ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
_________ Бережная И.Ф.
подпись, расшифровка подписи
29. 08. 2014 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды
наименование дисциплины
Воронеж- 2016
Пояснительная записка
Курс «Теория обучения» является продолжением (расширением знаний) курса педагогики, который читается студентам специальности 050711 –Социальная педагогика на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии. Изучение курса базируется на знаниях общей педагогики, возрастной физиологии и психологии.
Курс предполагает расширение базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.
Знания, полученные по курсу «Теория обучения», могут быть использованы студентами в качестве ориентиров в осуществлении профессиональной деятельности: выработке собственной методической системы, освоении основных методов и форм обучения, оптимизации средств обучения при работе с трудными, одаренными, педагогически запущенными подростками, с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Задачи курса:
- освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;
- сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;
- освоить формы и методы групповой педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, на которых научиться моделировать педагогическую реальность, научиться применять освоенные дидактические знания и способы деятельности на практике;
|
- приобрести навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления.
Предполагается использование следующих видов контроля: текущий, тематический и итоговый. Формы проверки разнообразны: опрос, тестирование, защиты творческой работы, взаимоконтроль и самоконтроль студентов.
Программа рассчитана на 95 часов, из них аудиторных занятий 76 часов, СР – 8,5 часа.
Требования к уровню подготовки студентов
У студентов должны быть сформированы следующие:
Компетенции:
компетенции компетенции компетенции
Знания
Умения
Владения [способы деятельности (или пишем навыки)]
Программа разработана на основе требований ФГОС по направлению 031300 – Социальная педагогика.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
лекции | Семинары и пр.занятия | Всего аудиторных | Сам. работа | ||
1. | Дидактика как наука | ||||
2. | Дидактические системы | ||||
3. | Содержание образования | ||||
4. | Организация процесса обучения | ||||
5. | Формы и методы обучения | 0,5 | |||
6. | Средства обучения и контроля | - | |||
7. | Творческий урок | - | |||
8. | Инновационные виды обучения. Методики авторских школ | ||||
Итого: | 8,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Дидактика как наука
Происхождение и развитие дидактики. Обучение и жизнь. Понятие «дидактика». «Великая дидактика». Дидактика Гербарта. Дидактика прогрессивистов. Дидактика как система.
|
Основные дидактические понятия. Образование. Тип образования. Обучение. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и творчество. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения.
Философские предпосылки отечественной теории обучения. Национальная идея в образовании. Идеи о смысле образования. Методологические основы образовательного процесса. Понятие и сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.) Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика.
Законы в обучении. Закономерности обучения. Принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Принципы образовательного процесса: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, образовательной рефлексии.
Тема 2. Дидактические системы
Обучение на Руси. Народная педагогика. Древнерусские формы обучения. Становление отечественной дидактики. Система обучения М.В. Ломоносова. Свободная школа Л.Н. Толстого. Дидактика П.Ф. Каптерева. К.Д. Ушинский.
Советская дидактика. Система С.Т. Шацкого. Система А.С. Макаренко. Программированное обучение. Мыследеятельностное обучение. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Отдельные дидактические направления.
|
Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Новая школа Френе. Система Монтессори. Вальдорфская школа. Современные зарубежные системы обучения.
Тема 3. Содержание образования
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Понятие содержания образования. Основные теории содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Структура общего среднего образования.
Личностно-ориентированное содержание образования. Личностный смысл содержания образования. Деятельностное содержание образования. Культурно-историческое содержание образования. Творческая составляющая личностно-ориентированного обучения.
Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Первая ступень – начальная школа. Вторая ступень – основная школа. Третья ступень – средняя (полная) общеобразовательная школа.
Образовательные программы и учебники. Конструирование образовательной программы. Знания и деятельность в образовательной программе. Учебники иучебные пособия. Структура учебника. Личностная ориентация учебника. Перспективы развития учебника.