Категории, выражающие связи детерминации бытия.




Детерминизм (от лат. determinare - определять) фило­софское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаи­мообусловленности явлений бытия. Согласно ему все они детерми­нированы, т. е. возникают, развиваются и уничтожаются закономер­но как результат действия тех пли иных причин. Противоположной детерминизму концепцией выступает индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или ее всеобщности. Современ­ное понимание детерминизма базируется прежде всего на осмысле­нии всеобщих специфических связей в бытии, связей детерминации, выражаемых категориями «причина» и «следствие», «случайность» и «необходимость», «возможность» и «действительность».

В ходе практической деятельности и познания окружающей дей­ствительности обнаруживается, что одни явления обусловливаются другими. В сознании этот факт фиксируется в виде категорий при­чины и следствия. Причина — философская категория, выражаю­щая явление, которое вызывает другое явление. Следствие - философская категория, характеризующая явление, которое об­условлено другим явлением. В простейшей схеме или типе связи причинно-следственный вектор направлен от причины к порожден­ному ею следствию. Здесь связь между ними необратима. Те или иные причины вызывают только соответствующие им следствия. Например, электрический ток в нити лампы (причина) вызывает накаливание этой нити (следствие), но не охлаждение или изменение химического состава.

Причинно-следственные связи многообразны: следствие может быть результатом множества одновременно действующих причин (в частности, высокие цены на продукты питания могут объясняться рядом обстоятельств: неурожаем, бездействием антимонопольных органов, боязнью инфляции и т. д.), а несколько следствий — одной причины (следствиями войны становятся спад тех или иных ви­дов производства,-нормированное потребление, рост преступности и т. п.). Причина может дать толчок целой цепочке следствий (на­пример, серьезное сокращение материального производства ведет к обеднению или даже обнищанию большинства членов общества, что, в свою очередь, сопровождается ростом преступности, а послед­ний—вызовет активизацию силовых структур государства и т. д.). Возможны' различные сочетания типов причинно-следствен­ных связей (одна из таких комбинаций — причинная схема разви­тия цепных химических и ядерных реакций).

Причинные связи могут быть как прямыми, так и опосредован­ными. Гибель человека под колесами автомобиля прямое след­ствие нарушения правил дорожного движения водителем автомоби­ля или самим пострадавшим, а опосредованной причиной можно счи­тать, например, болезнь брата этого человека (она породила след­ствие — намерение помочь брату, а оно—другое следствие, заклю­чающееся в решении ехать к нему, что и вызвало трагичный исход). Все эти типы причинно-следственных связен представляют собой различные простые схемы, которые охватывают лишь общую их суть, но в целом сильно огрубляют действительные причинно-след­ственные отношения.

Большим приближением к реальности стало осмысление данных связей как взаимодействия причины и следствия, их влияния друг на друга, когда они почти одновременно служат причиной п след­ствием. Именно в таком отношении находятся в общественной жиз­ни политика и экономика. Экономика определяет соответствующую ей политику (следствие), которая в свою очередь как причина вы­зывает адекватные изменения (следствия) в экономике. Подобная схема реализуется и в системах управления (принцип «обратной свя­зи» управляющего и управляемого объектов в автоматическом регулировании, кибернетике, управлении социальными процессами).

Материальное бытие таково, что названные связи в нем благо­даря взаимодействию многочисленных причин и следствии образу­ют бесконечномерную универсальную сеть всеобщих связей, где все явления прямо или опосредованно многократно соотносятся друг с другом, представая в одном отношении причиной, а в другом следствием. Лишь абстрагируя два «соседствующих» явления от се­ти всеобщих связей можно квалифицировать одно из них как при­чину, а другое — как следствие.

Как отмечалось, то млн. иное явление есть результат чаще всего совокупности причин разного типа и значения, «веса» в формиро­вании следствия. Это положение находит свое отражение в поня­тии причинного основания как совокупности всех обстоятельств, вызывающих следствие (различных причин, условии, поводов). Условия комплекс факторов, который выступает необходимой предпосылкой порождения следствия причиной. Сами по себе, без этих факторов условия не могут инициировать следствия, но без них причина тоже не может реализовать свою потенциальную возмож­ность вызвать следствие. Так, низкий уровень политического разви­тия народа России, отсутствие демократических традиций были условием установления большевистской диктатуры в 1917 г. под ви­дом диктатуры пролетариата. Подлинная же причина — давнее экст­ремистское стремление элиты большевистской партии к захвату вла­сти.

Поводы это события, явления, которые служат побудитель­ным толчком для действия всего причинного основания. Они не могут вызвать то или иное следствие, но срабатывают как «пуско­вой механизм» причины. Например, успешное наступление Колчака на Екатеринбург летом 1918 г. стало поводом для расстрела цар­ской семьи местными чекистами. Длительное время этот повод вы­давался за причину расправы: возможное освобождение бывшего царя Николая II, отрекшегося от престола еще в феврале 1917 г., якобы существенно, а может быть, и в решающей степени усилило бы позиции контрреволюции.

Детерминация самоорганизующихся систем обусловлена не только внешней средой, но и ее собственными предшествующими состоя­ниями. В частности, переход в странах СНГ к рыночной экономике детерминирован как внешними факторами (прежде всего, примером успешно функционирующей экономики Запада), так и состоянием застоя в разных сферах жизни.

Связи между причинами и следствиями бывают как жестко обусловленными, необходимыми, так и случайными, вероятностны­ми, поэтому более глубокому их пониманию способствуют катего­рии случайности и необходимости, возможности и действительно­сти.

Случайность категория, отражающая неоднозначно об­условленную связь причинных оснований и следствий, при которой то или иное причинное основание может вызвать любое следствие из множества возможных различающихся между собой следствий.

Необходимость философская категория, выражающая од­нозначно обусловленную связь причинных оснований и следствий, при которой то или иное причинное основание обязательно вызовет только определенное следствие.

Это категории полярные. Случайное событие может произойти, но может и не произойти, хотя возможно в принципе. Обильный урожай на зерно необходимо вызовет некоторое понижение цен на него. Вполне определенная урожайность той или иной зерновой культуры — событие случайное, поскольку случайно совпадение множества факторов, служащих ее причинным основанием (ка­чество почвы, ее обработки, время посева, погодные условия и т. д.).

Случайность существует объективно, возникает вполне законо­мерно, ибо имеет причинные основания. Их связь неоднозначна, ибо есть результат «срабатывания» сочетания неопределенного числа факторов, которое нельзя точно предсказать. Но она несомненна и отражается в статистических закономерностях, описывающих слу­чайные события с помощью аппарата математической статистики, базой которой служит теория вероятностей. Вероятность коли­чественная мера возможности наступления случайного события. Ве­роятность невозможного события равна нулю, а необходимого -единице. Статистические законы не позволяют установить наступ­ление либо не наступление случайного события или явления: исходя из них можно определить лишь степень вероятности их появле­ния.

Так как необходимость и случайность взаимообусловлены (слу­чайность представляет собой форму проявления и дополнение необ­ходимости), статистические законы вполне адекватно выражают это обстоятельство. Например, рождаемость как демографическая характеристика населения России, будучи необходимым следстви­ем своего причинного основания, складывается как среднестатисти­ческая величина из локальных рождаемостей отдельных регионов, народов России, социальных групп и т. д., выступающих как слу­чайные явления в этой связи. Локальные рождаемости суть прояв­ления и дополнения необходимости, т. е. общероссийской рожда­емости населения.

Динамический закон, например, закон Ома для участка электри­ческой цепи, дает возможность однозначного предсказания (в дан­ном случае силы тока, если известны напряжение на концах провод­ника и его сопротивление). Он «...абстрагируется от случайности... выражает непосредственную необходимость и поэтому дает отраже­ние действительности с точностью до пренебрежения случайностью. Статистический закон выражает объективную необходимость в ее неразрывной связи со случайностью, он не игнорирует случайность, а рассматривает ее как форму проявления необходимости»^. Успехи квантовой механики, генетики, теории надежности, теории массового обслуживания и др. достигнуты благодаря вероятностно-статисти­ческому пониманию причинно-следственных связей бытия.

Эти связи устанавливаются тогда, когда явление как причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же причина еще не вызвала следствия, т. е. фактически причиной еще не стала, но выступает таковой потенциально, то это значит, что явление име­ет возможность сыграть роль действительной причины. Возмож­ность философская категория, выражающая предпосылку воз­никновения определенного явления, предмета, процесса, его потен­циальное существование. Действительность категория, отра­жающая осуществившуюся возможность, нечто ставшее. Обе они характеризуют две последовательные стадии движения от причины к следствию. Например, свойство мозга ребенка развиваться с возрастом в сознание есть возможность возникновения у него созна­ния, а ставшее, реальное сознание действительность этого свой­ства как возможности.

 

 

Законы диалектики.

Принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей.

Главным из них является закон единства и борьбы противоположностей, т.к. он вскрывает самое основное в развитии – его источник. Он рассматривает самую существенную сторону развития – его источники и причину, поэтому его можно назвать «ядром» диалектики. он говорит о том, что развитие основано на наличии в любом предмете, процессе или явлении противоречивых сторон. Определение: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и борьбе противоположных сторон предметов и явлений. Пример: в истории полярные общественные интересы, в биологии – противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции веществ, в физике – вещество и поле, волна и корпускула, в психике – осознаваемое и неосознаваемое, логическое и нелогическое, в культуре – традиции и инновации и т.д.

Между противоположностями существуют два вида отношений: единства и противодействия. Что такое отношение единства? Во-первых, это неразрывная связь противоположных сторон, их неразделенность. Каждая противоположность является условием существования другой. По отдельности они не существуют. Если исчезнет одна из противоположностей, перестанет существовать и другая (Пример с магнитом).

Во-вторых, единство противоположностей предполагает их взаимообусловленность и взаимопроникновение. Что это означает? Любая из противоположностей имеет потребность в том, чего у нее нет, но есть в другой. Они вступают во взаимодействие, взаимопроникают друг в друга. Это означает, что противоположности не существуют как разнородные, разделенные в пространстве, любая из них содержит в себе другую.

Что такое отношение противодействия («борьбы») противоположностей? Суть противодействия заключается в том, что любая из противоположностей выталкивает из себя другую, стремиться от нее освободиться. Взаимодействие противоположностей образуют в объекте внутреннее напряжение, противоборство, борьбу, которые рано или поздно заканчиваются победой одной из противоположностей, разрешением, т.е. исчезновением данного противоречия.

Единство и противоборство противоположностей образует противоречие. Противоречие – это отношение, которое характеризуется единством противоположностей, и вместе с тем постоянным противодействием (борьбой) между ними. Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.

Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Именно противоречия выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает общий механизм развития, и отвечает на вопрос: каким образом осуществляется развитие? Этот закон, иначе говоря, раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому. В противоположность идеализму материалистическая диалектика подчеркивает материальную детерминированность качественных превращений. Изменение качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных и информационных компонентов системы. Определение: постепенное накопление количественных изменений при достижении границ меры приводят к качественным изменениям; переход к новому качеству имеет скачкообразный характер. Пример: периодическая система Д.И. Менделеева. Прибавление одного или убавление одного атома приводит к качественному изменению вещества (НО — вода, НО — перекись водорода). Или температура кипения или замерзания воды.

Основными категориями этого закона являются категории «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок». «Качество»устойчивую совокупность существенных свойств предмета или совокупность свойств, указывающих на то, что собою данная вещь представляет, или, внутренняя определенность предмета, (в данном определении качество тождественно сущности). Качество тождественно бытию предмета, самому его существованию. Теряя качество, предметы перестают быть тем, что они есть. Благодаря наличию качества все предметы приобретают относительную устойчивость и отличаются от других предметов объективного мира. От качества следует отличать свойство.

«Свойство» – это проявление качества предмета в процессе его взаимодействия с другим предметом; или сторона предмета, проявляющаяся в его способности взаимодействовать с другим предметом.

«Количество» – степень выраженности и интенсивность присущих предмету свойств, выражаемая в величинах и числах. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, скорость изменения предметов и т. д.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Нет «чистого количества» никак не связанного с «качеством», и, наоборот. Эта связь в философии выражается понятием мера.

Слово «мера» имеет множество значений. Это и способ определения количества по принятой единице измерения (мера времени, мера длины) и предпринятое действие (крутая мера). В диалектике понятие «меры» служит для выражения взаимосвязи количества и качества. «Мера»количественные границы (определенный интервал значений свойств), в рамках которого может существовать данное качество. Или, мера – это такое соотношение качества и количества, при котором количественные изменения не приводят к качественным. Пример: Для жидкого состояния воды при нормальном давлении ее мерой является температура от 0 до 100 градусов по Цельсию. В этих пределах количественные изменения не приводят к качественным. Но стоит перейти меру как качество меняется. Выход количества за рамки меры обусловливает изменение качества, его преобразование в другое качество. Новое качество влияет на исчезновение одних и появление других количеств.

Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается четкой числовой фиксации. Например, в нравственной сфере размыты грани между щедростью и расточительностью, экономностью и скупостью, смелостью и безрассудностью и т.д. В этих случаях числовое значение меры установить нельзя, но мера существует и здесь, переход через которую означает переход к иному качеству. Поэтому одним из нравственных правил является «Знай меру во всем».

Качественные изменения, в отличие от количественных, выражаются понятием скачка. «Скачок» – представляет собой перерыв непрерывности существования качества в рамках той или иной меры. Различают два вида скачков: 1) скачки как разовые «взрывные» процессы, когда сравнительно резко и быстро происходит превращение одного качества в другое, при этом происходит преобразование всей структуры объекта; напр., взрыв ядерного устройства, социальная революция, природная катастрофа и т.п.); 2) скачок, как многоступенчатый процесс, когда предметы и явления изменяются не сразу и целиком, а отдельными своими сторонами. Иначе говоря, это последовательность «локальных» скачков, преобразующих отдельные части системы; напр., трансформация древнерусского языка в современный русский, эволюционные изменения в обществе, естественный радиоактивный процесс и т.д.

Закон отрицания отрицания показывает направленность, преемственность развития и его форму. Определение: в процессе развития объективно существуют две тенденции – поступательного изменения и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию. Пример: зерно, колос, новые зерна в колосе. Перове отрицание – колосом зерна, второе отрицание – колоса.

Развитие происходит как отрицание старого новым. Никакое развитие не может происходить, не отрицая своих прежних форм существования. Новое качество возникает не на пустом месте, всегда на основе старого, путем преобразования тех элементов, из которых состояло это старое качество. Что такое отрицание? Диалектическое отрицание есть переход объекта в нечто другое (другое состояние или объект, исчезновение данного объекта). Диалектическое отрицание показывает не только разрыв, оно предполагает и связь, преемственность между этапами развития (полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть «зряшное», метафизическое отрицание).

Каждый материальный объект рано или поздно отрицается в силу его противоречивости, переходит в нечто новое, иное. Но это новое, в свою очередь, также отрицается, переходит в другое, и т.д. Процесс развития, поэтому может быть охарактеризован как «отрицание отрицания».

Повтор на высшей ступени развития характерных черт (структуры) исходной ступени является сущностным признаком закона отрицания отрицания. Каждый цикл предстает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: