Строение культуры с точки зрения наличия в ней частей, выделяемых по разным принципа.
Материальная культура - предметы и материальные объекты, каналы связей, природные явления которые внесены в культурную практику.
Духовная культура - духовные ценности- образы, представления, оценки, символы, имеющие смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.
Дифференциация основанная на субъектах культуры (ее носителях) - массовая, молодежная, элитарная и т.д.
Дифференциация, основанная на социальном делении общества(сословия, классы, страты)—городская, сельская, рыцарская, дворянская, буржуазная, среднего класса культуры и т.д.
Субкультура элитарная - культура интеллектуальной элиты, противостоит массовой, носители заняты областями духовной сферы общества (искусство, наука), обособлены от большинства,
Молодежная культура- носители четко отделяют себя от старшего поколения, уходят в сферу общения, самообразования, досуга и развлечения, собственный уклад жизни, оригинальные формы духовной активности создать не могут, но имеют свои цели, жаргон, манеры поведения, на них работает сфера массового искусства (музыка, фильмы, одежда, компьютерные игры).
Этнонациональные, территориальные и региональные субъкультуры выделяются на основе национально-территориального критерия.
Морфологическая модель культуры
Критерии выделения составных единиц культуры определяются сформированностью и функциональной самостоятельностью каждой части, а также взаимодействием между ними.
Принято выделять два горизонтальных культурных уровня и несколько вертикальных областей социокультурной практики. Горизонтальные уровни отличаются способами организации людей и различиями в опыте сохранения и использования культурного опыта:
обыденная культура нацелена наподдержание уровня непосредственной жизнедеятельности. Поведение не закреплено в жестких инструктивных формах деятельности, активность носит изменчивый и вариативный характер, высокая степень эмоциональных проявлений.
специализированная культура связана с разделением труда и предполагает институциональные сферы деятельности: индустрия, управленческая деятельность, обслуживание, образование и т.д. Человек проходит специальное обучение, которое помогает ему выработать трудовые навыки и профессиональные знания. Деятельность обретает более рационалистический характер и происходит в жестких институциональных границах, что выражается в перечне административных требований, должностных обязанностей и т.д. К человеку подходят как к работнику, должностному лицу, его труд подчинен коллективным задачам (коллектив, фирма, отрасль).
Функционально- самостоятельные сферы по вертикальному членению:
- хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, религиозная культура, философская культура, художественная культура, научная культура и т.д..
Области культурной практики- обеспечивать связь между уровнями и сферами культуры: сфера образования, средства массовой информации, учреждения, позволяющие сохранять и транслировать культурные ценности широким слом населения (музеи, библиотеки, архивы, театры и т.д.).
.
Культурная динамика
Культура не является статичным образованием. Существует история культуры. Определить культурную динамику означает выделить такие изменения, которым приобрели упорядоченный векторный характер, которым свойственны содержательная определенность и сходная направленность основных тенденций.
Стадии культурной эволюции человечества- культура первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового времени. В основе шкалы -представление о линейно-поступательном развитии культуры от простого к сложному, которую предложили эволюционалисты.
Культурные стадии, практики и их модификации:
· Культура архаического типа (обычно бесписьменные культуры).
· Культуры традиционного типа (сельскохозяйственная, скотоводческая; кочевая, полукочевая, скотоводческая оседлая)
· Культуры современного типа (индустриального и постиндустриального общества).
Выделение данных типов помогают понять особенности социальной эволюции человечества. Каждому типу и стадии соответствуют определенные разновидности хозяйствования, формы социальной регуляции и коммуникации. Выделение типов включает в себя единое понимание исторического времени, что важно для изучения диахронного (последовательного) развития от эпохи к эпохе.
Культуры отличаются направленностью культурных изменений, содержанием и интенсивностью. Линейные, циклические или волновые изменения.
Варианты циклического развития- инверсионное развитие (реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен- от традиционного состояния к индустриальным форма и обратно.
Сложно оценить характер культурной динамики. Обогащение культуры может приводить к культурному упадку и к деградации ее частей (мировые религии или урбанизация, катастрофа 1917 г. привела к разрушению дворянской, купеческой культуры).