Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! | Звук [А] Звук [А] | Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словари и словарь признаков по теме 2. Закрепить в речи названия зимних месяцев 3. Обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному (игра «Какая?Какой?») 4. Учить подбирать слова действие (Снег (что делает?) | 1. Образование слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов 2. Учить подбирать слова-родственники к заданному слову 3. Образование существительных во множественном числе 4. Образование родительного падежа единственного числа (игра «Есть-нет») | Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм | |
декабрь | Город мастеров (Ремесла Южного Урала) | Звук [У] Звук [У] | Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить выделять ударный гласный звук в начале слова. | 1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) | 4. Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?» 5. Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов 6. Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?») | Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | |
Декабрь | Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы) | Звуки [А]-[У] Звук [И] | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА) Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». | 2. Активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, обувь, головные уборы» 3. Активизация словарного запаса существительных, закреплять формы винительного падежа существительных 4. Активизация глагольного словаря (игра «Кто что делает?») | 1. Употребление родительного падежа существительных во множественном числе 2. Согласование существительных с притяжательными местоимениями 3. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов 4. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (игра «На швейной фабрике») | Составление описательного рассказа по схеме | |
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (зимние забавы) | Звук [И] Звуки [А]-[У]-[И] | Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2. Объяснить значение пословиц | 1. Согласование числительных с существительными 2. Образование мн.ч. существительных 3. | 1. Закреплять умение правильно строить предложение 2. Пересказ текста «Поезд» | |
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (елка) | Звук [О] (2 Занятия) | Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах. Развивать умения выделять ударный гласный звук в начале слова. | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2. Объяснить значение пословиц 3. Подбор прилагательных к существительным (игра «назови какие» | 1. Учить детей подбору родственных слов 2. Согласование числительных с существительными 3. Образование множественного числа существительных 4. Образование сущ. с умен.-ласк. суф-ми. | 1. Учить составлять предложения 2. Пересказ текста «елка» | |
28.12-10.01 Рождественские каникулы | |||||||
Январь | В гостях у сказки (инструменты) | Звуки [А]-[У]-[И]-[О] Звук [М] | Определение в словах первого и последнего гласных взвуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА) Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «согласный» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). | 1.Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты» | 1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже 3. Согласование существительных с числительными в единственном числе | 1. Составление рассказов-описаний инструментов по рисуночному плану | |
Январь | Этикет (посуда) | Звук [М’] Звук [Н] | Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятие «мягкий согласный» Развивать фонематические процессы. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем). | 1. Рассказать детям о названиях видов и предметов посуды, материале, из которого она изготовлена, ее необходимости в каждом доме. 2. Объяснить значение пословиц, заучивание одной 3. Учить подбирать антонимы 4. Подбор прилагательных к существительным | 1. Образование относительных прилагательных 2. Образование слов со значением вместилища чего-либо 3. Согласование числительных с сущ. в ед.ч. 4. Образование множественного числа сущ. | Пересказ текста «Мамина чашка» | |
Январь | Моя семья | Звук [Н’] Звуки [М]-[Н] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях. Развитие навыков звукового анализа (выделение заданного согласного в слове). Развивать навык делить слова на слоги. | 1. Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря) 2. Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря) 3. Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) 4. Подбери к предмету нужную часть тела (закрепить названия частей тела) Лепка человека. 5. Покажи действие. (формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность. 6. отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме) | 1. Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные) 2. Про что можно так сказать: «Мой, моя, мои». (развивать умение образовывать притяжательные местоимения) 3. Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) 4. Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две») 5. Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст.вр. с местоимениями) 6. Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени) 7. Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов) 8. Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.) | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь бабушке» (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ) 3.Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) 4. Чтение худ.литературы. 5. Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов) | |
Февраль | Быть здоровыми хотим (продукты питания) | Звук [Ы] (2 занятия) | Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2. Объяснить значение пословиц, заучивание одной 3. Учить подбирать антонимы 4. Подбор прилагательных к существительным | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Пересказ текста | |
Февраль | Азбука безопасности (электроприборы) | Звук[П] Звук[П’] | Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова. Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия Согласный «твердый», «мягкий» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). | 1. расширить и уточнить словарь по теме, 2. познакомить с мерами безопасности при пользовании электроприборами | 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» 2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах 3. Согласование существительных с числительными 1,2,5ин «один— много» 4. Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"» | 1. учить составлять предложения по картинкам 2. Отгадывание загадок по теме 3. Составление рассказа –описания 4. Чтение художественной литературы по теме | |
Февраль | Наши защитники | Звук [Т] Звук [Т’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове | Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме. | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных | Составление предложений и небольших рассказов о людях, которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план. | |
Февраль | Маленькие исследователи (насекомые) | Звук [К] Звук [К’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «мягкий» Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые» | 1. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 2. Учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа 3. Учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов | Составление рассказа-описания по схеме | |
Итого: 44 занятия | |||||||
III период (март, апрель, май) – 12 недель (в июне – индивидуальная и подгрупповая работа) | |||||||
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
Март | Женский день | Звук [Х] Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х] | Познакомить с односложными и многосложными словами. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу. Развивать звуковой анализ в слогах (выкладывание звуковых схем). | Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей по теме: «Женский день» (игр «закончи предложение» «Кем работает мама»?) | 1. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими именами. 2. Учить образовывать существительные во множественном числе 3.Образование притяжательных прилагательных | 1. Учить детей составлять рассказы о том, как можно поздравить бабушек и мам, по плану из рисунков пиктограмм | |
Март | Миром правит доброта (домашние птицы) | Звук [Б] Звук [Б’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Упражнять в деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха (Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук. Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов) | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме (упражнение «Кто как голос подает?», упражнение «Собери семейку») | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Пересказ текста «Курочка» Составление описательного рассказа по теме с опорой на план-схему | |
Март | Азбука безопасности в природе | Звуки [Б] - [П] Звук [Д] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р:башня-пашня). Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук» Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в звуковом анализе слогов (выкладывание графической схемы). Упражнять в различение односложных многосложных слов. Развивать навык деление слов на слоги. | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Составление рассказа по план-схеме | |
Март | Весна шагает по планете | Звук [Д'] Звуки [Т]-[Д] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятие «мягкий согласный». Упражнять в звуковом анализе слогов (выкладывание графической схемы). Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р: дом-том). Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов вслед за логопедом). | 1. Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2.Закрепить в речи названия весенних месяцев. 2. Учить подбирать родственные слова (упражнение «Подбери родственников») | 1. Образование сравнительных прилагательных (упражнение «Договори предложение») 2. Согласование существительных с числительными в единственном и множественном числе (упражнение «Веселый счет») 3. Образование существительных во множественном числе (упражнение «Один-много») 4. Учить употреблению глаголов будущего времени (игра «Дополни предложение») | Составление рассказов-сравнений о приметах времен года по картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм. | |
Апрель | День смеха, цирк, театр (животные жарких стран) | Звук [Г] Звук [Г’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять в звуковом анализе слогов. | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк», «Животные жарких стран» Учить подбирать слова – синонимы к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат. - упражнять в подборе слов – антонимов к словам | 1.формировать функции словообразования и словоизменения в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов, | Учить детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста | |
Апрель | Встречаем птиц | Звуки [Г]-[К] Звук [С] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук». Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу. Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков. | 1. Активизация и обогащение предметного словаря. (Названия птиц, части тела) 2. Активизация глагольного словаря (Кто как голос подает?Способ передвижения) 3. Активизация словаря признаков (Эпитеты: воробей – серый, невзрачный, драчливый, боевой, удалой). Антонимы. | 1. Образование существительных в разных падежах 2. Употребление предлогов 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 4. Образование притяжательных прилагательных 5. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже | 1. Составление предложений из набора слов 2. Составление рассказа-описания по схеме. | |
Апрель | Космос | Звук [С] | 2 занятия | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме | 1. Упражнять в образовании родственных слов к слову «Космос» 2. Учить детей подбирать слова с противоположным значением 3. Согласование существительных числительным | 1. Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложения 2. Текст для пересказа «Что такое звезды» | |
Апрель | Волшебница вода (обитатели рек, морей) | Звук [С] | 2 занятия | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Обитатели рек, морей» | 1. Формирование грамматического строя речи, словообразование; учить подбору родственных слов (игра «Какое слово не подходит») 2. Учить согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже (игра «Сосчитай-ка») 3. Учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «ЗА» (игра «Какие буквы спрятались») | Пересказ текста «Морской конек» | |
Апрель | Праздник весны и труда (труд людей весной) | Звук [З] (2 занятия) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Работать над развитием дыхания и голоса. Развитие фонематического слуха (определи наличие звука в слове, определи место звука в слове). |
| 1. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. 2. Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и существительными. | Пересказ рассказа «Послушный дождик» | |
Май | День Победы | Звуки [С]-[З] (2 занятия) | Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в различении Звуков на материале слогов, слов и предложений. Развивать умения делить слова на слоги | 1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слово к признаку (победный…марш) 3. Учить подбирать синонимы к словам | 1. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов 2. Учить образовывать существительные во множественном числе | 1. Учить составлять из слов предложения 2. Пересказ текста «День победы» | |
Май | Мир природы (цветы) | Звук [ Ш] (2 занятия) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать умения анализировать слоги, слова и предложения. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме | 1. Образование относительных прилагательных 2. Согласование существительного с числительным | 1. Составление рассказа – описания по схеме 2. Пересказ текста «Любитель цветов» | |
Итого: 48 занятий |
Всего: 114 занятий