Общие требования к построению рабочей программы дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКАМ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Разработка рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является обязательным и важнейшим компонентом учебно-методического комплекса дисциплины. Рабочая программа - это программа, в которой определяется место дисциплины в основной образовательной программе направления подготовки (специальности), ее связь с другими дисциплинами ООП, формы и виды учебной работы по дисциплине, способы оценки результатов освоения программы дисциплины студентами, условия реализации.

Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине, преподаваемой на кафедре. Целесообразность разработки рабочих программ одноименных дисциплин, профилированных для различных направлений подготовки (специальностей), определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание данной дисциплины, по согласованию с методической комиссией по УГС, начальником УВППО.

Ответственность за разработку рабочей программы несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина, в соответствии с приказом университета. Ответственным исполнителем разработки рабочих программ является заведующий кафедрой. Непосредственный исполнитель разработки (переработки) рабочей программы назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры (как правило, профессоров, доцентов). Рабочая программа может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой.

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам по направлению подготовки (специальности): ФГОС ВПО, Примерной образовательной программе ВПО, ООП СамГТУ и учебному плану.

При разработке рабочей программы учитываются:

· содержание примерной программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), входящих в ПрООП ВПО;

· содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

· требования организаций – потенциальных работодателей выпускников;

· требования выпускающих кафедр;

· содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

· материальные и информационные возможности университета;

· новейшие достижения в данной предметной области.

Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:

· Анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной баз кафедры.

· Анализ количества имеющейся в научно-технической библиотеке университета основной и дополнительной литературы. При отсутствии необходимой литературы в научно-технической библиотеке (или ее недостаточности) кафедра оформляет заявку на ее приобретение и/или составляет план разработки и издания учебников (учебных пособий).

· Анализ лабораторной базы и составление плана разработки (доработки) лабораторных работ.

· Анализ методического обеспечения всех видов учебной работы (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовое проектирование и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки и издания.

· Формирование содержания рабочей программы.

· Согласование.

· Утверждение.

Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

Разработка компетентно-ориентированной рабочей программы дисциплины проводится на основе ООП соответствующего направления подготовки (специальности) с учетом примерных программ дисциплин, рекомендованных Минобнауки РФ, основной образовательной программы ВПО. Разработку рабочей программы ведет кафедра, за которой закреплена дисциплина.

Общие требования к построению рабочей программы дисциплины

Рабочая программа должна определять роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли техники или технологии; объем и содержание компетенций (умений и навыков, опыта деятельности), которыми должны овладеть студенты, и инструментария по оценке достижения поставленных целей обучения. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами рабочих программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях.

Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:

- четкое определение места и роли данной дисциплины в формировании компетенций или их элементов, указанных в разделе 3 ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер деятельности человека, связанных с данной учебной дисциплиной;

- последовательная реализация внутри - и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности (направления подготовки);

- оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;

- улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой;

- активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;

- учет региональных особенностей рынка труда;

- применение в курсе современных информационных технологий.

Структурными элементами рабочей программы являются:

· титульный лист;

· оборот титульного листа;

· содержание;

· основная часть;

· лист согласования рабочей программы;

· дополнения и изменения в рабочей программе.

Структура и содержание рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины оформляется как самостоятельный учебно- методический документ и содержит разделы:

1. Цели освоения дисциплины;

2. Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки (специальности);

3. Требования к результатам освоения дисциплины;

4. Структура и содержание дисциплины;

5. Образовательные технологии;

6. Оценка качества освоения дисциплины студентами;

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины;

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

В разделе 1 указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП направления подготовки (специальности), в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания.

В разделе 2 указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.

В разделе 3 РПД устанавливаются требования к уровню освоения дисциплины в соответствии с компетентностной моделью выпускника, изложенной в ООП направления подготовки (специальности). Должны быть указаны коды и содержание компетенций, отнесенных к дисциплине в матрице соответствия компетенций и составных частей ООП, содержащейся в ООП направления подготовки (специальности). По каждой компетенции, в формировании которой участвует дисциплина, должны быть сформулированы требования к студенту, освоившему программу дисциплины, по схеме: знать – уметь – иметь опыт (владеть)

Раздел 4 целесообразно структурировать по подразделам:

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации;

4.2 Содержание дисциплины;

4.3 Формирование компетенций студентов.

В подразделе 4.1 указывается полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и распределение трудоемкости по видам учебной работы и семестрам в академических часах.

В подразделе 4.2 содержание дисциплины структурируется по модулям, разделам, темам и раскрывается их содержание с полнотой, достаточной для ориентации студентов, изучающих материал самостоятельно.

Трудоемкость каждого вида учебной работы должна соответствовать указанной в рабочем учебном плане направления подготовки (специальности).

Виды заданий на СРС устанавливаются преподавателем самостоятельно (кроме курсовых проектов и работ) по согласованию с кафедрой. Курсовые проекты и работы включаются в перечень заданий на СРС, если они установлены по дисциплине рабочим учебным планом направления подготовки (специальности).

Рекомендуемые виды заданий на СРС: темы рефератов (эссе); темы расчетно-графических работ и др. По каждому заданию на СРС должны быть определены трудозатраты студента на его выполнение.

Формы контроля освоения дисциплины приводятся в разделе 6.

В подразделе 4.3 составляется матрица соотнесения модулей дисциплины и формируемых в них компетенций.

В разделе 5 указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки (специальности) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российскихи зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

Раздел 6 должен содержать сведения о формах контроля качества освоения студентами программы дисциплины, об используемых педагогических контрольных материалах.

Раздел 7 РПД должен содержать сведения об: основной учебной литературе, соответствующей программе дисциплины; дополнительной литературе, позволяющей заинтересованным студентам расширить и углубить свои знания по отдельным темам программы дисциплины; методических указаниях и рекомендациях по всем видам учебной работы по дисциплине; программном обеспечении, электронных изданиях, содержащихся в электронно-библиотечной системе СамГТУ, и Интернет-ресурсах, позволяющих студенту выполнять учебные задания с применением современного программного обеспечения и знакомиться с достижениями науки, техники и их практическим применением в реальном масштабе времени.

В разделе 8 РПД указывается материально-техническое обеспечение, позволяющее проводить все виды подготовки по программе дисциплины (учебные лаборатории, компьютерные классы, студии и т.д.). Кроме того, в учебном процессе по дисциплине могут быть использованы мультимедийные средства, наборы слайдов или кинофильмов, описание деловых игр, демонстрационные приборы, средства мониторинга и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: