Выбрав шесть песен Высоцкого на военные темы, попробуем понять зачем, ради чего они были созданы.




Мотивация В. Высоцкого для создания песен о войне

Песни Владимира Высоцкого о войне часто звучат в передачах о Великой Отечественной. Некоторые из них даже так же часты на слуху, как знаменитая песня «День Победы» композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова, без которой не обходится ни один праздник 9 мая в России. Взявшись размышлять о песнях Высоцкого на тему войны, прицельно переслушав множество его песен, невольно выделяешь, как самые популярные, эти две: «На братских могилах», «Он не вернулся из боя». Однако среди множества других военных песен есть и другие популярные, при звучании которых возникает желание и возможность их подпевать. Настолько они известны в нашей стране.

Конечно, имя Владимира Высоцкого прочно связано с зарождением и популярностью нового течения авторской песни в 1960-е годы советского времени. Однако фигура Высоцкого и тот эмоциональный и умственный опыт, который мы извлекаем из его песен, не совпадают с наследием советской и послесоветской авторской песни. И дело не только в том, что узнаваема скандальная сторона его социальной жизни, и так схожая с ней необычайно напористая энергичная неэстрадно-академическая манера исполнения песен – криком, хрипом, набухшими венами горла. И не в том, что его биография давала шанс для роста популярности через приложение его творческих сил как артиста в театре и – главное - в кино.

Возможно, разгадка в том, для него авторские песни широко охватили образы героев и событий Великой Отечественной войны, как никто кроме него не сделал, и эти военные песни как бы реализовали народную память о войне, её неугасший горестный нерв и героический жертвенный романтизм. А это порой позволяет продвинуться в понимании итогов войны глубже, чем это могут сделать наука история и другие виды искусства.

Для Высоцкого военные песни стали постоянным фактом его проявления, когда почти во все концерты он включал одну-две песни на эту тему. И это позволяло ему давлением личного эмоционального отклика отвечать на давление народной памяти о войне. По нашему старшему поколению мы знаем, что проходило красной нитью в оценке существующего социально-политического времени: «только бы не было войны». Столь глубоким и трагическим был след войны во всех сферах жизни страны, что Высоцкий – в отличие от других авторов песен - своим откликом смог выразить неотъемлемую тему народной памяти.

Современную молодёжь может удивить факт широкого внимания учёных-исследователей к авторской песне Высоцкого. Существуют не только бесчисленные статьи, но капитальные монографические исследования о творчестве Высоцкого и более полусотни диссертаций разных авторов Всероссийского института искусствознания и филологических кафедр разных вузов[1]

А по поводу военных песен Высоцкого одна из авторов диссертации, предваряя наши собственные выводы после слушания и обсуждения песен Высоцкого на темы войны, сделала такое заключение: «Основополагающей у Высоцкого следует признать военную тему, сформировавшую не только содержание, но также форму и пафос его поэтических произведений. Состояние «без-покойства» сделало его обострённой совестью общественного сознания, в полном смысле «народным» писателем страны, теряющей свои духовные ориентиры. Поэт говорил о том наиболее существенном и значительном, о чём в его время особенно требовалось рассказать».[2]

Сейчас, когда думаешь о Высоцком, он встает как легенда. Хотя в течение более чем тридцати лет собраны и многократно опубликованы конкретные факты его жизни.

И у каждой его песни о войне есть своя фактологическая история. Это помогает нам понять мотивы Высоцкого для создания военных песен. Но кроме этого вдумчивое прочтение – прослушивание - этих песен открывают нам эти мотивы.

Выбрав шесть песен Высоцкого на военные темы, попробуем понять зачем, ради чего они были созданы.

Остановившись на внимательном слушании военных песен Высоцкого, мы уже знали из исследовательской литературы, что Высоцкий ввел в свою поэзию большое множество «ролевых героев», как это называет высоцковедение.

Он исполняет песни от имени людей не только разных профессий, но разного возраста, разных исторических эпох, разных социальных слоёв. Он ввёл в песни человека московского дворика с фронтовым прошлым, разных персонажей с уголовным прошлым, Высоцкий пел от имени спортсменов, лётчиков, моряков, фронтовиков, в том числе от имени погибших фронтовиков, строителей, альпинистов, шоферов, спортсменов, пиратов, героев сказок, психов и алкоголиков, даже от имени зверей и самолетов.

Ни у кого из других мастеров авторской песни не было такого многообразия ролевых героев. И во всех случаях у слушателей складывалось впечатление, что они слышат натуральный монолог или диалог этого конкретного героя – танкиста или зэка, профессора или пьянчужки.

Песня от имени лирического героя, современника 1960-х - «Братские могилы» (Настя Соколова, 19 лет)

Приблизительно песня Владимира Высоцкого "Братские могилы" датируется июнем 1963 года. Многим из нас эти стихи знакомы в наши дни. А появились они благодаря песне из кинофильма "Я родом из детства" в 1966 г. Существуют разные мнения, для чего была создана песня. Вроде бы вначале песня была написана не для фильма, а для спектакля в Театре на Таганке "Павшие и живые". Но в спектакль она так и не вошла. А фильм прославился своей песней. Современники фильма пишут, что к тому же случилось редкое для тех времён событие: песня "Братские могилы" была записана в авторском исполнении в сопровождении инструментального ансамбля "Тоника".

В фильме мы слышим песню в исполнении самого Владимира Высоцкого, в то время ещё никому неизвестного молодого артиста, а также - в исполнении знаменитого на весь Советский Союз Марка Бернеса. Высоцкий сам просил Бернеса записать эту песню для фильма, Бернес придал ей в своём исполнении больше мягкости, напевности. Кадры фильма, когда вдовы, дети и матери несут цветы на братские могилы у крепостной стены, стали пронзительным местом фильма под задушевное звучание этой песни.

Я впервые услышала эту песню в записи Высоцкого. Моё первое знакомство с этой песней произошло достаточно рано – мне было около 6 лет. Тогда, в те далёкие дни, я не могла понять песню, продумать её с точки зрения содержания. Я могла её лишь прочувствовать. Она была для меня надрывной и невероятно серьёзной. Слова "могилы", "заплаканные вдовы" ясно давали понять: речь о смерти. Размышления о смысле, заключенном в строках этой песни дались мне гораздо позже.

На мой взгляд, в этой песне заключается необъятная, немыслимая и неизмеримая скорбь. Человеческая жестокость, влекущая за собой смерть и разрушения - жуткое явление. Смерть одного человека - это страшно. Скорбь, которую вызывает гибель сотен, тысяч, миллионов людей не может быть определена никакими словами. Никакими слезами не могут быть оплаканы многочисленные жертвы войны. Остаётся только молчать, помнить, переживать и думать.

Каждое место битвы, каждый клочок земли, на котором когда-то шли бои против оккупации фашистов, - братская могила для кого-то. Несметное количество жизней, оборванных против природы, против человечности, против здравого смысла в угоду корысти захватчиков. Все те, кто сложили головы там, в далёких 1941-1945 годах, стали одним целым. «Здесь нет ни одной персональной судьбы —/ Все судьбы в единую слиты». Не только скорбь о героях-защитниках в братских могилах, но мысль про дело их, их подвиг и самоотверженность становятся одним большим криком, напоминанием о недопустимости войны, безжалостной и кровопролитной. Осознание масштабов того ужаса, который выражается в последствиях войны, настолько пугающи для человеческого сознания, что понять и принять их могут только поистине сильные духом люди: «У братских могил нет заплаканных вдов,/ Сюда ходят люди покрепче…»

Для многих слово "война" является абстрактным существительным. Это слово, имеющее устойчивые ассоциации с лишениями и смертью. Любые попытки представить в деталях войну, смертельно раненных бойцов, пылающий вместе с экипажем танк, минное поле, бои в условиях города, блокаду Ленинграда приводят в ужас. Метафорически в песне об этом лаконично, одной строкой: «Здесь раньше — вставала земля на дыбы». Чем короче, тем страшнее.

В вечном огне, пылающем над гранитными плитами, под которыми покоятся десятки, сотни, тысячи безымянных порою солдат, будто бы вспыхивают отблески уничтоженных деревень, боевых машин, разрушенных городов, искалеченных судеб, и нам так понятна метафора: «А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,/ Горящие русские хаты,/ Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,/ Горящее сердце солдата».

Эта песня о том, что мы не должны забывать никогда. В этом году я заканчиваю педагогический колледж по специальности учитель начальных классов. Познакомлю ли я своих учеников с этой песней? Обязательно. Когда речь заходит о детях младшего школьного возраста, у меня невольно в голове возникает вопрос: нужно ли им знать об ужасах, которые выпали на долю наших дедушек и бабушек? Разве не для того выдирали победу из лап врага, чтобы будущие поколения могли гордиться самоотверженностью предшественников? Гордиться можно только тем, чему знаешь дорогую цену.

Все, наверное, замечали, что дети уже в 3-4 года очень заинтересованно реагируют на разделение героев на добрых и злых – в сказках, фильмах, балетах, мифах. Дети могут даже приговаривать, сжимая ваши руки «я боюсь», когда медведь входит в избушку с Машенькой или когда Прокруст предлагает Тезею прилечь на его проклятое ложе. Боится ребёнок, страдает – и очень хочет разрешения конфликта! Он ждёт победы добра! Показать, что в Великой Отечественной войне победило добро, мы можем только через напряжение и страх перед злом – «… горящие русские хаты… горящее сердце солдата».

Конечно, благодаря самоотверженности предков мы можем больше не бояться рабства, не бояться - как выжить. Мы можем свободно жить. Но мы должны, мы обязаны помнить. Помнить и чтить - священный долг каждого. А рассказать о войне, не рассказывая о всех её трагических подробностях, просто невозможно. Иначе "война" в умах юных воспитанников останется абстракцией, не заключающей в себе никакого смысла. И уж тем более - не вызывающей личного отклика. Мне кажется, что песня Высоцкого без лишних деталей поэтически собирательно передаёт боль от зла войны.

На братских могилах нет крестов, привычных атрибутов горестных мрачных кладбищ. «Но разве от этого легче?»

Высоцкий играл в фильме «Я родом из детства» роль танкиста, который вернулся с фронта домой после ранения, «как жив остался?». А сосед по их дружной коммунальной квартире, отец двоих детей, не вернулся, погиб, прямо в самом конце войны, весной. И где он похоронен, увидит ли его жена когда? Горе женщины переживает и герой Высоцкого, потерявший на фронте многих. Проживание роли в фильме и эта песня о братских могилах – целостно.

Высоцкий жил советской эпохой, переживал её исторические вехи, горевал в песнях над тем же, что составляло народное горе, восхищался тем, что составляло народные нравственные идеалы. Он искренне выражал в песнях свои реальные чувства, потому и был любим массами. Один из исследователей сказал обобщённо о творчестве Высоцкого: «олицетворённая совесть народа».

Мне кажется, что вхождение Высоцкого в историю своих произведений о войне с этой песней – это блестящее выражение народной памяти о войне. Высоцкий родился в 1938 году, в начале войны ему было 4 года. В конце войны – 7 лет. Отец и дядя ушли на фронт, мать с Володей эвакуировалась из Москвы. События фильма «Я родом из детства» рассказывают о переживаниях и действиях мальчиков в тылу в военные дня весны 1945 года накануне нашей победы. И это созвучно каким-то пассивным воспоминаниям, ощущениям Высоцкого о войне.

К тому же, в начале-середине 1960-х годов о войне помнили все – воевавшие (им было по 40-50 лет), их жёны, их выросшие 25-тилетние дети. Понятие народной памяти – метафизично. Но иногда понять его можно по совершенно конкретным фактам. Моя учительница, родившаяся спустя 15 лет после войны, в детстве видела кошмарные сны, будто за нею гонятся фашисты с немецкими овчарками на поводке, а маленькая мама в ночной рубашке пытается от них взлететь над пустым полем, иначе её настигнут и застрелят. Шли 1960-е годы. И в это время Высоцкий передаёт своё такое же психически яркое отношение к войне – личное отношение. Фильм «Я родом из детства» начинается закадровым текстом: «Детство у ребят моего поколения было разное и удивительно похожее. Ведь у каждого из нас в детстве была война. Мы, как смогли, как сумели, как нам довелось, разделили испытания, выпавшие на долю наших матерей, отцов, на долю моего народа». Эту долю моего народа выразил в песнях со всем открытым сердцем искренний открытый характер Высоцкого.

Я слышала от людей поколения моих родителей, что они до сих пор испытывают тревожные ощущения, услышав немецкую «лающую» обрывистую речь.

Народная память о войне включала в себя и личную взволнованную память Высоцкого о войне.

 

Песня погибшего пехотинца - «Песня о звёздах» - «Мне этот бой не забыть нипочем» (Соколова Ирина, 19 лет)

Песня была написана для кинофильма «Я родом из детства» (1965-66), куда вошли ещё несколько других песен о войне Высоцкого. В этом фильме сам Высоцкий поёт большую часть строф этой песни, прерывая её исполнение разговором.

Одно из ранних концертных исполнений песни состоялось в 1967 году, на концерте в клубе авторской песни «Восток », в Ленинграде. Потом Песня вошла в состав пластинки «Неизданные песни русских бардов. The unpublished songs of russian bards», вышедшую в 1975 году в Израиле. В состав посмертных пластинок В.Высоцкого эта песня была включена несколько раз: двойной альбом военных песен «Сыновья уходят в бой» (1986); «Сентиментальный боксёр » (I диск серии «На концертах В.Высоцкого»; октябрь 1987); «Москва-Одесса » (3-й диск серии «На концертах В.Высоцкого»; октябрь 1987).

В последнее десятилетие песню исполняет Группа «Любэ» с солистом Н.Расторгуевым - в 2003, 2009, 2010, 2012 гг.

Поэтический образ песни – несбывшееся загадывание желаний под летний звездопад и несколько значений слова «звезда» во время войны. И Высоцкий поёт песню от имени уже погибшего солдата, который вспоминает обстоятельства своей гибели. Реальное небесное явление в песне оказывается связанным с судьбой погибшего солдата. Когда Земля проходит через метеорный поток Персеиды – небо украшается настоящим звездным дождём: «…. и я загадал/ Выйти живым из боя». Так «свою жизнь я поспешно связал/ С глупой звездою», - желание не исполнилось: в этом бою солдату не везет, и он погибает. «С неба свалилась шальная звезда / Прямо под сердце». Ассоциация шальной пули среди прекрасных небесных звёзд - пронзительна.

В четвертом куплете звезда – лейтенантская. Если б солдатам удалось взять высоту, старшин повысили бы в звании: «Нам говорили: "Нужна высота!"/ И "Не жалеть патроны!"/ Вон покатилась вторая звезда/ Вам на погоны»

Возможно, в этих строках даже кроется конфронтационный скепсис погибшего рядового к армейской иерархии: головы кладут за высоту рядовые, а почитают звёздами на погонах командиров. Но, может, в этих строках заключено непафосное подтверждение победы: высота взята.

Дальше Высоцкий пишет, что если бы герой сумел выжить, ему было бы суждено ходить с «жёлтой Звездою». Употребляется слово уже с большой буквы, так как это является отличительным знаком героизма – Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза: «Если б не насмерть, ходил бы тогда/ С жёлтой Звездою». Фронтовики, говорят, что Золотую Звезду героя называли жёлтой, пригашая пафос.

В последнем куплете герой размышляет, как отдал бы эту Звезду сыну на память, но этого уже не случится, потому что он уже убит насмерть: «Я бы Звезду эту сыну отдал/ Просто – на память/ В небе висит, пропадает звезда/ Некуда падать». Это короткое «некуда падать» ведёт к горькой догадке: при попытке взять высоту погибли все, на поле боя в живых никого не осталось и загадывать желания некому. Этими строчками автор зацикливает произведение, возвращаясь к тем самым небесным звездам в Персеидах, с которых начиналась история.

Песня до нашей групповой работы была мне незнакома. Совершенно точно ее можно назвать одной из самых лирических песен о войне. В отличии от очень многих, которые я знаю, люблю и узнаю, эта песня имеет сюжет, рассказанную историю, она написана как баллада. Я с удовольствием порекомендовала бы выучить ее ребятам, прочувствовать и обратиться к прекрасному военному фильму, для которого она была написана.

В моем окружении многие из молодёжи знают и любят военные песни. Потому что мы занимаемся поисковыми работами пропавших без вести участников боевых действий на линии обороны блокадного Ленинграда. Занимаясь поиском солдат, раскопками военного периода, анализом баз данных, мы знаем и любим военную лирику. На вахтах Памяти и в экспедициях мы, сидя у костра, поем под гитару. И песни Высоцкого бывают в нашем репертуаре. Но я с уверенностью могу сказать, что для моего поколения и поколения ещё более младшего возраста творчество Владимира Высоцкого – и даже его песни о войне - малоизвестно. Наши родители и бабушки-дедушки его помнят и очень трепетно, с любовью и уважением относятся к нему.

В песнях Высоцкого проявляется его личное исключительное качество — умение убедительно вживаться в чужую роль, в обстоятельства военных лет.

На своих концертах В.Высоцкий говорил, что некоторые слушатели считают его бывшим фронтовиком и удивляются, сколько же ему лет, что успел повоевать и так точно передаёт обстоятельства войны. «Я пишу песни от имени людей различных, – говорит В. Высоцкий. – Думаю, что стал это делать из-за того, что я актер. Ведь когда пишу – я играю эти песни. Пишу от имени человека, как будто я его давно знаю, кто бы он ни был...»[3] Это одна цитата о вживании в роли песенных героев. Но есть высказывание Высоцкого на концерте, ещё более приближающее нас к мотивам написания песен о войне.

Июнь 1980 г.: «Но всё равно не обманывайтесь. Песни эти современные, написанные для людей, большинство из которых тоже знают о войне только по рассказам, по фильмам, по книгам, вот. Но они всё равно обязательно имеют современную подоплёку. Те же самые проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас. Вот, это естественно. Это проблема надёжности, дружбы, чувства локтя, проблема преданности и так далее. Просто, на том материале мне казалось, что это можно делать намного ярче». События войны – экстремальные, напрягающие человека сверх сил, и тогда все обстоятельства его судьбы становятся наиболее яркими, решения, выбор, поступки проверяются на войне стремительнее и вернее всего.

Мне кажется, что в будущем наиболее ценными из творчества Высоцкого будут именно военные песни. Я знаю и другие песни Высоцкого, написанные от имени иных ролевых героев - альпинистов, шофёров, спортсменов - и почти все они поднимают универсальные темы человеческого взаимодействия. Они о дружбе, о предательстве, о преданности и смелости, о глупости и лжи. Но самого крайнего напряжения среди вопросов человеческого бытия остаются вопросы о жизни и смерти – ради чего жить, ради чего умирать. И чаще всего эти вопросы заложены в песнях о войне.

Сейчас многие могут встретить тексты Высоцкого именно в виде стихотворения, написанного на какой-то праздник в посте в социальных сетях. Лично мне Высоцкий в первую очередь дорог как поэт, а звучащих песен его я слышала мало.

Тяжелые военные годы не обошли стороной ни одну семью, и многие до сих пор несут тяжесть памяти от потери близких. Песни о войне, про войну, с войны – должны быть особо ценны каждому новому поколению. Необходимо знать и беречь творчество, которое очень достоверно, точно, без прикрас ведает нам о событиях прошлого. Именно так надо воспринимать творчество Высоцкого. Он исключительно точно передавал атмосферу военных событий через слово, за что его очень многие любят.


Песня от имени умирающего партизана «А сыновья уходят в бой» (Арина Прокопец, 14 лет)

И вот песня, в которой вопросы бытия – о смысле жизни и смерти – доходят до великого обобщения, что любая смерть в круговороте сущего – это начало иной жизни: «Разрывы глушили биенье сердец, / Мое же - мне громко стучало, / Что все же конец мой - еще не конец: / Конец - это чье-то начало». И здесь выражена уверенность в народном бессмертии перед лицом врага: «Я ухожу – придёт другой».

Эта песня тоже была написана для кинофильма. Кинофильм 1966 года «Сыновья уходят в бой» снимали в Белоруссии. Высоцкий по рассказам соратников написал её стремительно, на съёмках за одну ночь с другими двумя песнями. Вот так эмоционально был захвачен сюжетом фильма, обстановкой съёмок о войне.

В этой песне смерть передана горькими метафорами «Я падаю, грудью хватая свинец», «Сейчас глаза мои сомкнутся,/ Я крепко обнимусь с землей». И очень нервно, с повторами – «Мы не успели, не успели, не успели оглянуться, / А сыновья, а сыновья уходят в бой» - звучит в каждом куплете. В зоне фашистской оккупации юные сыновья крестьянки уходят из своего села воевать в партизанский отряд. Эта песня звучит, когда солдаты идут в бой и на переднем плане нам показывают, как медсестра пытается спасти раненого солдата, подзывает мужчин, чтобы они помогли оттащить его с поля боя. Затем бой продолжается, а после всё затихает и наступает спокойная сцена. Я думаю, это было сделано для контраста между боем и обычной жизнью.

Эта песня об отваге и преданности родине. О том, как люди умирали, вылезая из окопов «как в пропасть», потому что шли в бой на верную гибель. О пуле, пронзающей грудь солдата, о том, как он падает и уже никогда не встанет. О том, как мальчишки уходили в бой и сражались бок о бок со своими отцами, и умирали вместе с ними.

Я бы посоветовала своим сверстникам послушать эту песню, даже несколько раз подряд. Песня кажется простой по содержанию, но в ней заложены очень высокие нравственные идеалы: отдать жизнь за других, уверенность в бессмертии праведного народного дела. Однако мои ровесники сейчас слушают совсем другие песни.

В статье ровесника Высоцкого Михаила Захарчука с названием по цитате из слов самого Высоцкого „Мы довоёвываем в своих песнях“ есть очень ценное объяснение самим Высоцким своего пристрастия к военным песням.

«Почему у меня так много военных песен? Почему я так часто возвращаюсь к военной теме, как будто все писать перестали, а я всё, значит, долблю в одно место?»

Во многих аудитория Высоцкий задавался подобным вопросом и всякий раз, отвечал, примерно, так. «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не забудется, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то мере владеет пером. Во-вторых, у меня – военная семья. Я не воевал, это, конечно, невозможно по возрасту. И я не мог под Оршей выходить из окружения: я был маленький тогда, меня могли только выносить. Но у меня в семье есть погибшие, и большие потери есть, и те, кого догнали старые раны, кто умер от них, тоже есть. Отец у меня – военный связист. Прошёл всю войну. Он воевал в танковой армии генерала Лелюшенко. Мой дядя (в 1978 году его не стало) всю войну был в непосредственном соприкосновении с врагом. У него к 1943 году было три Боевых Красных Знамени. То есть он очень достойно вёл себя во время войны. У нашей семьи было много друзей военных. Я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры. Многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы – дети военных лет. Для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в этом беспримерном подвиге. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это очень почётная задача: писать о людях, которые воевали».[4]

«Песня о Земле» (Фирсова Анастасия, 16 лет).

Датой создания песни значится 1966 год, и по некоторым воспоминаниям сам текст был написан вместе со стихотворениями «Он не вернулся из боя» и «Сыновья уходят в бой» буквально за одну ночь для фильма «Сыновья уходят в бой».

Два юных паренька прощаются с матерью и уходят в партизаны, чтобы защищать страну, каждая пядь которой - их родной дом. Эти простая женщина и ее сыновья и есть та легендарная мощь, которая сокрушила фашистов силой своего духа. Песня в исполнении самого автора звучит в начале фильма при показе титров и еще раз в середине: в то время, когда партизаны пробираются через болото. Им дан приказ подорвать железную дорогу, чтобы немцы не смогли провести по ним свои новые танки. Жёсткий голос Высоцкого с первых же слов вселяет в слушателя убежденность партизан в своём выборе и своих силах и призывает двигаться дальше, не опуская рук, и подниматься на защиту своей Земли.

Впервые с этой песней вне киноэкранов Высоцкий выступил в 1972 году в Москве в ДК одной фабрики. Последний же раз песня была исполнена в 1980 году в Троицке, Московской области в Институте физики высоких давлений.

Сам Высоцкий в июне того же года говорил о сборнике «Я родом из детства», в котором была и эта песня, вот что: «Но всё равно не обманывайтесь. Песни эти современные, написанные для людей, большинство из которых тоже знают о войне только по рассказам, по фильмам, по книгам, вот. Но они всё равно обязательно имеют современную подоплёку. Те же самые проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас. Вот, это естественно. Это проблема надёжности, дружбы, чувства локтя, проблема преданности и так далее. Просто, на том материале мне казалось, что это можно делать намного ярче».
Эту песню я впервые услышала, именно сейчас, когда приняла участие в этой работе по написанию очерка. На первых нотах я почувствовала какое-то умиротворение и спокойствие, появилось ощущение, будто я вместе с Землей, о которой поется здесь, проваливаюсь в сон. Вся песня строится на вопросах и ответах :«Кто сказал, что Земля умерла? -/ Нет, она затаилась на время».

Со второй половины куплета во мне как будто начинал разгораться огонек: из маленького и робкого он превращался во что-то большее, двигающее вперед. Задевает за живое такая метафора: «Обнаженные нервы Земли/ Неземное страдание знают».

Мне кажется, если бы эта песня могла звучать на войне, то она принадлежала бы к числу тех, что поднимали боевой дух солдат и не давали им отчаяться.

Взяв интервью у своей мамы, я узнала ее мнение о творчестве Владимира Высоцкого и в том числе об отношении именно к этой песне.

«Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время…». Я обожаю песни и стихи Высоцкого. Как сейчас, Интернета, конечно, не было, поэтому все песни в тетрадочку переписывали. Но у нас дома где-то даже есть книга с его произведениями…

Мне все песни Высоцкого очень дороги. Они глубоки, я росла на этих песнях и много чего узнала благодаря им… Он как-то поет так, что ему веришь, даже не то что хочется верить, а всегда ему веришь, в каждой песне кажется, что он был и сталеваром, и шахтером, и военным, и о какой профессии он бы не пел, такое впечатление, что он знает это все изнутри. Как ему это удается, как он проникает в душу каждой вещи, о которой поет – непонятно. Я с детства его слушаю, и моим родителям, особенно маме, очень нравился Высоцкий. Я часто включала мелодии Пугачевой, Льва Лещенко, но в прослушивании этих песен особое место было у Высоцкого, песни его знала все наизусть, я могла их слушать по кругу несколько раз, стараясь запомнить то, о чем он поет. И то, с какой импульсивностью он пел, с каким надрывом в голосе, мне всегда импонировало. У меня был набор пластинок, где была запись его последнего выступления не то на радио, не то на телевидении, где он уже не очень хорошо себя чувствовал. И я сейчас вспоминаю, как я слушала несколько пластинок из этого телеконцерта: это было удивительно, когда ты слышишь только голос, но настолько живо представляешь и будто оказываешься рядом со всеми зрителями, которые могли видеть его в то время.

Я была тогда еще совсем маленькой, поэтому не знаю, что чувствовала именно при прослушивании «Песни о Земле». Наверное, так рождается неназываемое чувство патриотизма. Так рождается вера, что Земля не погибнет. Готовность идти и бороться за нее».

Стоит ли знакомить с творчеством Владимира Высоцкого современных детей? Мне кажется, что это несомненно необходимо. Проведя небольшой опрос в своей учебной группе, я выяснила, что большинство из моих одногруппников знакомы с личностью и творчеством Высоцкого. Для меня, однако, было удивительно, что двое человек из двадцати ничего не знают о Владимире Семеновиче. Учащиеся вспомнили о таких песнях как «Парус», «Скалолазка», «Кони», но на вопрос о «Песне о Земле» все ответили отрицательно – никто из присутствовавших, как и я до недавних пор, не знали о ней.

Мораль песен Высоцкого, выраженная в ярких образах, доступна пониманию любого человека. А его песни говорят нам о многом: о дружбе и любви, о непростых взаимоотношениях в обществе, о долге и мужестве. В этой песне, на мой взгляд, говорится о несгибаемости духа русского человека. Высоцкий проводит параллель между Землей и душой всего народа: «Ведь Земля - это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу!»

Люди были готовы постоять за свою Землю, как за весь народ. Отождествляя народную душу с русской Землей, автор показывает, что несмотря на все раны и увечья, она, как и Земля, залечит их, потому что «…сапогами не вытоптать душу!», и на этой «почве» все еще может цвести что-то прекрасное:

 

Песня командира альпинистов – участника боёв на Кавказе«Мерцал закат, как блеск клинка» или «Военная песня» (Кравченко Георгий. 16 лет)

А вот история песни «Военная песня» или «Альпийские стрелки», или же, если называть её по первым строкам, «Мерцал закат, как блеск клинка», Песня, была написана в 1966 году во время съёмок фильма «Вертикаль». Съёмка шла в горах на склонах Эльбруса, там находилась в то время группа немецких туристов, и Владимиру Высоцкому посчастливилось встретиться с немцем, что когда-то состоял в фашистской дивизии «Эдельвейс», воевавшей в кавказских горах. Разговоры с бывшим военным смертельным противником вдохновили Высоцкого написать песню. Уже в дальнейшем она попала в кинофильм, так как удачно подходила в одном из моментов сюжета[5]. Восхождения на горы во время съёмок кинокартины в дальнейшем сподвигли Высоцкого к написанию других песен, связанных с горами, с напряжением альпинистов. Фильм повествовал о группе альпинистов, покоряющих на юге страны вымышленную вершину «Ор-Тау». Выполнить цель не удалось, альпинисты попали в циклон, и, ещё живые, но в смертельной опасности, они пытаются спуститься с гор. «Военная песня» в фильме появляется в то время, когда бывший ветеран войны, вспоминая битвы в этих горных местах, идёт сквозь снежную метель, «оружие гор», как говорил герой. Песня играет в фильме не от чьего-либо лица, так как используется для передачи настроения главного героя.

Высоцкий сам объяснял исторический контекст этой песни на одном из своих выступлений: «…Теперь песня, военная песня из этого фильма. На Кавказе была очень странная война. Не странная, а очень необычная. Дело в том, что на Кавказе воевала дивизия «Эдельвейс». Воевали горные стрелки… это была дивизия. Там воевали немцы, которые… альпинисты-немцы, которые ходили на Кавказе на восхождения до войны. У них были карты свои – они прекрасно знали Кавказ, ходили с нашими инструкторами. И даже были такие случаи, когда кто-то из немецких рядов, из окопов кто-то кричал: «Эй, у вас есть такой-то, – там скажем, – ефрейтор Васильев?» – или там такой… «Да, – говорит, – есть». «Вот вчера у нас убили, там, унтер-офицера, он с ним вместе ходил на Эльбрус». Были такие случаи, когда встречались два бывших товарища, встречались как враги во время войны. И мы видели еще немцев, которые были в дивизии «Эдельвейс». Они потом сняли… сняли с перевалов оборону и ушли. И много осталось в живых из этой дивизии. Вот. И мы видели одного – я с ним разговаривал – который воевал в 42-м году в горах на Кавказе. Он привез с собой сына двадцатилетнего посмотреть на горы, где он воевал. Это было очень неприятно. И вот у нас в фильме есть эпизод, когда главный герой картины спускается вниз и в очень тяжелых… в тяжелую минуту вспоминает бой на этом же месте в 42-м году. Это ему дает силы. Там идет хроника. Если вы видели – помните. Это ему дает силы, он спускается вниз»[6].

Такое преодоление себя на пределе смертельной усталости - благодаря опоре на воспоминания об ещё более трудном военном событии в этих же местах.

Лично мне кажется, что тема вынужденной борьбы с ранее знакомыми, даже близкими тебе людьми, эта тема довольно широка, ведь её интерпретация может проявляться не только в теме войны, но и в мирное время, в повседневной жизни. Высоцкий очень интересно закладывает во фразу командира, ведущего вперёд взвод, какую-то недосказанность в своих словах, неуверенность в том, что будет дальше: «Отставить разговоры,/ Вперёд и верх, а там –/ Ведь это наши горы,/ Они помогут нам».

Я чувствую недосказанность, неопределённость для солдат, которые имеют цель, но не всегда уверенны, достигнут ли её, и не уверены - а последняя ли это задача, дойдут ли все «наверх», и что же будет «там».

Эту песню впервые я услышал в свои 16 лет во время изучения военных песен Высоцкого для настоящего очерка. Строки вызвали у меня печаль, какую-то боль по тем утратам, что приносила война, сама песня передавала мысль о неотвратимости этой военной судьбы, что нужно идти вперёд, несмотря на лишения и неуверенность.

Старшее поколение, многие из сверстников моих родителей росли на песнях Высоцкого, и мой отец не был исключением. Эта песня близка ему, он её хорошо знает, может подпеть, как близко ему и прочее творчество Высоцкого. Кажется, именно проблематика исторической памяти, которая ярко поднимается в военных песнях Высоцкого, привлекала его современников. Однако, в настоящее время молодёжь не знакома с творчеством Высоцкого в большей своей массе, предпочитая ему иных исполнителей. Я считаю, что с «Военной песней» («Мерцал закат, как блеск клинка»), и многими другими песнями на военную тематику, которые писал и исполнял Высоцкий, стоит ознакомиться и современному поколению. Гордость за историческое прошлое своих предков, за героическое преодоление очень больших трудностей, опора на историческую память в своих идеалах, ясное размежевание добра в приятелях на альпинистское восхождение и зла в захватчиках твоей страны, - все эти темы в какой-то степени вечны. Особый нерв этой песни, конечно, составляет противопоставление в образе одного человека симпатичных свойств приятеля по альпинизму на склонах Эльбруса, которого, быть может, сам герой песни до войны спасал по-дружески («А до войны вот этот склон/ Немецкий парень брал с тобой/ Он падал вниз, но был спасён»), и предательства его в момент использования своих альпинистских знаний для захвата чужой страны («А парень тот – он тоже здесь,/ Среди стрелков из «Эдельвейс»./ Их надо сбросить с перевала»).

Мне особенно важно, что герой песни – наш советский командир-альпинист - умеет чётко разграничить своё отношение к нынешнему опасному противнику с прежней своей симпатией к приезжему коллеге-альпинисту. Такого чёткого разграничения добра и зла очень не хватает нашей эпохе. И, конечно, трогают простые и доходчивые метафоры песни: «Свою добычу смерть искала», «Взвод зарывался в облака», «наши горы, они помогут нам».

В «Истории военных песен» Владимира Высоцкого высказано мнение, что после премьеры в 1967 году кинофильма об альпинистах «Вертикаль» к Высоцкому пришла настоящая всесоюзная слава, как автору-исполнителю: «Кроме «Военной песни» в фильм «Вертикаль» вошли и другие не менее (а то и более) известные песни на горные темы — «Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами». Именно благод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: