Тема 12. Трудовые отношения в международном частном праве




 

При определении предмета международного частного права отмечалось: к сфере международного частного права наряду с гражданскими и семейными отношениями, возникающими в условиях международной жизни, относятся и осложненные иностранным элементом трудовые отношения. Частноправовая природа трудовых отношений находит выражение в использовании при их регламентации известных цивилистических категорий - договор, контракт, право- и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность и др. Иногда говорят о существовании международного частного трудового права как подотрасли международного частного права.

Общие принципы частноправового регулирования, объединяющие гражданские и значительную часть трудовых отношений, обусловливают применение к последним категорий и понятий международного частного права. А.С. Довгерт писал: «Не вдаваясь в подробный анализ различных подходов к соотношению гражданского и трудового права, следует лишь подчеркнуть, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Это их качество и дает возможность в трудовых отношениях с иностранным элементом применить инструментарий международного частного права, который вырабатывался главным образом под воздействием развития международных гражданских отношений»

 

Вместе с тем в сфере трудового права с большей силой, чем в гражданском и семейном праве, проявляет себя публично-правовое начало, ограничивающее действие коллизионных норм страны суда и, как следствие, применение иностранных законов. Иными словами, отнесение тех или иных трудовых отношений к области международного частного права предопределяется их частноправовым содержанием. Но и в тех случаях, когда частноправовая природа трудового отношения, осложненного иностранным элементом, не вызывает сомнений, оно все же оказывается в ряде стран в границах такого правового поля, где обращение к местному праву является обязательным и его императивные нормы и оговорка о публичном порядке имеют решающее значение.

Продолжением особенностей международного частного трудового права является более «осторожное» отношение законодателя к началу автономии воли, ограничение его в некоторых странах определенными пределами, ориентированными на защиту интересов «слабой» стороны.

Говоря об источниках международного частного трудового права, нельзя не отметить скудность его нормативной базы в законодательстве Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ включил общую норму о национальном режиме. Согласно ст. 11 (в ред. 2014 г.) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

С 1 января 2015 г. ТК РФ дополнен гл. 50.1 об особенностях регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Коллизионных норм эта глава не содержит.

В ТК РФ включена и глава об особенностях регулирования труда работников, направленных на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (гл. 53). Большая часть положений этой главы носит характер скорее специальных норм трудового права.

Гораздо более полно тема участия иностранных граждан в трудовых отношениях раскрыта в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятых на его основе актах Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.

Незначительна роль обычая в формировании норм права в данной области. Вместе с тем в результате деятельности международных отраслевых и региональных организаций расширяется объем унифицированных (посредством международных договоров) материально-правовых и коллизионных предписаний, охватывающих различные «блоки» трудовых отношений. В ряде таких договоров принимает участие и Россия.

Круг вопросов, которые решает международное частное трудовое право, обширен и отличается разнообразием охватываемых отношений. Среди них - отношения российских граждан и иностранных работодателей (нанимателей) за границей и в России, работа российских граждан в международных организациях, работа иностранных граждан в Российской Федерации, включая российские организации с иностранным участием, и др.

Основополагающее значение для правового воздействия на любую область трудовых отношений имеют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООН, разрабатывает международные стандарты в области охраны труда (в форме конвенций и рекомендаций) и контролирует их соблюдение государствами - членами Организации. С деятельностью МОТ связано становление многих прогрессивных норм в сфере трудовых отношений.

 

Законодательство Российской Федерации

о трудовой деятельности иностранных граждан в России

и российских граждан за рубежом

 

2.1. Конституция РФ (ст. 37) провозглашает: труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принудительный труд, закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Правило ч. 3 ст. 62 Конституции РФ о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, распространяется и на область трудовых отношений.

Распространяется на эту область и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому (ст. 4) иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Названный Федеральный закон исходит из того, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют права на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение. Этими правами они пользуются наравне с российскими гражданами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет ответственность наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами, международными договорами РФ. Правовое положение членов персонала дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также международных организаций на территории России было рассмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. К числу работодателей, на которых распространяется действие Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», отнесены и работодатели - иностранные юридические лица и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в России. К плательщикам страховых взносов государственного пенсионного страхования Закон отнес (наряду с российскими) иностранных граждан и лиц без гражданства, самостоятельно уплачивающих такие взносы.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории России, назначаются и выплачиваются государственные пособия на детей. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане пользуются теми же правами на социальное обслуживание, что и российские граждане, если иное не установлено международным договором РФ.

Иностранные граждане не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российскими законами назначение на эти должности или занятие данной деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству. Ограничения такого рода вытекают из ст. 32 Конституции РФ и обобщены в ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (см. об этом подробнее § 2 гл. 5 учебника). Так, лишь российский гражданин может избирать и быть избранным в органы федеральной государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, быть государственным или муниципальным служащим, прокурором, государственным судьей, государственным или частным нотариусом. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут на судне, плавающем под Государственным флагом России, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 56 КТМ РФ). В состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане РФ. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ).

Иностранные граждане не могут быть приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. К числу таких объектов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, относятся:

1) объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

2) структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

3) организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

В отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не затрагивает вопросов трудовых отношений и социального страхования. Регулирование соответствующих отношений осуществляется на основе ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, федеральных законов и международных договоров РФ.

2.2. В миграционном потоке принято выделять различные категории лиц, именуемых субъектами миграции. Основу их классификации составляют свойственные им общие признаки.

Одну из категорий субъектов миграции образуют субъекты внешней трудовой миграции. Под внешней трудовой миграцией понимается добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.

Основные направления регулирования миграционных процессов в Российской Федерации определены в утвержденной Президентом РФ в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2.3. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяются условия приглашения иностранных граждан на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Первые основываются на квотировании ежегодно Правительством РФ выдачи иностранным гражданам указанных приглашений, вторые исходят из разрешительного порядка привлечения и использования работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности.

Утверждаемая Правительством РФ квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности определяется Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Предложения формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Вместе с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работодателя. Одновременно с приглашением работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Работодателем именуется физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя и заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Исключение составляют иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющие разрешение на работу. Они могут привлекаться к работе и без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Что касается иностранных работников, то они вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профобразовательных организациях и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул.

Разрешительный порядок не распространяется и на некоторые другие категории лиц.

В соответствии с общим правилом временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации иностранные гражданине не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Однако в некоторых случаях с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Особый порядок регулирования трудовых отношений введен с 1 июля 2010 г. в отношении иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов. Его направленность - привлечение в страну специалистов высокой квалификации.

2.4. Л.А. Лунцем были высказаны возражения против отнесения к области международного частного права ряда внутренних материальных норм, которые непосредственно, без применения коллизионной нормы, регулируют отношения с иностранным элементом. Отмечалось, в частности, что, «став на указанный выше путь, мы пришли бы к тому, что граница между международным частным правом и гражданским правом была бы вовсе стерта». Сходной оценки заслуживают, на наш взгляд, многие нормативные правовые акты, относящиеся к условиям труда работников учреждений Российской Федерации за границей, а также нормативные акты об условиях направления российских специалистов на работу в международные организации за границей. Положения таких актов, выражающие публично-правовое начало, принадлежат, очевидно, не к области международного частного права, а к сфере трудового права, формируя его специальные институты. Как уже было замечено, к упомянутым положениям относится и большая часть норм гл. 53 ТК РФ.

 

Коллизионные вопросы трудовых отношений

 

3.1. В проекте Закона СССР о международном частном праве и международном гражданском процессе (ст. 32), разработанном в 1989 - 1990 гг. ВНИИ советского государственного строительства и законодательства, было предложено следующее решение коллизионных вопросов трудовых отношений:

 

к трудовым отношениям применяется право страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа, если в трудовом договоре не установлено иное;

трудовые отношения работника на водном и воздушном транспорте подчинены праву страны, под флагом которой транспортное средство используется;

если работа выполняется лицом, командированным за границу советской организацией, к трудовым отношениям этого лица с такой организацией применяется советское право.

В комментарии к ст. 32 «Трудовые отношения» проекта отмечалось, что статья отражает «наиболее распространенный подход к решению этого вопроса, принятый в современном международном частном праве...».

 

В самом деле, основная формула ст. 32 подчиняет трудовые отношения началу lex volu№tatis, а в отсутствие выбора сторонами применимого права - распространенному в практике регулирования трудовых отношений коллизионному правилу lex loci laboris - закону места работы. В правовых актах зарубежных стран это правило обозначается как закон страны, в которой обычно выполняется работа (Болгария, Испания), закон страны, в которой работник обычно выполняет свои трудовые обязанности (Швейцария), закон страны, в которой работник обычно выполняет работу (Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г.).

По Закону о международном частном праве Австрии договор найма регулируется правом страны по месту обычного выполнения работником своей работы. Если работник выполняет свою работу в нескольких странах или у него нет обычного места работы, применяется право страны, в которой работодатель имеет обычное место пребывания (место нахождения постоянного делового представительства).

Принцип автономии воли (lex volu№tatis) широко используется в мировой практике. В качестве основного начала при определении права, подлежащего применению к трудовым отношениям, автономия воли закреплена в Регламенте Рим-I.

 

Нужно заметить, что право некоторых стран не только не исключает возможности применения начала lex volu№tatis в сфере трудовых отношений, но и не ограничивает стороны в выборе применимого права.

И все же прослеживается тенденция к определению тех или иных пределов, в которых допускается выбор сторонами применимого права. В США такой выбор предполагает наличие существенной связи между применимым правом и трудовым контрактом. Швейцарский закон дозволяет сторонам подчинить трудовой договор праву страны обычного местопребывания работника или праву страны основного места деятельности, места жительства либо обычного местопребывания нанимателя.

Действие права, определяемого по выбору участников трудового договора, может быть ограничено требованием того, чтобы при этом работник не был лишен защиты, предоставляемой ему началом lex loci laboris. В ГК Квебека предусматривается: указание сторон на право, применимое к трудовому договору, не лишает работника защиты, которая предоставляется ему императивными нормами права страны, где работник обычно выполняет свою работу (даже если он временно выполняет задание в другой стране), или, в отсутствие такой страны, императивными нормами права страны, где работодатель имеет свой домицилий или постоянное место осуществления деловых операций.

Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. подчиняет индивидуальные трудовые контракты (определение их в Конвенции не предусматривается) системе коллизионных предписаний, в составе которых выделяется отсылка к праву lex loci laboris. Независимо от положений ст. 3 Конвенции, закрепляющей автономию воли сторон как главное коллизионное начало, работник, с которым заключен трудовой контракт, не может быть лишен защиты, предоставляемой ему императивными нормами права, подлежащего применению в силу п. 2 ст. 6 в отсутствие выбора применимого права. В соответствии с правилами этого пункта трудовой контракт в отсутствие выбора применимого права подчиняется: праву страны, в которой работник обычно выполняет свою работу по этому контракту, даже если он временно выполняет задание в другой стране, или, если нет такой страны, праву страны, где находится предприятие, нанявшее работника. Если из обстоятельств следует, что контракт более тесно связан с другой страной, подлежит применению право этой страны.

О недопустимости лишения работника защиты, предоставляемой ему императивными нормами права, применяемого в отсутствие выбора права сторонами, идет речь во Вводном законе к ГГУ 1896 г. (в ред. 1986 г.), законодательном акте Румынии.

Согласно законам о международном частном праве Австрии и Лихтенштейна выбор права, применимого к трудовому контракту, не принимается во внимание, если это наносит ущерб работнику. «Защитные» оговорки, подобные упомянутым, характерны для судебной практики Франции, Бельгии, а также для некоторых латиноамериканских стран. Близко к этому регулирование в законах о международном частном праве Болгарии (ст. 96), Турции (ст. 27), Эстонии (ст. 35).

Правило об императивных нормах социальной защиты включено в Закон о международном частном праве Грузии: оно позволяет не принимать во внимание выбор права, если он не считается с императивными нормами о защите работников от дискриминации. Эта норма применяется также по отношению к трудовым договорам, заключенным в стране, где лица, находящиеся под социальной защитой, имеют обычное место жительства или где действуют такие защитные нормы.

Линия на защиту трудовых прав российских граждан выражена (хотя и за рамками коллизионной проблемы) в заявлении, сделанном Россией при ратификации Соглашения между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации в связи с использованием в п. 1 ст. 6 этого Соглашения понятия «правила». Российская Федерация, говорится в заявлении, исходит из того понимания, что при применении указанного Соглашения уровень защиты трудовых прав российских граждан, вступающих в трудовые отношения с Институтом и осуществляющих трудовую деятельность на территории России, не может быть ниже того, который установлен законодательством РФ о труде. В связи с этим понятие «правила», используемое в п. 1 ст. 6 Соглашения, будет толковаться Российской Федерацией как не относящееся к правилам, понижающим уровень защиты трудовых прав работников Института из числа российских граждан по сравнению с уровнем, установленным законодательством РФ о труде.

 

Согласно упомянутой статье Соглашения Институт имеет право в целях создания условий, необходимых для осуществления его официальной деятельности, издавать правила, действующие в определенных пределах, причем законодательство РФ, противоречащее какому-либо из этих правил, санкционированных данной статьей, не применяется в части, противоречащей этим правилам.

А.С. Довгерт предлагает следующие рамки решения проблемы lex volu№tatis в международных трудовых отношениях:

1) соблюдение письменной формы выбора сторонами права как в момент заключения трудового договора, так и во время его действия или изменения;

2) наличие тесной связи выбранного сторонами закона с трудовым контрактом;

3) выбор сторонами закона, применимого к трудовому контракту, не должен приводить к ухудшению условий труда работника по сравнению с обязательными положениями закона, который был бы применен при отсутствии выбора;

4) разрешение сторонам трудового контракта подчинять элементы содержания трудовых правоотношений разным правовым системам.

 

Отсылка к lex loci laboris (в случаях, когда выбор применимого права сторонами не осуществлен или когда в соответствующем государстве такой выбор не допускается) занимает основное место в системе коллизионных привязок, принятых в области трудовых отношений.

Другими известными этой области коллизионными привязками являются:

- личный закон сторон (общее гражданство, общий домицилий);

- место предпринимательской деятельности нанимателя;

- коллизионные начала типа the proper law of the co№tract и др.

Особенности фактического состава некоторых видов трудовых отношений обусловливают закрепление в праве специальных (по отношению, например, к lex loci laboris) коллизионных правил (в частности, для лиц, работающих на судах водного и воздушного транспорта, - lex ba№derae, в отношении лиц, выполняющих работу в зарубежной командировке, - lex delegatio№is).

В числе привязок, применимых в случаях, когда согласно трудовому договору работа выполняется на территории нескольких государств, известны привязки к личному закону работодателя, а также к закону основного места деятельности, места жительства или обычного местопребывания нанимателя (Швейцария).

В соответствии с КТМ РФ (ст. 416) правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

3.2. В связи с тем что правила разд. VI «Международное частное право» ГК РФ подлежат применению к осложненным иностранным элементом гражданско-правовым отношениям, а в Трудовом кодексе РФ отсутствуют коллизионные нормы, предназначенные для регулирования возникающих в международной жизни трудовых отношений, возникает вопрос: возможно ли обращение к правилам разд. VI ГК РФ для решения коллизий законов в сфере трудовых отношений?

Ответ на этот вопрос осложняется тем, что в Трудовом кодексе РФ нет установлений, подобных нормам ст. 4 «Применение к семейным отношениям гражданского законодательства» и ст. 5 «Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии» СК РФ. Между тем подчинение трудового договора с участием российского лица нормам иностранного права, как показывает практика, в принципе не исключается, что может обусловить постановку в российском суде вопросов об основаниях, условиях и пределах обращения к этим нормам.

Согласно ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться. Представляется, что в подобных случаях не должны применяться и нормы иностранного права, санкционирующие введение в трудовой договор таких условий.

Сходным образом решается в ст. 416 КТМ РФ вопрос об условиях труда членов экипажа судна: выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.

Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. В этих случаях отказ в применении нормы иностранного права, дискриминирующей работника, будет, очевидно, основываться на сложившейся в отечественном праве концепции оговорки о публичном порядке, современным выражением которой является правило ст. 1193 «Оговорка о публичном порядке» ГК РФ.

 

Международные правовые документы о трудящихся-мигрантах

 

Основополагающие международные правовые акты о правах и свободах человека распространяются на любых физических лиц, включая трудящихся-мигрантов. В то же время ряд международно-правовых документов адресован непосредственно трудящимся-мигрантам.

Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. была принята Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция обязывает участвующие в ней государства предоставлять трудящимся-мигрантам обращение не менее благоприятное, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму при решении вопросов вознаграждения и других условий труда (сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых иных условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие), а также условий занятости (вопросы минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любые иные вопросы, которые в соответствии с национальными законами и практикой считаются условиями занятости).

 

Трудящимся-мигрантам и членам их семей предоставляется, в частности, право создавать профсоюзы и ассоциации в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов, переводить заработанные средства и сбережения, в том числе суммы, необходимые для содержания семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство.

Международная организация труда (МОТ), осуществляющая основную деятельность в сфере международного трудового права, приняла, в частности:

- Конвенцию № 97 о правах трудящихся-мигрантов 1949 г.;

- Конвенцию № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения;

- Конвенцию № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, а также:

- Рекомендацию № 86 о трудящихся-мигрантах 1949 г.;

- Рекомендацию № 151 о трудящихся-мигрантах 1975 г.

Все эти документы Российской Федерацией не ратифицированы.

Следует назвать и принятую в 2008 г. Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, уточнившую стратегические цели государств - членов МОТ на ближайшие годы.

В рамках Совета Европы приняты Европейская конвенция об обустройстве и предпринимательстве, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов, Европейская конвенция о социальном обеспечении, Европейский кодекс социального обеспечения, Европейская социальная хартия 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: