Ф.И.О студента (ки): Цветкова Полина Евгеньевна ОБ-РЛ-11




Тема: «Общение и/или диалог». Выполнять в предложенном варианте:

1.Дайте определение понятиям: диалог и общение.

 

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

 

2.Информация для размышления.

Различают вербальное (словесное) общение и невербальное (несловесное).

В структуру невербальных средств включены:

· мимика и жесты: характерные позы и движения (располагающие к совместной деятельности, угрожающие, игнорирующие, иллюстрирующиеся что-либо, регулирующиеся процесс общения, выражающие эмоции человека, оборонительные, самоконтролирующие жесты и многие другие);

· пространство и время общения: умение оратора «просчитывать» оптимальное время монолога, диалога (хотя затянутость и излишняя лаконичность могут стать барьером для понимания излагаемой информации);

· зрительный контакт: направленность взгляда на собеседника (прямой, отведенный, опущенный), его длительность и частота — всё это часто может рассказать об истинном расположении собеседника к Вам.

 

Проблемный вопрос: представьте себе, что Вы используете такой метод, как слово учителя (то есть звучит Ваша речь перед классом). Какими должны быть, на Ваш взгляд, мимика, как учитывать пространство и время общения, зрительный контакт?

Часто невербальный язык бывает выразительнее, чем обыкновенная речь. Ученики воспринимают его на подсознательном, интуитивном уровне.

Мимика учителя — это ещё один инструмент воздействия педагога на учеников. Она должна быть подвижной и живой; это обуславливается тем, что педагог должен быстро реагировать на бесконечно изменяющиеся обстоятельства текущей действительности, на окружающих его учащихся, на результаты совместной с ними деятельности. Но также мимика педагога должна быть сдержанна и спокойна в адекватных целях. Резкая жестикуляция, излишне эмоциональная реакция, энергичное хождение между рядами парт могут смутить учеников и отстранить их от личности педагога. Подвижность и сдержанность мимики должны существовать в темном содружестве.

Педагог должен уметь соединять и проявлять в мимике дружелюбие со строгостью, спокойствие с увлеченностью. Дружелюбие располагает детей, они хотят понравятся учителю, оправдать его надежды и поэтому будут охотнее выполнять предложенные им задания. Строгость необходимо проявлять, чтобы дети не начали манипулировать педагогом, уклоняться от его требований, иначе авторитет учителя может упасть. Увлеченность учителя своим предметом обычно нравится ученикам: сухое изложение фактов нисколько не привлекает. Но и здесь нужно соблюдать меру и спокойствие, не возводить в культ предмет беседы.

Мощным инструментом воздействия является улыбка — этот жест одобрения оказывает на детей влияние даже сильнее, чем слова похвалы. Если вспомнить мой школьный опыт, то улыбка учителя всегда настраивала на позитивный и рабочий лад, хотелось сделать лучше, чтобы учитель радовался твоим успехом и тому, что смог правильно преподнести материал.

Зрительный контакт не менее важен в преподавании. Учитель должен уметь охватить всю аудиторию учащихся взглядом, чтобы каждый почувствовал вовлеченность в общий процесс, чтобы никто не ощущал себя аутсайдером. Кроме того взглядом учитель может указывать на ученика, чтобы поднять его для ответа. Как известно, глаза — зеркало души человека, учитель, конечно, не исключение, в его взгляде ученик может прочитать как одобрение, так и разочарование, недовольство. Некоторые учителя искусно умеют взглянуть на провинившегося ученика таким суровым, охлаждающим взглядом, что нарушитель дисциплины сразу успокаивается и перестает мешать учебному процессу.

Что касается пространства, то, естественно, передние парты всегда получают больше внимания педагога. Это закономерная тенденция. Чтобы это исправить учителя часто размеренно перемещаются по классу.

Требования к культуре общения (наиболее важные):

· соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: умение слушать собеседника; умение задавать вопросы; умение ориентироваться в сложной ситуации общения.

· почтительное расстояние между собеседниками, диктуемое этикетом общения: нельзя нарушать личные границы другого человека, если Вы с ним не близки. Также необходимо вести себя скромно, естественно, нефамильярно; выбирать лексику, подходящую для ситуации общения, избегать жаргонных и непонятных собеседнику слов. Всё это способствует расположению человека к Вам и налаживанию дружественного контакта.

· терпение и тактичность: тема не всегда может быть Вам интересна, но согласно правилам хорошего тона, нужно уметь выслушать собеседника с видом участия или хотя бы небезразличия. Это достигается, например, за счёт налаживания зрительного контакта с собеседником, жестов, например, кивков в случае согласия. Также нужно помнить о деликатности и проявлять её в вопросах, которые могут являться для Вас «больными».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: