Учебного курса «Обществознание»
Методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историческом развитии и современном состоянии.
Методология социального познания, как и собственно методология, имеет трехуровневую структуру:
I. Философско-гносеологический уровень (общая теория познания).
II. Теоретический уровень.
III. Эмпирический уровень (методы и технические приемы социологического исследования).
Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала.
Предмет методологии социального познания – исследование познавательных аспектов научного изучения социальной реальности, а также деятельности специалистов в области социальных наук.
Цель методологии социального познания – выяснение сущности, объективного содержания процессов, происходящих в обществе.
Важнейшей задачей методологии социального познания является установление четких оснований (принципов) для отбора, организации осмысления конкретного материала.
Для достижения своей цели и задачи методология социального познания разрабатывает принципы, средства и методы добывания, систематизации и истолкования знаний об обществе, а также нормы и правила, регулирующие деятельность по формированию и развитию этого знания.
Исторически в методологии социального познания сформировались 2 направления:
· умозрительно-философское направление – исходные положения социальных теорий выводятся непосредственно из философских принципов (Г. Гегель);
· позитивистское направление – “наука сама себе философия”, положения социальных теорий формируются не только на основе философских принципов (О. Конт, Г. Спенсер).
|
Базовыми категориями методологии социального познания как особой научной дисциплины являются следующие категории:
1) Социальное познание – это целостный процесс отражения объективной социальной действительности в сознании человека с целью получения и расширения знаний об обществе, приближения к истине.
2) Методологический подход представляет собой определенное принципиальное монистическое или плюралистическое толкование социальной реальности и происходящих в ней процессов под определенным углом зрения. Например, существуют историко-материалистический (марксистский), плюралистический (позитивистский), культурно-исторический (цивилизационный), антропологический, социологический и др. подходы.
3) Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации научного исследования.
4) Метод – способ сбора, обработки и анализа доступной информации.
5)Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
6) Методика – совокупность методов, приемов, технических средств, применяемых исследователем. Методика изменяется в зависимости от конкретного объекта исследования, в отличие от методологии, которая является стабильным основанием для любого конкретного исследования в данной социальной науке.
2. Методология обществоведческих дисциплин и
учебного курса «Обществознание»
Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.
|
Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.
Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.
Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.
Цели обществоведческой подготовки в старших классах:
· овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;
· развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;
|
· усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;
· приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;
· овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.
Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей — необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы.
Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М —2001.
Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М — 2001.
Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой — М — 2001.
Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева — М — 2000.
Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе — 1999 — № 5,6.
Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению — М — 2000.
Человек и общество. 10 кл. Методические рекомендации по курсу —М — 2001 — 10, 11 кл.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. — М — 2000.
Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. — М — 2001.
Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. — М — 1999.
Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М — 1999.
Школьный словарь по обществознанию. — М — 2001.
Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. —М — 2000.
Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. — М — 2001.
Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» — 2001 — № 2.
В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.
Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.
Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;
Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей — Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов — Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.
Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.
В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;
- воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;
- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;
- овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;
приобретение основ компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;
- в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- в сфере трудовой деятельности;
- в сфере массовой коммуникации.