Комплекс дыхательных упражнений




Г.

Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,

Рук. Чернецкая Т.Е.

Группа №1

Тема занятия:

«Формирование навыков певческого дыхания.»

«Работа над музыкальным репертуаром»

Цель занятия:

ü Повышение вокального мастерства учащихся

ü Ознакомление с навыками певческого дыхания

Задачи занятия:

ü Обучающая - обучение методам и приемам работы с основными навыками певческого дыхания, при помощи вокальных упражнений

ü Развивающая – развитие дыхательного аппарата

ü Воспитательная – Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность); Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;

 

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: групповая.

Используемое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, микшер, вокальная литература.

Методический и дидактический материал: нотные партитуры для работы с вокальным ансамблем, фонограммы «плюс» и «минус».

Ход занятия:

ü Теоретическая часть:

Формирование навыков певческого дыхания.

Вокальные упражнения для совершенствования певческого дыхания должны быть очень простыми и в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Простые дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными упражнениями, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.

Координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно в одном направлении, что позволит выработать профессиональные качества громкости, легкой управляемости, овладения диапазоном и «неутомляемости» при длительном пении.

Во время пения дыхание у детей бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. Шум при вдохе этот возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Задачи вокальных упражнений и произведений на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло охватить все возникающие перед ним задачи и трудности.

Овладение техникой дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом. Экономичный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и «крикливости», а также становиться причиной завышения звука. При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть легким, но очень активным.

Мастерство и умение приходит в результате длительной работы, а для этого надо набраться терпения и настойчивости.

Формирование навыков основано на использовании дыхательных упражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создают своеобразную психологическую настройку всего организма:

1) будят эмоциональную сферу;

2) развивают творческую фантазию;

3) налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосового аппарата);

4) закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;

5) собирают творческое внимание.

Комплекс дыхательных упражнений

На этом этапе обучения учащиеся должны научиться брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы, брать дыхание через рот и нос одновременно. В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием. Спокойный, но достаточно активный вдох, с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Прерывистый, вялый звук – показатель неправильного дыхания.

1. Доречевые упражнения развивают смешанное дыхание, дают первые представления о певческой позиции и резонаторах.

2. Речевые упражнения. Свободно звучащий голос - необходимое условие любого выступления, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер, которые увлекают, втягивают в работу душевную сферу детей, вызывают положительные эмоции, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.

Для того чтобы упражнения были эффективны, нужно избегать монотонности. И с этой целью полезно использовать стихотворный материал для упражнений.

Целевая установка упражнений - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо плавно, не ослаблять его и не напирать, чтобы не нарушить найденной координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения упражнений.

Заданиепо теории:

1. Повторить предыдущий материал по теории. Ознакомиться с терминологией.

2. Петь вокальные упражнения на развитие дыхания вместе с видеороликом.

3. Знать типы дыхания (названия и характеристика каждого типа).

4. Что такое «диафрагма».

Работа с муз. репертуаром:

1. Вокальные упражнения. Петь вокальные упражнения, данные на странице сайта. Прослушать вначале, как исполняется упр., затем соединить свой голос с исполнением педагога.

2. «Пульс планеты» - повторять песню, работать с фонограммой «плюс» и «минус», следить за интонацией. Повторить партии по голосам. Вспомнить партию отдельно, затем соединить с фонограммой «плюс» и «минус». Звук фонограммы включать не громко, чтобы он не заглушал ваш голос.

3. «Сапожки русские» - повторять партии по голосам. Соединять с фонограммой. Вспомнить сценические движения. Исполнять вместе с фонограммой, соединяя пение со сценическим движением.

4. «Кто, если не мы » - повторить песню, вспомнить партии по голосам. Петь с фонограммой «плюс» и «минус».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: