Домашнее задание к теме «Словосочетание»




1. Какие из выделенных сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?

1. Доктор вошел в комнату, где лежал Кипренский (К. Паустовский). 2. Пусть несется поезд навстречу рассветам, в зеленое царство таежного лета (И. Кашпуров). 3. И волны и суша покорны тебе (А. Пушкин). 4. Я с нетерпением буду ждать, когда за окном забрезжит рассвет (К. Шустал). 5. Облетевший тополь серебрист и светел (С. Есенин). 6. Лева вдруг разразился самым веселым смехом (И. Бунин). 7. Регент, подпрыгивая, побежал в ресторан (М. Горький). 8. В лад матери тихонько засмеялась и ее дочь, Катерина (Ю. Нагибин). 9. Она не то ис пугалась, не то удивилась и глядела на него большими глазами (В. Панова). 10. Вследствие ранения Ибрагим вместо парика носил повязку (А. Пушкин). 11. Давайте споем, друзья, ведь завтра в поход! (Д. Эйдин.) 12. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким (К. Паустовский). 13. Проходит день за днем, а радости-то нет (Т. Володина). 14. Ходить-то ходил он к ней, да без толку все (Т. Васильева). 15. А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).

2. Распределите выделенные словосочетания на две группы: 1) свободные и 2) несвободные. Установите различие между ними.

1. Что-то странное произошло со всеми присутствующими (А.Н. Толстой). 2. Как-то совсем незаметно наступило бабье лето (Л. Курбыко). 3. Серп месяца стал ярче (В. Вересаев). 4. Впереди шли семеро косцов (В. Гиляровский). 5. Не струя золотого вина в отлетающем вечере алом, – расплескалась колосьев волна вдоль межи налетевшая шквалом (А. Белый). 6. Только время от времени багрово встают над лесами зарницы (Ю. Куранов). 7. Офицерская бригада – это двенадцать тысяч добровольцев, кадровых офицеров, умеющих драться (А.Н. Толстой). 8. И дома и в редакции Калитин чувствовал себя одиноким (Н. Ильина). 9. Эта жизнь Тане пришлась не по вкусу (Н. Ильина). 10. Художник с Васей едва добрались до дому (К. Паустовский). 11. Везде: на листьях, траве, ветках рассыпаны алмазы росы (Л. Курбыко).

3. Выделите из предложений несвободные словосочетания, определите их тип: 1) фразеологически связанные, 2) метафорически неделимые, 3) синтаксически связанные. Охарактеризуйте их синтаксическую функцию.

1. Сегодня в доме весело, сегодня пир горой… (С. Михалков.) 2. Все чаще в ней стали вспыхивать светлые пятна пушистых молодых сосенок, которых сменили желто-красные колонны стволов строевого корабельного леса (Л. Соболев). 3. Мне не удалось в тот год побывать в Риге (В. Субботин). 4. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать (А. Пушкин). 5. Разного облика произрастают леса по великой Сибири (С. Залыгин). 6. На станции служило одиннадцать человек (М. Горький). 7. Я каждый трепет, каждый вздох счастливый вместить стремился в стих (В. Брюсов). 8. Не могу оторвать взгляда от шатров черных ив, которые нависают над моей головой (А. Шурмилев). 9. В труде не покладая рук он чудеса творил (С. Михалков). 10. Что-то неприятное и жалкое было во всем его облике (М. Шолохов).

4. Сгруппируйте словосочетания с учетом лексико-грамматического разряда (субстантивные, адъективные, нумеративные, прономинальные, глагольные, наречные).

Бросающийся вниз, абсолютно наш, шероховатый снаружи, ветка сосны, стремиться к победе, готовый сражаться, вернуться к нему, три звезды, медвежья нора, пошел посмотреть, яйцо вкрутую, войти улыбаясь, слишком слабый, намерение развестись, много работать, мой талисман, двое из нас, сильнее отца, накрахмаленный бабушкой, вы с отцом, разделить на три, бледный от недосыпания, увидев знакомых, что-то древнее, седьмой этаж, блестящая поверхность, согласен со всеми, кто-то из вас, еле заметно.

5. Обозначьте главное слово в каждом из словосочетаний. Определите виды синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Прийти вопреки запрету, абсолютно чужой, книга сестры, исполняя обещание, побледнеть от испуга, оказать помощь, бой быков, поехать за хлебом, белизна неба, предназначен для наблюдений, приказ директора, выше матери, наша миссия, просить уехать, сделал назло, стать литератором, кое-кто из казаков, унесенные ветром, пустой внутри, абсолютно безвредный, готовый бороться, идти работать, пригласил друзей, попытка объяснить, подарить на память, чтение романа, один товарищ, приезд соседа, трое из нас, сеть столбов, лететь стрелой, обидно до слез, общий любимец, согласиться с мнением, лисий хвост, жить порознь, некоторые вопросы, подножие храма, много песен, замеченный мною, несколько бойцов, позвонил утром, быстрее ветра, производство чая, распоряжение завуча, расстроиться из-за ошибки, готовясь к поступлению, чашка кофе.

6. Определите структурные типы словосочетаний. Укажите главные и зависимые слова. Назовите виды связи, которые в них реализованы.

Новый кирпичный завод, уверенный шаг вперед, прекрасная дача в Подмосковье, ходить из комнаты в комнату, поехать отдыхать к морю, развернуть всех кругом, встретиться поздним вечером, хороший доклад по математике, склониться к прозрачному ручью, добрый абсолютно по отношению ко всем, уехать по путевке в Крым, весело насвистывает знакомую мелодию, слишком медленно соображает, варенье из черной смородины, постоянное желание спать, вернуться на родину героем, очень модно одеваться, проснуться ранним утром, в назначенный день встречи, холодная осенняя погода, углубился в изучение физики, торговля фруктами летом, постоянная головная боль, новый дом с пристройкой, совсем неопытный птенец, надо во всем разобраться, оглянуться случайно назад, никому не нужные волнения.

7. Подберите простые словосочетания, имеющие следующие признаки.

1) Свободное, субстантивное, отношения – определительные, вид связи – примыкание;

2) несвободное, прономинативное, отношения – комплетивные, вид связи – управление;

3) свободное, глагольное, отношения – обстоятельственные, вид связи – примыкание;

4) свободное, адъективное, отношения – объектные, вид связи – управление;

5) свободное, нумеративное, отношения – определительные, вид связи – согласование;

6) свободное, адвербиальное, отношения – объектные, вид связи – управление.

8. Составьте словосочетания, соответствующие структурным схемам. Определите в них вид связи и тип отношений.

1) S + Part

2) S + Inf

3) S + Adj

4) V + S3

5) S + S4

6) V + Adv

7) Quant + S2

8) Compar + S2

9) S + Adv

10) Adj + S2

11) Part страд. + S5

12) S + Compar



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: