести методики диагностики характерологических и личностных особенностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова) Ø рисуночный тест Вартегга. Ø тест MMPI (в модификации СМИЛ Л.Собчик) Ø Методика "жизненное предназначение" (О.И.Мотков) Ø Методика"Психологическая культура личности» (О.И.Мотков) Ø Методика «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка) 1-3,5.8.10, 16-18
    Тема 6. Психодиагностика мотивационной сферы личности. Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Чем различаются стилевые и мотивационные черты? 2. Чем обусловливается возможное несовпадение потребности и мотива поведения? 3. Как складываются интересы, в чем их отличие от мотивов? 4. Чем склонности отличаются от интересов? 5. Как использовать проективную методику ТАТ для диагностики мотивации? Практические задания: Провести методики диагностики умственных способностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана Ø Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной Ø Мотивационный личностный опросник — МЛО (Кулагин Б.В.) Ø Методика "Базовые стремления" О.И. Мотков   1-3,5.8.10,16-18
    Тема 7. Психодиагностика самосознания Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Охарактеризуйте опросники диагностики самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. 2. Чем тест личностных конструктов отличается от семантического дифференциала? 3. Как методика ранжирования качеств может быть применена для измерения самооценки? 4. Почему методика парных сравнений может считаться более надежной процедурой измерения предпочтений, чем методика ранжирования? 5. Как можно применить методику сортировки для диагностики самосознания? 6. Чем методики шкалирования отличаются от тест-опросников и проективных методик в диагностике самосознания? 7. Как и где можно использовать методику «семантический дифференциал»? Практические задания: Используя перечисленные ниже методики определить особенности самоотношения личности у испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) Ø методика Q-сортировка В.Стефенсона Ø семантический дифференциал Ч.Осгуда Ø Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Федотовой Е.О. 1-3,11,15-18
    Тема 8. Психодиагностика межличностных отношений Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания? 2. Чем неформальная структура отношений в коллективе отличается от формальной? 3. Что такое социально-психологический статус и как его измерить? 4. Опишите социометрическую методику и приведите пример социометрических критериев. 5. Чем отличаются группа-коллектив и группа-корпорация? Как это продиагностировать? Практические задания: Используя перечисленные ниже методики определить межличностные отношения и уровень развития личностных качеств, влияющих на межличностное взаимодействие у испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО). Ø Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Ø Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Ø Методика диагностики типа поведенческой активности Ø Л.И Вассермана и Н.В. Гуменюка Ø Стратегии поведения в конфликтной ситуации (А. Казанцев, В. Подлесных, Л. Серова) Ø Методика «Групповые роли» (Р.Белбин) 1-3,11.12, 16-18
    Тема 9. Патопсихологическая диагностика Практические задания: Используя перечисленные ниже методики осуществить диагностики психических состояний испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Торонтская шкала алекситимии Ø Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. "Опросник невротических расстройств" (ОНР) Ø Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой Ø Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич) Ø Методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Разработан Дж. Олдхэмом и Л. Моррисом.   1-3, 5,6,9,16, 17
    Тема 10. Диагностика детей и подростков Практические задания: Используя перечисленные ниже методики осуществить диагностику личностных качеств и состояний детей и подростков. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø тест «нарисуй человека» Гудинаф-Харриса для детей и подростков Ø эгоцентрических ассоциаций тест Ø вербальный тест творческого мышления «необычное использование» (К.А. Хеллер и сотр.). Ø МПДО Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (Ю. А. Парфенов) Ø Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) Ø методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Ø Оценка отношений подростка с классом Е.И.Бруннер Ø Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) Ø Определние уровня личностной тревожности (А.М. Прихожан) Ø Диагностика агрессии у подростков и старшеклассников (опросник Басса-Дарки) Ø Методика Вартега «Круги» Ø Методика «Несуществующее животное» Ø Опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского) Ø Активизирующий опросник «За и против» Пряжникова Ø Методика Рене-Жиля   1-3,6.7,11,16.17
    Тема 11. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений Задания для самостоятельной проверки знаний: 1. Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания? 2. Чем неформальная структура отношений в коллективе отличается от формальной? 3. Что такое социально-психологический статус и как его измерить? 4. Опишите социометрическую методику и приведите пример социометрических критериев. 5. Чем отличаются группа-коллектив и группа-корпорация? Как это продиагностировать?   Практические задания: Используя перечисленные ниже методики определить степень благоприятности супружеских и детско-родительских отношений испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Ø Методика "Рисунка семьи" (оценка внутрисемейных отношений по рисунку) (В. Вулф) Ø Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман Ø Методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл; адапт. Т.В. Нещерет). Ø Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) А.Н. Волковой Ø Семейный тест отношений (СТО) Ø Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко Ø Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиан, X. Дайденбах Ø Методика "Значимые события жизненного пути семьи" (Е.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) Ø Методика измерения психологической дистанции (Е.И.Медведская, модификация Т.А.Заеко) Ø Опросник «Семейные роли» (модификация А.В.Черников) Ø Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) Ø Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» (А.Кроник, Е.Кроник, модификация Т.А.Заеко) Ø Шкала любви и симпатии (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозмана и Ю.Е.Алешиной) Ø Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н.Волкова, модификация В.И.Слепкова)   1-3,7,11,14,15,16.17
    Тема 12. Психологическое заключение. Постановка психологического диагноза. Психологические рекомендации. По итогам изучения учебной дисциплины "Практикум по психодиагностике" студенты должны выполнить следующую самостоятельную работу: А) собрать диагностический материал по двум «генеральным» испытуемым (1- взрослый, 2- ребёнок) и написать диагностическое заключение. В отчёте должны быть представлены результаты диагностики по всем методикам, которые изучались на практических занятиях и которые выполнялись в рамках самостоятельной работы. б) Кроме психодиагностических данных, для контекстного понимания жизненной ситуации необходимо собрать и использовать биографические данные обследуемого, его анамнез. в) на последнем этапе работы составляется психологический диагноз или диагностическое заключение, то есть развернутое описание психологического статуса обследуемого человека. Это заключение рекомендуется структурировать в соответствии с подструктурами личности, то есть описать психодинамические особенности, способности, индивидуально-стилевые особенности, особенности Я-концепции и мотивационно-потребностные. Психологический диагноз должен содержать элементы прогнозирования состояния и развития обследуемого. В наиболее полном варианте могут быть сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи. 1-3, 11,12


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: