Контрольно-измерительные материалы
По дисциплине «Социальная психология»
По специальности 39.02.01 Социальная работа.
Составитель: Мавлеткулова Ф.Р.
Соответствие заданий требованиям ФГОС
знать: | |
теоретические основы социальной психологии; основные направления развития социально-психологической науки; | 1-8, 12,15,20, 34-37, 48, 49, 54, 66, 67, 60, 70-72 |
психологические особенности типов личности; | 9, 10, 11, 12, 13,14, 22, 23, 27, 32 |
основы психологии труда; | 38, 39, 40, 41, 42, 43 |
основы эффективного социального взаимодействия. особенности межличностных и межгрупповых отношений | 18, 29, 30, 31, 33, 44, 45, 47, 54, 56, 73- 78 |
уметь: | |
учитывать социально-психологические и личностные особенности людей; | 16, 17, 21, 22, 23, 24, 31, 33, 51, 53, 57, 76-80 |
анализировать ситуации социального поведения; особенности социального поведения личности. | 19, 21, 25, 26, 28, 29, 45, 46, 50, 55, 59, 60, 61, 62, 63-65, 69. |
Критерии оценивания письменных работ (тестиривание)
Оценка | % выполнения тестовых заданий |
«5» | свыше 90% до 100% |
«4» | свыше 70% до 90% |
«3» | свыше 50% до 70% |
«2» | менее 50 % |
1. Социальная психология – это наука…
а) изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности,
основные понятия психологии;
б) о психологических явлениях возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом;
в) изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания;
г) все ответы верны
2.Социальная психология изучает …
а) б) изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, выявляет психологические закономерности обучения и воспитаниЯ;
|
в) психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
г) нет правильных ответов.
3. Социальная психология возникла:
а) в 20 веке;
б) в конце 18 века;
в) во второй половине 19 в.;
г) нет правильного ответа.
4. Экспериментальные методы – …
а) называют способы изучения текстов, документов, относящихся к людям или группам людей;
б) это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные расчеты;
в) предполагающие организацию и использование необычной экспериментальной ситуации для исследования социально психологических явлений;
г) это такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей.
5. Методами опроса называют …
а) называют способы изучения текстов, документов, относящихся к людям или группам людей;
б) это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные расчеты;
в) предполагающие организацию и использование необычной экспериментальной ситуации для исследования социально психологических явлений;
г) такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей.
6. Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности …
|
а) называют способы изучения текстов, документов, относящихся к людям или группам людей;
б) это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные расчеты;
в) предполагающие организацию и использование необычной экспериментальной ситуации для исследования социально психологических явлений;
г) такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей.
7. Математические методы исследования – это…
а) называют способы изучения текстов, документов, относящихся к людям или группам людей;
б) это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные расчеты;
в) предполагающие организацию и использование необычной экспериментальной ситуации для исследования социально психологических явлений;
г) такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей.
8. Как называется метод, в ходе которого исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта?
а) контент-анализ
б) анализ продуктов деятельности
в) беседа
г) эксперимент.
9. Как называются своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях?
|
а) человеком
б) личностью
в) индивидуальностью
г) субъектом деятельности.
10.Какв психологии определяется термин «личность»?
а) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания;
б) человек, достигший высокий уровень зрелости;
в) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
г) системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.
11.Что является движущими силами психического развития?
а)правила
б) законы
в) принципы
г) противоречия.
12. Какой отрасль психологии занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам:
а) социальная психология
б) возрастная психология
в) педагогическая психология
г) дифференциальная психология.
13. Какой тип темперамента описывается: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя?
а) сангвиник
б) флегматик
в) холерик
г) меланхолик.
14. Как называется отклоняющееся поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт?
а) апатия
б) агрессия
в) антипатия
г) аффект.
15. Как называется метод, в ходе которого исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта?
а) контент-анализ
б) анализ продуктов деятельности
в) беседа
г) эксперимент.
16. Механизм познания и понимания другого человека, основанный на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства, называется…
а) рефлексией
б) идентификацией
в) эмпатией
г) аттракцией.
17.Сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе называется …
а) совместимостью
б) эмоциональностью
в) эгоцентризмом
г) потребностью
18. Точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в виде гипотезы, называется…
а) способностью
б) лекцией
в) мнением
г) потребностью.
19. Уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами, называется…
а) убежденностью
б) темпераментом
а) характером
г) воображением
20.Совокупность взглядов, признающих высокое общественное признание человека, называется…
а) нигилизмом
б) оптимизмом
в) эгоизмом
г) гуманизмом.
21. Содержательный и общественно значимый компонент личности, проявление направленности мировоззрения в ее поведении, называется…
а) характером
б) потребностями
б) способностями
г) темпераментом.
22.Человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём –
а) амбиверт
б) экстраверт
в) интроверт
г) все ответы не верны.
23.Сильный, уравновешенный, подвижный тип темперамента -
а) холерик
б) флегматик
в) сангвиник
г) меланхолик.
24. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения тип темперамента -
а) холерик
б) флегматик
в) сангвиник
г) меланхолик.
25.Как называется стиль руководства группой, если дела в ней заранее планируются, голос руководства решающий, возможны запреты без снисхождения, похвала и порицание субъективны, позиция лидера – вне группы?
а) либеральный
б) демократический
в) попустительский
г) авторитарный
26. Как называется индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу?
а) характер
б) чувства
в) эмоции
г) привязанность.
27. Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями, называется:
а) акцентуация характера
б) темперамент
в) настроение
г) способности.
28. Как называется осознание индивида того, как он воспринимается партнером по общению?
а) рефлексия
б) эмпатия
в) идентификация
г) аттракция.
29. Какими особенностями характеризуется внушение?
а) носит вербальный характер;
б) подвержены впечатлительные люди;
в) целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу;
г) все ответы верны.
30. Как называется следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения?
а) заражение
б) внушение
в) подражание
г) эмпатия.
31. Неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей -
а) индивидуальность
б) личность
в) индивид
г) гений.
32. Неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению напряженных ситуаций, называются…
а) стрессорами
б) эмоциями
в) ролями
г) способностями.
33. Механизмами психологической защиты личности являются:
а) вытеснение
б) замещение
в) идентификация
г) все ответы верны
34. К мегафакторам социализации относятся...
а) семья, соседи, сверстники;
б) космос, планета, мир;
в) страна, общество, государство;
г) регион, село, город, поселок.
35. К мезофакторам социализации относятся...
а) семья, соседи, сверстники;
б) космос, планета, мир;
в) страна, общество, государство;
г) регион, село, город, поселок.
36. К макрофакторам социализации относятся...
а) семья, соседи, сверстники;
б) космос, планета, мир;
в) страна, общество, государство;
г) люди, принадлежащие к одной субкультуре.
37. К микрофакторам социализации относятся...
а) семья, соседи, сверстники;
б) космос, планета, мир;
в) страна, общество, государство;
г) люди, принадлежащие к одной субкультуре.
38. Психология трудовой деятельности — это …
А) отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функионирования и формирования человека как субъекта труда;
Б) деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека;
В) совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности;
Г) гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.
39. Профессиональная деформация личности- это…
А) отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функионирования и формирования человека как субъекта труда;
Б) деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека;
В) совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности;
Г) гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.
40. Психологическая система деятельности – это…
А) отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функионирования и формирования человека как субъекта труда;
Б) деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека;
В) совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности;
Г) гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.
41.Труд — это …
А) отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функионирования и формирования человека как субъекта труда;
Б) деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека;
В) совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности;
Г) гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.
42. Под социальным управлением понимается …
А) воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития;
Б) создание управляемой и управляющей систем;
В) обеспечение оптимального функционирования управляющей и управляемой систем;
Г) создание политических партий.
43. Стилизованный механизм социализации действует в рамках…
А) субкультуры
Б) профессиональной культуры
В) общественного института
Г) семьи
44. Тип воспитания, когда родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка или возлагают на него недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи, называется…
а) воспитанием в условиях повышенной моральной ответственности;
б) гиперопекой;
в) гипопротекцией;
г) Гиперсоциализирующим воспитанием.г
45. Приобретения индивидом самостоятельности, автономности называется
а) социальной адаптацией;
б) социализацией;
в) индивидуализацией;
г) интеграцией ребенка в социум.
46. Взаимная трансформация и личности и среды называется
а) социальной адаптацией;
б) социализацией;
в) индивидуализацией;
г) интеграцией ребенка в социум.
47. Установить соответствие:
Типы отклонений от нормы | Проявление |
1) физические | а) Отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования; |
2) психическое | б) Сиротство, отклоняющееся поведение; наркомания; безнадзорность; алкоголизм; |
3) педагогические | в) болезнь; нарушения слуха, зрения; опорно-двигательного аппарата; |
4) социальные | г) задержка психического развития; умственная; |
48. Нравственные умения, навыки, привычки формируют методы:
а) упражнения;
б) убеждения;
в) соревнования;
г) соревнования.
49. Метод убеждения
а) формирует умения, навыки, привычки;
б) «программирует» сознание;
в) предотвращает негативное поведение.
50. Образовательная помощь социального педагога семье это:
а) поддержка и коррекция;
б) обучение и воспитание;
г) организация, координация, информирование.
51. Биологическим фактором, влияющим на развитие ребенка группы риска является:
а) условия жизни;
б) ближайшее окружение;
в) наследственность;
г) воспитание.
52. Посредническая помощь педагога семье это:
а) поддержка и коррекция;
б) обучение и воспитание;
в) организация, координация,
г) информирование.
53. Как называется семья, которая состоит из одной брачной пары без детей или с детьми, не состоящими в браке?
а) многодетная семья;
б) сложная семья;
в) нуклеарная семья;
г) расширенная семья.
54.Кто законодательно несет ответственность за действия несовершеннолетнего при отсутствии родителей:
а) директор школы;
б) социальный педагог;
в) заместитель директора школы;
г ) опекун?
55. Какие из указанных фактов достаточны для определения безнадзорности несовершеннолетнего:
а) отсутствие или недостаточный контроль за поведением ребенка и его успеваемостью в школе со стороны родителей и лиц их заменяющих;
б ) проживание несовершеннолетнего вне родительской семьи;
в) отсутствие одного или обоих родителей;
г) проведение ребенком большого количества времени на улице.
56. К какой из функций социального педагога относится деятельность по включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу:
а) диагностическая;
б ) организационно-коммуникативная;
в) социально-компенсаторная;
г) прогностическая.
57. Социальную компетентность характеризует:
а ) умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;
б) умение длительное время сосредотачиваться на предмете деятельности;
в) умение владеть собой при наличии эмоции страха;
г) знание социологии.
58. Наиболее эффективный метод профилактики курения:
а) беседа о вреде курения;
б) социальный тренинг сопротивления вовлечению в курение;
в) видеофильм о вреде курения.
г) работа с родителями.
59. Поведение какого подростка считается делинквентным:
а) стремящегося к утверждению своего превосходства;
б) чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно-наказуемые действия;
в) самоутверждающегося через активность в сексуальной сфере;
г) являющегося лидером неформальной группы.
60. Что вы понимаете под самовоспитанием? Из приведенных ответов выберите правильный, проанализируйте ошибочность остальных.
а) самовоспитание предполагает воздействие личности на ту биологическую и социальную среду, в которой она обитает;
б) под самовоспитанием следует понимать такую деятельность воспитателя, которая способствует торможению в воспитаннике отрицательных качеств;
в) под самовоспитанием понимается сознательная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности;
г) самовоспитание - это целенаправленное взаимодействие личности с окружающими людьми с целью сравнительного анализа собственных поступков.
61. В чем состоит задача нравственного воспитания?
а) в процессе нравственного воспитания необходимо научить человека соблюдать те нормы поведения, которые установились в данном обществе;
б) нравственное воспитание предполагает овладение правилами и нормами поведения, формирование чувств и убеждений, умений и навыков в нравственном поведении;
в) нравственное воспитание ставит задачу изучения основных правил поведения человека в обществе.
г) целенаправленное взаимодействие личности с окружающими людьми с целью сравнительного анализа собственных поступков.
62. Что такое поощрение:
а) поощрение – способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с позиции интересов коллектива, с целью закрепления положительных качеств;
б) поощрение – это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности с целью его успокоения;
в) поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда педагог поощряет воспитанника с целью формирования у него положительного отношения к своим обязанностям?
г) все ответы верны.
63. Какое утверждение отражает наивысшую стадию нравственного развития:
а) «Я поступаю с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной»;
б) «Я должен сделать то, что обещал, иначе меня не будут уважать»;
в) «Я обязан соблюдать закон. Иначе меня накажут»;
г) «Если я выполняю нормы общества, то ко мне будут хорошо относиться».
64. Что такое наказание:
а) это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанника с целью формирования у него боязни за свои неверные действия;
б) метод воспитания, который представляет собой не что иное, как проявление формы требования к коллективу воспитанников;
в) это способ воздействия воспитателя на воспитанника с целью торможения его отрицательных поступков;
г) метод воспитания, проявляющийся в форме требования?
65. Что такое соревнование:
а) это игра, в которой определяется победитель;
б) метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников;
в) путь к закреплению достигнутых результатов;
г) метод установления превосходства одних воспитанников над другими?
66. Условием реализации какого принципа воспитания является «учет интересов учащихся», их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов»:
а) принципа создания воспитательной среды;
б) принципа целостного подхода;
в) принципа гуманистической ориентации воспитания;
г) принципа социального закаливания.
67. К каким методам относятся: упражнение, приучение. принуждение, требование:
а) методы формирования чувств;
б) методы формирования сознания;
в) методы формирования поведения и деятельности;
г) методы стимулирования?
68. К каким методам относятся убеждение, внушение, этическая беседа:
а) методы формирования чувств;
б) методы формирования сознания;
в) методы формирования поведения и деятельности;
г) методы стимулирования?
69. К каким методам относятся поощрение, наказание, соревнование:
а) методы формирования чувств;
б) методы формирования сознания;
в) методы формирования поведения и деятельности;
г ) методы стимулирования?
70. Метод это:
а) совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используется социальным педагогом для достижения поставленной цели целенаправленное взаимодействие личности с окружающими людьми с целью сравнительного анализа собственных поступков;
б) способы взаимосвязанной деятельности социального педагога, способствующие накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка;
в) практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов социально-педагогической деятельности.
г) все ответы верны.
71. Технология коррекционно-педагогической деятельности это:
а) совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используется социальным педагогом для достижения поставленной цели;
б) способы взаимосвязанной деятельности социального педагога, способствующие накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка;
в) практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов социально-педагогической деятельности;
г) все ответы верны.
72. Средство это:
а) совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используется для достижения поставленной цели.
б) способы взаимосвязанной деятельности педагога, способствующие накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.
в) практическая деятельность педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов социально-педагогической деятельности.
г) все ответы верны.
73. Бессознательная форма включения личности в сопереживание общего психологического состояния с большой группой людей одновременно называется…
а)Внушением
б) Заражение
в)Убеждением
г)Подражанием.
74. Множественные контакты незнакомых людей образуют ______ общение.
а) косвенное
б) межличностное
в) прямое
г) массовое
75.Сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе называется
а) совместимость
б) эмоциональностью
в) эгоцентризмом
г) потребностью.
76. Тип личности, характеризующийся низкой контактностью с людьми, неуверенностью и беззащитностью, называется
а) педантичным
б) тревожным
в) экстравертируемым
г) демонстративным
77.Человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём –
а) амбиверт
б) экстраверт
в) интроверт
г) все ответы не верны.
78. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, называется:
а) диалог
б) взаимодействие
в) кооперация
г) конфликт.
79. Доминантный субъект общения - это
а) субъект общения, который обладает быстротой рефлексивной оценки, легкой манерой переключения внимания;
б) субъект общения, который обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера;
в) субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других;
г) все ответы верны
80. Мобильный субъект общения – это
а) субъект общения, который обладает быстротой рефлексивной оценки, легкой манерой переключения внимания;
б) субъект общения, который обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера;
в) субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других;
г) все ответы верны.
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
№п/п | Ответы | №п/п | Ответы | № п/п | Ответы | № п/п | Ответы |
Б | А | Б | Б | ||||
В | А | Г | Б | ||||
В | А | Б | Б | ||||
В | Г | Г | В | ||||
Г | В | Б | А | ||||
А | А | Б | |||||
Б | А | А | |||||
Г | Г | Б | |||||
В | Б | Б | |||||
Г | Г | И | |||||
Г | В | Б | |||||
А | А | В | |||||
Б | А | А | |||||
Б | Г | В | |||||
Г | В | Б | |||||
А | Б | В | |||||
В | А | В | |||||
В | А,Б | Б | |||||
А | А | Г | |||||
Г | В | Б | |||||
А | Г | В | |||||
Б | 1-в; 2-г; 3-а; 4-б | А | |||||
В | А | Б | |||||
А | Б | Г | |||||
Г | Б | В |