Экономическая часть
Отчета
Выполнил: Остапенко И.Ю.
Проверил: Лосева Т. В.
I. Понятие экономического анализа, его виды.
Анализ – глубокое всестороннее изучение основных показателей хозяйственной деятельности с целью оценки работы предприятия и выявления неиспользованных резервов.
Методы экономического анализа:
a) метод сравнения;
b) метод аналитических таблиц;
c) графический;
d) балансовый.
Данные для экономического анализа: данные бизнес плана, данные бухгалтерского учёта, проверок и ревизий.
a) Метод сравнения – широко используемый на практике в ходе этого метода, фактические данные сравнивают с данными прошлого года и находят относительный,оценочный показатель – темп роста, который выражается в % и оценивает работу по сравнению с прошлым годом, показывает на сколько процентов возрос или снизился показатель по сравнению с прошлым годом. Процент выполнения плана оценивает выполнение работы по сравнению с планом и показывает на сколько процентов был выполнен или не выполнен план.
b) Табличный метод – наглядное представление анализа, который позволяет связывать между собой аналитические показатели.
c) Графический метод используется, когда надо показать анализ в диаграмме.
d) Балансовый метод – предусматривает равенство сторон, если в ходе анализа равенство не достигнуто, тогда выясняется причина.
Основные условия для проведения анализа – сопоставлять анализируемые показатели. Данные должны быть сопоставимы по следующим направлениям:
− По единицам измерения;
− Данные должны быть сопоставимы по периоду;
− Данные должны быть сопоставимы по уровню цен. Здесь используется используются индексы цен.
|
II. Анализ структуры товарооборота.
Анализ товарооборота проводят методом сравнения с использованием аналитических таблиц. Цель анализа: ответить на вопрос, структура хорошая, плохая или неплохая. Исходные данные: бизнес план, текущая отчётность, данные проверок и ревизий.Данные для проведения экономического анализа:
a) товарооборот (т.р.);
b) Женская одежда, мужская одежда (т.р.);
c) Мужская одежда (т.р.);
d) Удельный вес женской одежды в товарообороте (%).
Показатели заносят в аналитическую таблицу за прошлый, текущий год:план, факт
. Используя метод сравнения находят темп роста и процент выполнения плана. Затем находят отклонение по удельному весу.
Правило №1: Структура хорошая, если выполнены следующие условия:
1. Темп роста, процент выполнения плана по всем трём показателям выше 100%.
2. Темп роста, %выполнения плана по собственной продукции выше темпа роста и% выполнения плана по покупным товарам.
3. Фактический удельный вес выше плана и прошлого года.
Возможные причины плохой структуры товарооборота:
1. Высокие цены;
2. Ассортимент и качество собственной продукции не соответствуют просу;
3. Срыв поставки сырья для выпуска собственной продукции;
Предложения для улучшения работы предприятия:
1. Для изменения ценовой политики сделать анализ издержек, найти резервы для их снижения;
2. Провести маркетинговые исследования, изучить спрос, заняться рекламой, провести аттестацию работников и т.д.
3. Сделать анализ сырьевой базы, наладить поставку.
4. Учесть сроки окончания ремонта в основных филиалов.
|
Анализ структуры товарооборота по составу проводится методом сравнения с использованием аналитических таблиц. В таблице заносятся показатели по собственной продукции и прочей собственной продукции.
Структура хорошая, если выполнены следующе условия:
1. По всем показателям входящих в состав товарооборота продукции процент выполнения и темп роста по всем показателям больше 100%;
III. Анализ товарных запасов.
Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций и предприятий. Соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.
Необходимость образования товарных запасоввызвана многими факторами:
− сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
− несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;
− особенности в территориальном размещении производства;
− условия транспортировки товаров;
− звенность товародвижения;
− возможности для хранения товара и т.п.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели выражаются, как правило, в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении бухгалтерских операций (например, при инвентаризации). Однако абсолютные показатели имеют один большой недостаток: с их помощью невозможно определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.
|
Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Вторым важнейшим относительным показателем, характеризующим товарные запасы, являетсятоварооборачиваемость. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
IV. Анализ плана по труду и заработной плате.
План содержит девять показателей:
1. Товарооборот, т.р.
2. Собственная продукция, т.р.
3. Работники предприятия, чел.
4. Фонд оплаты труда.т.р
5. Средняя заработная плата;т.р
6. Выработка на одного работника предприятия;т.р
7. Уровень заработной платы.%
Уровень заработной платы,качественный оценочный показатель, который выражается в процентах и показывает, сколько процентов занимает ФОТ в товарообороте.
Эти показатели заносят в аналитическую таблицу и, используя метод сравнения, находят темпы роста по четырём показателям: товарообороту, выработке на одного работника предприятия, фонду оплаты труда и заработной плате. Затем на основе анализа,делается вывод, правильно был использован ФОТ, или нет. ФОТ используется правильно, если соблюдаются следующие условия:
Темпы роста товарооборота выше темпов роста ФОТ, производительность труда выше средней заработной платы, фактический уровень ниже прошлого года.
Имеет место относительная экономия или перерасход. Перерасход возникает, если не соблюдаются соотношения.
±Э = ФОТф – ФОТск.
ФОТск = (Узппр × т/оф) / 100%
Этот показатель показывает, какую заработную плату необходимо начислить, чтобы обеспечить правильное использование ФОТ.
Есть три решения проблемы, если ФОТ используется не правильно:
1. Сократить численность работников производства и/или предприятия;
2. Повысить норму выработки;
3. Снизить среднюю заработную плата расходов.
Анализ расходов проводят методом сравнения с использованием аналитических таблиц. Цель анализа: оценить работу предприятия,найти резервы для снижения.
5. Анализ расходов
1. Краткий.
2. Полный.
Краткий: такие показатели, как:товарооборот, сумма расходов, уровень расходов заносят в аналитическую таблицу за прошлый и фактический год и, пользуясь методом сравнения, рассчитывают темпы роста по данным показателям, а также отклонение по третьему показателю. В ходе анализа,получаем ответ, эффективно ли работало предприятие, или нет. Имеет место:относительная экономия или перерасход.
Краткий анализ не даёт ответа на вопрос, за счёт каких групп или статей был допущен перерасход или экономия. Поэтому, в основном делают полный анализ. Исходные данные: группы расходов, или статьи расходов заносят в аналитическую таблицу по сумме и уровню. Анализ начинают с итога таблицы. Итоговые данные заносят в таблицу краткого анализа. Делают все необходимые расчёты (темп роста, отклонение по уровню, относительная экономия и перерасход, а затем возвращаются к большой таблице, делают анализ отклонения по уровню по каждой статье или группе, выписывают расходы, у которых фактический уровень выше прошлого года. Именно эти группы или статьи,дали необоснованный перерасход. По этим группам, статьям делается детальный анализ, разрабатываются мероприятия по снижению расходов.
6. Анализ финансовых результатов
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период. С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности предприятия это разность между доходами и расходами. Этот показатель важнейший в деятельности предприятия и характеризует уровень его успеха или неуспеха. Финансовые результаты деятельности предприятия определяются, прежде всего, качественными показателями выпускаемой предприятием продукции, уровнем спроса на данную продукцию, поскольку, как правило, основную массу в составе финансовых результатов составляет прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг). Финансовый результат деятельности предприятия служит своего рода показателем значимости данного предприятия. В рыночных условиях хозяйствования любое предприятие заинтересовано в получении положительного результата от своей деятельности, поскольку благодаря величине этого показателя предприятие способно расширять свою мощность, материально заинтересовывать персонал, работающий на данном предприятии и т.д.
Важнейшая экономическая категория, характеризующая финансовый результат деятельности фирм, - прибыль. Прибыль равна разнице между доходами и издержками производства. Одним из подходов отечественной практики при анализе величины прибыли выделены следующие ее виды:
- прибыль от основной деятельности
- прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
- доход от инвестиционной деятельности
- балансовый доход (балансовая прибыль)
- чистая прибыль
- прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия.
Прибыль от основной деятельности соответствует прибыли от реализации продукции, работ, услуг, отражает финансовый результат деятельности, ради которой создано предприятие. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности показывает сальдо между доходами и убытками по операциям, не связанным с реализацией продукции, работ и услуг предприятия (с учетом процентов за пользование кредитами). Доход от инвестиционной деятельности это основная часть прибыли финансово-хозяйственной деятельности, представляющая собой сумму доходов предприятия от финансовых вложений. Балансовый доход (балансовая прибыль) характеризует суммарный доход, полученный предприятием от производственной и финансовой деятельности. Чистая прибыль равняется части балансовой прибыли за минусом отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, отчислений от прибыли от ее налогообложения. Прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия, - это часть дохода, остающаяся после завершения всех распределительных операций.
7. Методика анализа валовых доходов
Анализ проводят методом сравнения. Цель анализа: ответить на вопрос, все факторы были использованы или не все для увеличения валового дохода. Исходные данные: товарооборот, валовый доход, уровень валового дохода. Эти показатели заносят в аналитическую таблицу за прошлый год и по факту, находят отклонение по всем трём показателям. Затем рассчитывают влияние факторов:
1. Изменение объёма продаж (т/о факт – т/опр) * уровень ВД про / 100%
Зависимость прямая.
2. Изменение уровня наценки.
(Ув ф – Увы пр) * то факт / 100
Зависимость прямая.
5.. Анализ прибыли
V. Анализ проводят методом сравнения с использованием аналитической таблицы. Цель анализа – выяснить, все факторы были использованы для увеличения прибыли, или нет. Показатели: товарооборот, валовый доход, уровень дохода, расходы, уровень расходов, прибыль от реализации, рентабельность, непроизводственные доходы, непроизводственные расходы, прибыль балансовая. Все эти показатели заносят в аналитическую таблицу. Используя метод сравнения находят отклонения по всем показателям, затем рассчитывают влиянием факторов. На прибыль оказывают влияние много факторов. Условно их делят на две группы: внешние факторы (от работы предприятия не зависящие): налоговое законодательство, стихийные бедствия, инфляция, война.
Вторая группа – внутренние факторы, которые зависят от работы предприятия. Сюда относятся изменение объёма продаж: (т/о) ф – т/о пр) *Р про / 100. Зависимость прямая.
Изменение уровня наценки: (У Вд факт – УВдпр) * т/о ф / 100 Зависимость прямая.
Ищзменение уровня расходов: (Уиф - Уипр) * т/о ф / 100 Зависимость обратная.
На преддипломной практике,я провела экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, который отразила в 8-ми таблицах. В своей выпускной квалификационной работе я представляю таблицу №5<Анализ плана по труду и зарплате>
Экономическая часть
Таблица №1
Анализ товарооборота по структуре.
Показатели | Прошлый год | Фактически | Отклонения | Темпы роста |
Товарооборот | 29645,7 | 25448,1 | -4197,6 | 85,84 |
Собственная продукция | 19671,6 | 18446,9 | -1224,7 | 93,77 |
Покупные товары | 9947,1 | 7001,0 | 2946,1 | 70,19 |
Удельный вес собственной продукции в товарообороте % | 66,35 | 68,45 |
Ход решения:
1.Нахожу удельный вес собственной продукции:
Уд.вес. = соб.прод. *100 / т/о = 19671,6 *100 /29645,7 = 66,35 %
2.Нахожу покупные товары:
Покупные товары = т/о - соб.прод. = 29645,7 – 19671,6 = 9974,1 тысяч рублей
3.Нахожу отклонения:
+отклонения = ф – пр. = 7001,2-9974,1 = - 2972,9 тысяч рублей
-
4.Нахожу темп роста:
Темп роста = 7001,2*100/9974,1=70,19%
Расчеты показывают темп роста товарооборота составил 85,84%, собственной продукции – 93,77%; покупных товаров – 70,19%. Фактический удельный вес возрос на 6,13%. Структура товарооборота хорошая, так как темп роста собственной продукции меньше 100%, но удельный вес АО сравнению с прошлым годом возрос. Основная причина неэффективной работы в том что ассортимент и качество собственной продукции несоответствует спросу.
Я предлагаю провести маркетинговые исследования и провести анализ спроса.
Таблица 2.Анализ структуры собственной продукции.
Показатели | Прошлый год | Фактически | Отклонение | Темпы роста |
Обеденные продукты | 11803,02 | 8300,74 | -3502,28 | |
в том числе: | ||||
Ι блюда | 7421,2 | -4931,2 | ||
ΙΙ блюда | 2360,6 | 3320,29 | +959,69 | |
ΙΙΙ блюда | 1180,3 | 1660,14 | +479,84 | |
Холодные блюда | 3540,9 | 830,07 | -2710,83 | |
Прочая собственная продукция | 7868,68 | 10145,35 | +2276,67 | |
в том числе: | ||||
Полуфабрикаты | 2360,6 | 1521,8 | -838,8 | |
Кондитерские изделия | 786,86 | 3550,87 | +2776,01 | |
Напитки | 786,86 | 1014,53 | +227,67 | |
Чай | 1967,21 | 1014,53 | -952,68 | |
Бутерброды | 393,43 | 2029,06 | +1635,33 | |
Кулинарные изделия | 1573,73 | 3043,59 | +1469,86 | |
Итого собственной продукции | 19671,7 | 18446,1 | -1224,7 |
Структура собственной продукции плохая. Программа выполнена не полностью. Основная причина такой структуры является регулярный срыв поставки сырья. Я предлагаю сделать анализ сырьевой базы, поменять поставщика.
Таблица № 3