Семинар «Современная литература»
Срок сдачи: до 28 мая, до 16:00 ч.
Форма оценки: 2,3,4,5
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте отрывок из статьи филолога о состоянии современной литературы. Кратко заполните таблицу (в тетради или в Word).
Современная литература | |
+ | - |
Возможность со стороны писателя продвигать продвигать свои произведения в различных интернет -магазинах 2 массовая экранизация определенных жанров литературы приводит к популяризации произведений и желанию прочитать их 3 Упрощение языковых и стилистических составляющих текста, что делает его проще и понятнее | Литература перестала быть центром духовной жизни 2литература приобрела развлекательную функцию, которая стремится стать основной 3 по сравнению с 19 веком стало мало действительно качественной литературы |
«Современная литературная ситуация...» М. В. Сухов
Объективно смотря на современную ситуацию в Литературе при её характеристике, более рациональным будет начать с описания самого главного, что является и плюсом, и минусом, соответственно. С одной стороны, в эпоху информационных технологий и бурного технологического прогресса мировая Литература становится подвержена влиянию непосредственно технологических процессов, что является одной из основных причин изменения отношения к ней. Быстрее угасает стремление читать длинные тексты, поскольку развивается «клиповое» мышление, причины возникновения которого — средства массовой информации и Интернет-пространство в целом, где содержимое, сам текст, сильно фрагментирован и преподносится в удобной для восприятия форме, в «клиповом» формате, благодаря чему человеку становится удобнее обрабатывать ежедневно большое количество информации в «обрывистом» виде, нежели углубляться в большие художественные и научно-популярные тексты с философскими и психологическими компонентами, требующие тщательного анализа, из чего вытекает малая потребность в перерабатывании информации, что неблагоприятным образом влияет на её усвоение. Однако, с другой стороны, если взглянуть на данную проблему под другим углом, именно со стороны писателя, то Интернет даёт преимущество авторам как начинающим, так и активно публикующемся, поскольку существует возможность продвигать собственные произведения в разных цифровых магазинах посредством самиздат-сервисов, предоставляющем услугу публикации бесплатно, и в большинстве своём это находит определённую отдачу со стороны читателей, заинтересованных в продукте творческой деятельности писателя. Но из-за появления электронных издательских систем намного возросла конкурирующая среда, что безусловно является барьером для не особо популярных авторов приобрести известность и многотысячный круг читателей.
Другой же не менее важной проблемой является исчезновение явления, характерного для русской культуры XIX-XX веков, состоящее в определении Литературы как центра духовной жизни общества. Роль писателя как гуру, духовного учителя и наставника начала терять своё «высокое» значение и впоследствии была значительно преуменьшена и поставлена под сомнение. Чтобы представить глобальность этих изменений, стоит вернуться в Золотой век русской классической литературы, где, начиная с пушкинской эпохи, русская культура была ещё возвышенной и считалась центром духовной жизни: именно словесность, а не научное знание или же религиозное мировоззрение, формировало национальное сознание и учило чувствовать, понимать чувства и разделять их с автором. Именно в Литературе XIX-ого века появились, устоялись и актуализировались национально значимые образы, такие как «Митрофанушка и недоросль», «Обломов и обломовщина», «тургеневские девушки», «лишние люди», было поднято великое множество глубоких философских тем, называющимися доныне «вечными»: тема жизни и смерти, темы любви, одиночества, дружбы, Родины, чести и совести, борьбы добра и зла, поиска смысла в жизни и многие другие. Что же касается XX-ого века, то тут ситуация почти не претерпела никаких масштабных преобразований и изменений: образы-символы 1980-ых годов укрепились и стали категориями общественного сознания — это и «Пожар» Валентина Распутина, и «Архипелаг ГУЛАГ» с «Красным Колесом» Александра Солженицына. Но внезапно почти за десятилетие Литература приобрела более скромное место в системе духовной и культурной общественной жизни. Литература, традиционно рассматривавшаяся как некое учебное пособие по жизни, а писатель — как «бичеватель» недостатков и «глас» народа, целью которого являлось главным образом просвещение, утеряла своё изначальное значение, потеряв глубину, свойственную прошлым векам, и увеличив заместо её развлекательную функцию, поэтому так мало действительно качественной и глубокой по содержанию художественной литературы в современности.
Но даже закрывая глаза на все выше перечисленные недостатки, постмодернистская литература всё же имеет и определённые плюсы. В первую очередь, это жанровое преображение, зарождение поджанров и усиление взаимодействия между элементами жанровой системы, что характеризует её как довольно активную и обладающую широкими возможностями. К примеру, сейчас более популярной становится массовая литература — детективы, фэнтези, триллеры, любовные романы, научная фантастика, документальная проза — а вместе с этим и экранизация произведений данных жанров, ведущая к их популяризации и привлечению больше заинтересованных лиц, страждущих прочитать первоисточники: серии «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, романы Стивена Кинга и другие. Кроме этого, плюсом также является и упрощение языковых и стилистических составляющих, и хоть при этом теряется огромная сила и глубина словесности, присущая в полной мере Литературе XIX-XX-ых веков, текст всё же читается намного легче и привлекает много желающих не выискивать глубинный посыл, что существенно облегчает задачу.
|
|
|
Выберите одну книгу современного русского писателя, которую вы прочитали. Сделайте рекламу книги.
Содержание рекламы:
1) Аннотация, т.е. краткое содержание вашей книги (если хотите привлечь внимание к вашему произведению, остановите рассказ на самом интересном месте)
2) Герои произведения, их черты характера, любимые занятия, привычки, отношение к другим героям и т.д.
3) Самый запоминающийся эпизод, по вашему мнению?
4) Что нового можно узнать из этой книги, какое новое чувство испытать?
При оформлении рекламы используйте картинки. Реклама может быть сделана в любом формате (видео, презентация, картинка, Word и т.д.)
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте отрывок из статьи филолога о состоянии современной литературы. Кратко заполните таблицу (в тетради или в Word).
Современная литература | |
+ | - |
«Современная литературная ситуация...» М. В. Сухов
Объективно смотря на современную ситуацию в Литературе при её характеристике, более рациональным будет начать с описания самого главного, что является и плюсом, и минусом, соответственно. С одной стороны, в эпоху информационных технологий и бурного технологического прогресса мировая Литература становится подвержена влиянию непосредственно технологических процессов, что является одной из основных причин изменения отношения к ней. Быстрее угасает стремление читать длинные тексты, поскольку развивается «клиповое» мышление, причины возникновения которого — средства массовой информации и Интернет-пространство в целом, где содержимое, сам текст, сильно фрагментирован и преподносится в удобной для восприятия форме, в «клиповом» формате, благодаря чему человеку становится удобнее обрабатывать ежедневно большое количество информации в «обрывистом» виде, нежели углубляться в большие художественные и научно-популярные тексты с философскими и психологическими компонентами, требующие тщательного анализа, из чего вытекает малая потребность в перерабатывании информации, что неблагоприятным образом влияет на её усвоение. Однако, с другой стороны, если взглянуть на данную проблему под другим углом, именно со стороны писателя, то Интернет даёт преимущество авторам как начинающим, так и активно публикующемся, поскольку существует возможность продвигать собственные произведения в разных цифровых магазинах посредством самиздат-сервисов, предоставляющем услугу публикации бесплатно, и в большинстве своём это находит определённую отдачу со стороны читателей, заинтересованных в продукте творческой деятельности писателя. Но из-за появления электронных издательских систем намного возросла конкурирующая среда, что безусловно является барьером для не особо популярных авторов приобрести известность и многотысячный круг читателей.
Другой же не менее важной проблемой является исчезновение явления, характерного для русской культуры XIX-XX веков, состоящее в определении Литературы как центра духовной жизни общества. Роль писателя как гуру, духовного учителя и наставника начала терять своё «высокое» значение и впоследствии была значительно преуменьшена и поставлена под сомнение. Чтобы представить глобальность этих изменений, стоит вернуться в Золотой век русской классической литературы, где, начиная с пушкинской эпохи, русская культура была ещё возвышенной и считалась центром духовной жизни: именно словесность, а не научное знание или же религиозное мировоззрение, формировало национальное сознание и учило чувствовать, понимать чувства и разделять их с автором. Именно в Литературе XIX-ого века появились, устоялись и актуализировались национально значимые образы, такие как «Митрофанушка и недоросль», «Обломов и обломовщина», «тургеневские девушки», «лишние люди», было поднято великое множество глубоких философских тем, называющимися доныне «вечными»: тема жизни и смерти, темы любви, одиночества, дружбы, Родины, чести и совести, борьбы добра и зла, поиска смысла в жизни и многие другие. Что же касается XX-ого века, то тут ситуация почти не претерпела никаких масштабных преобразований и изменений: образы-символы 1980-ых годов укрепились и стали категориями общественного сознания — это и «Пожар» Валентина Распутина, и «Архипелаг ГУЛАГ» с «Красным Колесом» Александра Солженицына. Но внезапно почти за десятилетие Литература приобрела более скромное место в системе духовной и культурной общественной жизни. Литература, традиционно рассматривавшаяся как некое учебное пособие по жизни, а писатель — как «бичеватель» недостатков и «глас» народа, целью которого являлось главным образом просвещение, утеряла своё изначальное значение, потеряв глубину, свойственную прошлым векам, и увеличив заместо её развлекательную функцию, поэтому так мало действительно качественной и глубокой по содержанию художественной литературы в современности.
Но даже закрывая глаза на все выше перечисленные недостатки, постмодернистская литература всё же имеет и определённые плюсы. В первую очередь, это жанровое преображение, зарождение поджанров и усиление взаимодействия между элементами жанровой системы, что характеризует её как довольно активную и обладающую широкими возможностями. К примеру, сейчас более популярной становится массовая литература — детективы, фэнтези, триллеры, любовные романы, научная фантастика, документальная проза — а вместе с этим и экранизация произведений данных жанров, ведущая к их популяризации и привлечению больше заинтересованных лиц, страждущих прочитать первоисточники: серии «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, романы Стивена Кинга и другие. Кроме этого, плюсом также является и упрощение языковых и стилистических составляющих, и хоть при этом теряется огромная сила и глубина словесности, присущая в полной мере Литературе XIX-XX-ых веков, текст всё же читается намного легче и привлекает много желающих не выискивать глубинный посыл, что существенно облегчает задачу.
Перед вами список современных русских писателей.Выберите одного и сделайте литературную страницу.
Захар Прилепин
Михаил Тарковский
Вера Галактионова
Женя Декина
Владимир Личутин
Виктор Пелевин
Татьяна Толстая
Роман Сенчин
Андрей Романов
Михаил Елизаров
Владимир Сорокин
Людмила Улицкая
Сергей Шаргунов
Содержание литературной страницы:
1. ФИО, дата рождения писателя
2. Несколько фактов биографии, заслуживающих внимания
3. Список произведений (2-3 книги)
4. Список премий, участником или победителем которых является писатель
5. Цитата из любого произведения (с указанием названия произведения) или высказывание писателя, взятое из интервью, страницы в соцсети и т.д. (с указанием источника)
Оформите страницу. Страница может быть сделана в любом формате (презентация, картинка, Word и т.д.)
Критерии оценивания:
- в таблице прописаны минимум по три + и -
- содержание работы соответствует прописанному в задании
- работа написана грамотно
- работа выполнена самостоятельно
*За творческий подход в оформлении и содержании возможна дополнительная оценка