Месяц | Дата | Тема занятия | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | |
Сентябрь Октябрь Октябрь | Здравствуй лето, детский сад! День знаний! | 1-2 неделя диагностика детей, заполнение речевых карт | |||||
Мой дом, мой город | 1. формирование умения делить слово на слоги (Д/и «Раздели по слогам») | 2. Активизировать и обогащать словарь детей по теме. 3. игра «образуй слово» (сложносоставные слова – трехэтажный, многоэтажный) 2. «скажи наоборот» (антонимия) 3. «объясни слово» (сложносоставные –новостройка, многонаселенный) | 1. образование относительных прилагательных 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже | Пересказ текста | |||
Транспорт | 1. Развитие слухового внимания, чувство рифмы (Игра «Подскажи словечко») 2. формирование умения делить слово на слоги | 1. уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «транспорт» 2. закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом | 1. образование творительного падежа существительных в единственном числе (игра «Кто чем управляет?») 2. образование родительного падежа существительных во множественном числе (игра «Один-много») 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково») | 1. Чтение художественной литературы по теме 2. Составление рассказов-описаний транспортных средств по плану 3. Учить детей перессказу текста | |||
Краски осени | 1 .Д/и «Отгадывание неречевых звуков» (дождь капает, дерево падает,, плеск волн, каблуки стучат). 2.Послушай, как я отстукиваю слова и догадайся, какое слово отстучу: шаль, кепка, фуражка.(на каждый слог стук) | 1.Учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные. Д/и «Подбери признак». 2.Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия. Д/и «Подбери обобщающее понятие». 3.Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов) Д/и «Назови предмет по названным частям» 4. Подобрать слова действия Дождь (что делает?) идет, моросит, льет Ветер (что делает?) 5. Антонимы; Д/и «Наоборот»: Толстая-…(тонкая ткань); Чистая- …(грязная); Сухая-…(мокрая); Праздничная-…(повседневная) ;верхняя-…(нижняя) | 1.Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные местоимения: «мой», «моя», «моё». Д/и «Чей,чья, чьё,чьи» Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое. 2..Закреплять у детей умение использовать множественное число существительных. Д/и «Один – много». 3.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Д/и «Большой – маленький» 4 .Упражнение в запоминании и исправлении слов действий (мужского и женского рода единственного числа) Д/и «Исправь ошибки» | 1.Развивать у детей желание отгадывать загадки И загадывать их другим. Воспитывать у детей уважение и любовь к народному творчеству. Отгадывание и загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок об осени, примет осени. 2. Учить составлять предложения с относительными прилагательными по образцу. Согласовывать существительные с прилагательными. 3.Развивать умение последовательно и полно описывать предмет, используя схему рассказа. Составление описательного рассказа о осени. 4.Воспитание любви к народному творчеству, желания знать и рассказывать другим. Чтение и заучивание чистоговорок, поговорок. Загадывание и отгадывание загадок. 5. Закреплять у детей понятие. Что предложение содержит законченную мысль. Учить заканчивать предложение с опорой на картинки и без опоры. Д/и «Закончи предложение» | |||
Животный мир (домашние животные) | 1. Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха) 2. Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам) | Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные» | 1. Образование притяжательных прилагательных 2. Учить согласовывать имена существительные с числительными 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 4. Образование множественного числа существительных | Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию (игра «Кто самый нужный?») Составление описательного рассказа по план-схеме | |||
Урожай (овощи, фрукты) | 1. Развивать слуховое внимание, речевой слух (Игра-шутка «Про овощи) | 1. развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»; 2. упражнять в отгадывании предметов по их описанию; | 1. Согласование сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже. 2. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме (-ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-). 3. Образование множественного числа существительных 4. Образование относительных прилагательных 5. Предлоги «в,на». | 1. Учить детей составлять предложения с опорой на 3 картинки 2. Составление рассказов-описания | |||
Октябрь | Народная культура и традиции | Развитие речевого слуха и восприятия | 1.Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). 2.Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). 3.Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. 4.Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. | 1. Образование множественного числа существительных Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ текста | ||
Октябрь | Наш быт (мебель) | 1. Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха) 2. Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам) | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове |
| 1. Совершенствовать грамматический строй речи, учить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы 2. Образование относительных прилагательных и существительных 3. Учить правильному употреблению родительного падежа существительных во множественном числе 4. Учить правильному употреблению предлогов речи (игра «Дополни предложение») | Составление рассказа описания по схеме | |
октябрь | Я в мире человек | 3. Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха) 4. Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам) | 1.Уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Я в мире человек» 2. Познакомить детей с частями тела человека 3. Познакомить детей с правилами гигиены | 1. образование единственного числа существительных 2. Образование множественного числа существительных 3. Согласование существительных с числительными 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1. Составление рассказа | ||
Ноябрь | Дружба. День народного единства | . Д/и «Какое слово не подходит?» (развитие речевого слуха и восприятия).Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги, развивать слуховое внимание) | Д/и «Скажи иначе» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Д/и «Скажи какая, какое, какие?» (подбор признаков) Игра «Где я живу?»(пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов) | 1.. Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) 2. Д/ Игра «Исправь ошибки» 3. Игра с мячом «Закончи предложение» (согласование прилагательных в косвенных падежах) 4. Игра «Какая, какой, какие?» (образование притяжательных прилагательных) | Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) Чтение худ.литературы. Заучивание стихотворений о России | ||
Ноябрь | Город мастеров (профессии) | . Д/и «Кто самый внимательный?» (развитие фонематического слуха и восприятия) 2.Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги) 3. Д/и «Чем я это делаю?» (формирование умения дифференцировать неречевые звуки на слух) | 1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) | 1. Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?» 2. Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов 3. Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?») | Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | ||
Ноябрь | Кто как готовится к зиме | Короткие и длинные слова. (игра «Какое слово?» | Активизация и обогащение словаря существительных. Активизация глагольного словаря. Активизация и обогащение словаря прилагательных и наречий. Активизация и антонимов и синонимов, родственных, сложных слов. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково» Образование существительных в разных падежах: 1.родительный падеж множественного числа. («Один - много» 2. творительный падеж единственного и множественного числа («Охотники» Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей.(«Большая семья»). согласование числительных с существительными в роде, числе падеже («Сосчитай зверей»). Образование притяжательных прилагательных(игра «Чей, чья, чье?» | Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет. Что делает?) Употребление сложносочиненных предложений с противопоставлением (Составление рассказа-сравнения о двух зверях.Чем они похожи и чем отличаются) Составление рассказа по набору слов. | ||
Итого: 22 занятия |